Приложение МААМ

Проект «Солнышко на столе». Ознакомление с окружающим миром

тамара прокопьева
Проект «Солнышко на столе». Ознакомление с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

Тематический проект.

«Солнышко на столе».

Подготовительная к школе группа

Педагоги МБДОУ №72.

Воспитатели: Беззубенко С. В. Земская М. В.

Учитель- логопед: Прокопьева Т. В.

Томск — 2012

Содержание проекта.

1. Цели, задачи проекта.

2. Организация и проведение проекта.

3. Приложения (стихи, загадки, картинки, фотографии, дидактические игры (работа с разрезными картинками, мозаика, работа с фланелеграфом, магнитная доска)

Публикация «Проект „Солнышко на столе“, Ознакомление с окружающим миром» размещена в разделах

Цель проекта : сбор информации о подсолнечном масле, как о необходимом и полезном продукте питания. Расширить представления об окружающем мире. Обобщить полученные знания.

Участники проекта : дети подготовительной группы МБДОУ №72, педагоги, родители.

Причины разработки проекта :

Расширять представления детей обо окружающем мире, продуктах питания полученных в процессе переработки.

Научить отдавать предпочтение продуктам здорового питания. (Здорового образа жизни)

Вызвать желание детей употреблять в пищу подсолнечное масло (а не майонез)

Задачи проекта :

Работать над формированием у детей следующих знаний и понятий:

а) подсолнух растение, из которого человек получает масло

б)расширить представления о профессиях (комбайнер, агроном, повар, технолог, диет. сестра и т. д.)

в) масло необходимо человеку для здоровья и роста, так как в нем содержатся необходимые полезные вещества.

д) продукт, который можно употреблять как самостоятельно, так и в сочетании с другими продуктами.

Развивать любознательность, уважение, бережное отношение к продуктам труда многих людей.

Развивать логическое мышление.

Привлечь детей, родителей, педагогов для совместной работы.

Сюжет проекта :

Привлечь внимание детей к полезному продукту питания, отдавать предпочтение маслу, а не майонезу.

Получения подсолнечного масла :

1. Обобщить представления о растении- подсолнухе, и уходу за ним.

2. Дать знания детям о процессе получения масла из растения.

3. Приготовление блюд из данного продукта.

4. Что полезного в масле?

Параллельно дети совместно с педагогами, родителями подбирают материал по теме (стихи, песни, поделки, загадки).

Входе проекта проводятся : - совместная образовательная деятельность, конкурсы, игры по теме проекта, экскурсии (в кухонный блок, в магазин,и т. д, практическая деятельность детей и родителей в домашних условиях (приготовление салатов, соусов и т. д,

заканчивается проект викториной (обобщение полученных знаний).

А) Процесс посадки и уход за растением.

Сбор урожая.

Б) Совместная образовательная деятельность (рисование, лепка, конструирование)

Г) Викторина.

Алгоритм разработки проекта

«Солнышко на столе»

Этапы.

Содержание работы. Предполагаемый результат.

1.

Подготови- тельный. -выбор темы,

-подбор группы участников

-постановка цели проекта Наличие участников проекта, четкого представления о необходимости работы над ним.

2.

Преобразо-вательный (планирование)

-анализ проблемы

-постановка задач решаемых в ходе работы над проектом

-распределение ролей в группе участников проекта

-определение источников информации

-выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Формирование задач; накопление информации по теме проекта; оформление системы работы, подготовка к ее опробированию.

3. Этап реализации проекта (практический)

4. Этап- заключите-льный (оценка результатов и защита проекта)

-работа по реализации проекта (совместная образовательная деятельность, наблюдения, экскурсии, беседы, чтение худ. литературы);

- организация взаимодействия между всеми участниками проекта;

-обсуждение полученных результатов в ходе проекта;

- взаимодействие с социумом;

-оформление выставки поделок;

- оформление результатов проекта.

-анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехи, неудачи) иобсуждениеполученных результатов, их оценка;

-защита проекта. Сплоченная работа участников проекта, эффективно организованная деятельность за пределами детского сада; оформление материала по теме проекта.

Представление накопленного материала по теме проекта (поделки, дид мат-л, и т. д.)

-организация выставок по теме проекта;

-повысить уровень знаний детей по теме проекта.

План работы над проектом.

«Солнышко на столе».

В подготовительной к школе группе.

Предварительная беседа с детьми о растении (подсолнух).

а)что вы знаете о подсолнухе?

б)что мы хотим узнать о нем?

в)как мы будем это делать?

Во время беседы проводится обязательная фиксация ответов и желаний детей.

2. Что это за растение?

а) Сбор сведений о растении (подбор иллюстраций с привлечение родителей, чтение художественной литературы; заучивание стихов, разучивание песен, рассматривание картин, реалистичные рассказы взрослых о растении.

б) Совместная деятельность:

- Изобразительная деятельность, изготовление панно.

- Изготовление макета «Огород на окне».

- Изготовление поделок на тему.

3. Польза растений, а именно польза подсолнуха.

посадка растения на садовом участке, уход, сбор урожая.

беседа о том, что данные плоды можно употреблять самостоятельно, так и в переработанном виде,

Экскурсия в магазин, в пищевой блок детского сада, беседа с сотрудниками, беседа о том, как масло попадает в магазин, на стол;

Что полезного в масле? Беседа с медработником детского сада.

4. Для чего нужно масло?

Задание детям:

обсудить с родителями то, как можно использовать данный продукт (масло); приготовить салаты, соусы;

провести беседу о правильном здоровом питании;

беседа с детьми в процессе образовательного процесса.

5. Выставка поделок «Солнышко на столе».

приглашение гостей (детей из других групп) для показа, беседы по данной теме;

оформление альбома «Дети солнышка».

6. Защита проекта- групповой праздник «Солнышко на столе».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

«СОЛНЫШКО НА СТОЛЕ»

в подготовительной к школе группе МБДОУ № 72 г. Томск.

Во время обеда некоторые дети отказываются есть салаты с использованием подсолнечного масла. Главным аргументом отказа «Я не люблю», «Лучше бы с майонезом» и т. д.

Беседа о пользе подсолнечного масла. О том, что этот продукт изготовило много рук. О витаминах и пользе.

Вопросы детям :

Что они знают о масле?

Что хотели бы узнать?

Как мы сможем это сделать?

Все ответы записывались. На вопросы дети пытались отвечать самостоятельно иногда с использованием наводящих вопросов.

Способы получения информации были предложены как детьми, так и педагогами.

Что мы знаем о масле? Что мы хотим узнать? Как мы это узнаем?

*Подсолнух-это растение.

*масло-это продукт.

*масло мы покупаем.

* используем его для приготовления пищи.

*Как оно получается?

*Где его изготавлива-ют?

*Как оно попадает в магазин?

*Какие продукты изготавливают еще из подсолнуха?

*Что полезного в нем? *Прочитать в книгах.

* изготовить макеты

*провести эксперимент (посадить, собрать урожай,

*побеседовать с людьми которые участвуют в процессе приготовления и использования продукта.

*Сходить на экскурсию в магазин, в кухонный блок.

*Побеседовать с медработником о пользе продукта.

* Дома с родителями приготовить блюда с использованием как масла, так и семян подсолнуха.

Виды совместной деятельности:

Ознакомление с окружающим миром (развитие речи).

1. БЕСЕДА: «Подсолнух — это ….

ЦЕЛЬ: начать формировать представления у детей о растении и его пользе, обобщить знания о растении (подсолнух).

Задачи:

а)Уточнить знания детей о растении, строение, где растет, и т. д.

б) Учить понимать смысл понятий «Полезное растение»,

в) Вызвать интерес к изучаемой теме.

Рекомендации по проведению:

Показать семена подсолнуха, напомнить о том, что они хотели бы как можно больше узнать о нем- о его пользе.

Рассмотреть картину о растении, поговорить о строении, этапах роста.

Необходимо обратить внимание детей на рост растения, что для этого необходимы специальные условия (вскапывание земли, посадка семени, полив, подкормка, прореживание, уборка сорняков, и т. д.)

Обратить внимание на то, что растение само вырасти не может, нужен труд людей. О том, что человек заботится о растении, которое приносит пользу человеку в виде самого растения, семян которые используются как самостоятельно, так и в сочетании с другими продуктами (салаты, кондитерские изделия (как самостоятельно- казинаки, при изготовлении конфет, печенья, тортов и др.

Использование художественных произведений о растении: загадки и стихи, рассказы.

В конце все полученные сведения о растении обобщаются.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «АГРОНОМЫ».

Воспитатель вместе с детьми сажают семена в заготовленные ящики.

Ящики с землёй заготавливаются в свободное время. Начинается построение макета «Огород на окне».(наблюдение за ростом семени)

Высадка семян на улицу производится во время прогулки.

***

Интегрированное занятие по изобразительной деятельности и обучение математическим представлениям.

ТЕМА: «Рисование подсолнуха».

Цель: продолжать закреплять знание о подсолнухе, как о растении, которое приносит пользу человеку.

Задачи:

Продолжать формировать понятие «Полезные растения».

Закреплять знания о процессе роста

Учить использовать имеющиеся у детей изобразительные навыки для выполнения работы.

Ход занятия:

Загадка про подсолнух

У извилистой дорожки растёт солнышко на ножке. Как дозреет солнышко, будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)

-Взгляните на картинку. (Показ).- На ней изображены цветущие подсолнухи. Мы говорим подсолнух, но научное название этого растения – подсолнечник. Давайте повторим его и запомним. Большой цветок подсолнечника напоминает нам солнце. Но не только внешнее сходство связывает цветок с солнцем. Есть у подсолнуха удивительная способность поворачивать головку цветка вслед за солнышком, провожая его от восхода до самого заката. Недаром про подсолнух в загадке говорится : Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет.

Гимнастика для глаз «Подсолнухи и солнце»

Воспитатель берет в руки изображение солнца на палочке и передвигает его, а дети следят за ним, двигая только глазами. Подсолнечник выращивается практически во всём мире. И у наc тоже. А используется подсолнечник для производства подсолнечного масла. Вот оно. (Показ). Видели вы на своей кухне подсолнечное масло? Как его используют? На нем жарят, добавляют в пищу, им смазывают противни для выпечки. Подсолнечник — важное медоносное растение. Как вы понимаете смысл выражения «медоносное растение»? Медоносное растение – это такое растение, с которого пчелы собирают мед. Мёд из нектара цветущего подсолнечника получается золотисто-жёлтого цвета. Еще бывает декоративный подсолнечник. Декоративное растение – это растение, которое выращивают ради красоты. Декоративные растения – это украшения. Повторите слова «декоративное растение» и постарайтесь запомнить, что они означают. У меня есть семена декоративного подсолнечника. Мы обязательно посадим у себя в детском саду декоративные подсолнухи. Пусть они украшают наш детский сад. Вырастут из зернышек золотые солнышки. Поджаренные семена подсолнечника люди едят как лакомство и называют – семечки. Пробовали вы когда-нибудь семечки? Семечки – очень полезный продукт, так как в них много витаминов и других, полезных для здоровья веществ.

(Дегустация семян подсолнечника) предварительная работа (в домашних условиях)

Не только люди любят лакомиться семечками. Вспомните, кого мы с вами зимой угощали семенами подсолнечника? Мы насыпали семена подсолнечника в птичьи кормушки.

5. РИСОВАНИЕ ПОДСОЛНУХА, показ образца.

6. Динамическая пауза «Желтый подсолнух».

Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)

Желтый подсолнух за солнцем следит. (С поворотом слава направо нарисовать поднятыми руками дугу)

Только желтые лучи у него не горячи. (Наклоны головы к левому-правому плечу)

Он растет на длинной ножке (Руки вдоль туловища, встать на носки)

С лепесточками, как рожки, (Развести руки в стороны и немного вверх)

Голова его крупна, черных семечек полна. (Соединить над головой округленные руки)

7. Количественный и порядковый счет

Сосчитайте, сколько всего подсолнухов? На каком по счету подсолнухе сидит птица? Какой по счету подсолнух наклонился вниз? На какой по счету подсолнух села пчела? Какой по счету этот подсолнух? (Показ)

8. Измерение объема сыпучих тел

Как узнать, сколько семечек в этих двух банках? Обсуждаются разные предложения детей. Начинается отсчет по одной семечке. Дети подводятся к выводу о том, что считать по одной семечке – это долго и утомительно. Если кто-то предлагает взвесить семечки, педагог говорит, что весов нет. Если дети не вспомнят о мерке, педагог сам предлагает использовать стаканчик и кукольную чашечку. Для измерения вызываются дети. Перед началом измерения у детей спрашивают, равное ли количество семечек в обеих банках? (Равное). Сколько получилось стаканчиков семечек? Сколько чашечек семечек получилось? Если в банках было одинаковое количество семечек, почему же стаканчиков получилось больше, чем чашечек? Потому что чашечки меньше, чем стаканчики. В чашечки вмешается меньше семечек, а в стаканчик вмещается больше семечек. А сейчас вам нужно взять чайные ложки и отмерить себе по две чайные ложки, высыпайте их на блюдца. Эти семечки понадобятся вам для выполнения поделки.

9. Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

Золотой подсолнушек, лепесточки – лучики.

Он – сыночек солнышка и веселой тучки. (Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в стороны.)

Утром просыпается, солнышком лучится,

Ночью закрываются желтые ресницы. (Руки и ладони остаются в прежнем положении, а пальцы медленно загибаются.)

Летом наш подсолнушек – как цветной фонарик.

Осенью нам черненьких семечек подарит.

(Поочередно каждым пальцем правой руки постучать по раскрытой ладони левой руки. Затем поменять руки.)

10. Итог занятия. Выставка рисунков.

***

Конспект занятий по ручному труду в подготовительной группе тема: «Подсолнухи».

Программное содержание:

- Учить вырезать силуэтные изображения по нарисованному контуру.

- Закреплять навыки самостоятельного изготовления поделки по образцу.

- Совершенствовать умение анализировать образец, выделять основные части поделки.

- Совершенствовать навыки работы детей с природным материалом, бумагой, ножницами, клеем ПВА.

- Способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.

- Продолжать учить проявлять аккуратность в работе.

- Развивать самостоятельность, организованность, дисциплинированность.

- Развивать воображение и творческие способности.

- Воспитывать у детей уважение к результатам труда.

Методические приемы:

- Игровая мотивация.

- Беседа, вопросы:

+ Какими цветами украшена наша группа?

+ На что похож подсолнух?

+ Из каких частей состоит подсолнух?

+ Какой природный материал использован для сердцевинки подсолнуха?

- Показ.

- Пояснение.

Словарная работа: подсолнух, подсолнушек, солнце, семечки.

Предшествующая работа:

- Рассматривание иллюстраций, картин с изображением подсолнухов.

- Чтение стихов, отгадывание загадок.

- Рисование подсолнухов.

- Выполнение аппликаций.

- Подготовка вместе с детьми форм из цветного картона: полосок 2*20, кругов d=11см.

Материал:

Костюм подсолнуха, образец – поделка «подсолнух», природный материал (семена подсолнуха, полоска картона зеленого цвета 2*20 см, круги из картона серого цвета d=11 см, цветная бумага зеленого цвета 14*14 см, цветная бумага желтого цвета 7*20 см, шаблоны лепестка и листика, ножницы, клей ПВА, кисти клеевые, клеенки, салфетки, поднос.

Ход занятия.

Обратить внимание детей на то, как красиво украшена группа. Спросить, что это за цветы? (Ответы детей) .

В группу заходит девочка, одетая в костюм подсолнуха.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Сегодня к нам в гости пришел подсолнушек.

Подсолнушек : Здравствуйте, друзья! Мы с подружками узнали, что у вас в детском саду очень хорошо, весело, уютно, и решили сами посмотреть, как вы тут живете, чем занимаетесь, но пока добирались до вашего детского сада, все растерялись.

Воспитатель: Не огорчайся, подсолнушек! Как раз сегодня мы с ребятами собирались делать замечательные поделки, а какие, пусть они догадаются. Я сейчас загадаю загадки, а вы, ребята, попробуйте их разгадать.

Девочка Аленушка

Посадила зернышко,

Выросло на грядке

Маленькое солнышко. (Подсолнух)

В огороде на дорожке,

Под моим окошком,

Расцвело сегодня солнце

На высокой ножке. (Подсолнух)

Дети отгадывают загадки.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашей гостье и сделаем для нее много красивых желтых подсолнухов, чтобы ей не скучно было возвращаться домой. А ты, подсолнушек, присоединяйся к нам.

Познакомить детей с темой занятия. Сказать, чем они сегодня будут заниматься.

Показ способов работы.

Показать образец готовой поделки «подсолнуха». Рассмотреть его и предложить детям назвать части подсолнуха (стебель, листья, лепестки, сердцевина). Обратить внимание на то, какой материал использован для сердцевинки (семена подсолнуха) .

Напомнить правила работы с ножницами, клеем, бумагой.

Воспитатель: Кто мне скажет, как нужно обращаться с ножницами? (Ответы детей) .

Дополнение воспитателя.

Про ножницы.

У ножниц скверный характер. Если человек берет их в руки для дела - что-нибудь отрезать, разрезать или вырезать, - они ему помогают. Но если с ними баловаться, крутить возле носа и совать в рот, они ужасно сердятся и начинают колоть, царапать, резать и рвать все, что оказывается рядом, - руки, ноги, уши, носы, коленки, штаны, платья, доставляя кучу неприятностей.

А вообще, они хорошие. Если вы не будете их обижать, они вам по- настоящему помогут в любых делах.

Воспитатель: А как надо пользоваться клеем? (Ответы детей)

Дополнение воспитателя.

Про клей.

Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Посмотрите, как он медленно течет. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается сделать все побыстрее, кое-как, то работа получается неаккуратная и некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно, клей ему помогает. Когда он высыхает, все неаккуратности и некрасивости, если они есть, исчезают. Вот он какой - клей ПВА.

Воспитатель: Как надо обращаться с бумагой? (Ответы детей)

Дополнение воспитателя.

Про бумагу.

Бумага очень ранима. Она может помяться, порваться, испачкаться. А еще - её всегда не хватает, особенно цветной. Поэтому с ней нужно обращаться бережно, осторожно и экономно.

Физкультминутка (на усмотрение воспитателя) .

Предложить детям:

1. Нанести клей на один круг и уложить на него семена просо (подсолнуха, положить сверху лист бумаги и аккуратно прижать рукой, чтобы семена приклеить.

2. Полоски цветной бумаги сложить пополам два раза. На верхнюю сторону положить шаблон и обвести его.

3. Вырезать силуэты лепестка и листика нужное количество.

4. Наклеить лепестки подсолнуха по краю второго круга.

5. Приклеить стебель (зеленую полоску) к кругу с лепестками.

6. Намазать клеем круг с лепестками подсолнуха и приклеить на него круг с наклеенными семенами подсолнуха. При этом нужно быть особенно осторожным, чтобы не потерять слишком много семечек.

7. Приклеить листики подсолнуха к стеблю.

Самостоятельная работа детей. Необходимые пояснения в ходе работы.

Анализ детских работ.

Вместе с гостьей рассмотреть готовые поделки. Полюбоваться подсолнухами, выбрать самые красивые. Объяснить, почему они получились такие красивые. Обратить внимание на аккуратность расположения лепестков друг на друга, на аккуратность наклеивания деталей поделки и, на прочность их крепления. Особо отметить те поделки, которые дети выполнили самостоятельно.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали, много красивых подсолнухов сделали. Давайте несколько цветов подарим нашей гостье, а остальными украсим нашу группу.

«Подсолнушек» благодарит детей за помощь и прощается с ними.

Подсолнушек : Спасибо вам, друзья! Теперь мне не скучно будет возвращаться домой, ведь теперь со мной будут мои подружки. До свидания!

***

Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой с элементами изодеятельности.

Совместная деятельность педагогов и детей: (чтение, беседа, рисование произведения).

«Сказка о подсолнухе»

Цель: познакомить детей со сказкой, расширить представления об окружающем мире.

Задачи: развивать интерес к получению информации, которую несет текст; помочь осмыслить значение образных выражений, развивать творческое воображение,выразительность речи детей, продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу произведения, упражнять в подборе определений к заданному слову, учить слышать и выполнять инструкции.

Материал : иллюстрации к произведению, книга, цветные карандаши, бумага, фланелеграф, бумажные фигурки.

1. Орг. момент : загадка о подсолнухе.

2. Рассматривание иллюстраций, ознакомление с темой.

3. Чтение сказки.

Молодой стебелек подсолнуха не помнил, как тонким ростком пробился сквозь землю. Какая-то мощная сила вытолкнула его на поверхность, и вот он нежится на солнце, любуясь открывшимся ему огромным и удивительным миром, где так много света, где так уютно и тепло.

«Надо расти, надо тянуться вверх, – думает маленький Подсолнух, немного опьяневший от горячих солнечных лучей. – Ну вот, еще на сантиметр ближе к свету, еще и еще…»

А вокруг кипит жизнь : порхают разноцветные бабочки, весело жужжат трудолюбивые пчелки, перелетая с цветка на цветок, в траве затянул свою монотонную песню кузнечик, а под кустом сирени мирно посапывает пушистый кот. А это что за прекрасное создание с прозрачными крылышками и огромными глазами? Кажется, это стрекоза. Она легко опускается на соседний цветок и замирает на солнце.

– Привет, как поживаешь?

– Хорошо, – отвечает она. – Была на лугу у реки, летала наперегонки.

– А какая она, река?

– Вода в ней прозрачная и в солнечный день переливается всеми цветами радуги.

«Наверное, красиво», – думает подсолнух и оглядывается вокруг : все ликует и радуется теплу и свету!

Вот появляется хозяйка. Сейчас она возьмет лейку, землю напоит живительная влага, и все растения еще сильнее устремятся вверх.

Так он рос, становясь все выше и крепче. Его сочные ярко-зеленые листья мощно раскинулись по сторонам, а маленькая рыжая головка налилась семечками.

«Будь как солнце, стань похожим на солнце», – словно твердил кто-то внутри него. И он все тянулся и тянулся вверх, купаясь в лучах солнечного света и тепла.

Но однажды, когда тучи закрыли солнце, он опустил голову вниз. Там, в темноте, тесно жались друг к другу остальные растения, поникшие, бледные… Подсолнуху стало их очень жаль, и он решил отдать им весь свет, все тепло, которые накопил. Казалось, что это уже не солнце, а он, подсолнух, согревает всех вокруг. А тут и ветер раздвинул тучи, ласковые лучи вновь упали на землю, и тьма, как змея, уползла под высокий забор, потому что ей не осталось места на земле. Подсолнух вместе с солнцем дарил любовь, и его желтая макушка была видна отовсюду.

Рядом остановились братик с сестричкой.

– Смотри, – сказала девочка, указывая на подсолнух, – маленькое солнышко! (Светлана Хренова)

4. Физминутка :

«Наши нежные цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши желтые цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают. (имитация действий по содержанию текста)

5. Беседа по содержанию, работа с фланелеграфом.

6. Рисование сказки.

7. Рекомендации: самостоятельно оценить работы друг друга.

8. Домашнее задание: придумать свою сказку.

Экскурсия в магазин (Отдел бакалея)

Цель: продолжить знакомить детей с путем, который проходит масло, прежде чем попасть на стол.

Задачи:

-Продолжать формировать понятия- магазин, бакалейный отдел, покупатель, продавец, труд людей.

-Познакомить детей с разновидностями масел.

- Заинтересовать детей откуда масло привозят в магазин.

- Подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы.

Рекомендации по проведению:

Предварительно договориться с работниками магазина когда привезут разные виды масла.

В магазине обратить внимание детей на полку с продукцией где стоит масло.

Желательно задавать вопросы, а не рассказывать детям о том, что они видят.

Обратить внимание детей на покупателей, какие виды масел они покупают.

Провести беседу с покупателем «Почему он берет это масло?»; Побеседовать с продавцом «Как масло попадает в магазин?»;

Выйти к машине и понаблюдать за разгрузкой.

Обратить внимание детей на упаковку (коробки).

Побеседовать с водителем «Откуда он привез эту продукцию». (На что шофер отвечает, что масло он привез с (завода по переработке продукции).

Вернувшись в детский сад, обменяться впечатлениями.

Сделать вывод, что масло является одним из главных и полезных продуктов питания.

Выбрать путь получения информации о том, как получают масло на заводе. Разыскать людей которые там работают, провести беседу об их профессии.

***

БЕСЕДА С РАБОТНИКОМ МАСЛОЗАВОДА (технологом).

ЦЕЛЬ: продолжить знакомить детей с путем, который проходят семена прежде чем они попадут на стол в виде масла.

ЗАДАЧИ: - Знакомить детей с понятиями — маслозавод, рабочий, технолог, машина по переработке семян, линия по разливу масла в тару.

Продолжать знакомить с продуктами из семян подсолнечника.

Воспитывать уважение к людям труда, подчеркнуть значимость этого труда для многих людей.

Рекомендации по проведению.

1. Пригласить работника пищевой промышленности, который сможет рассказать детям о своей работе, о том что происходит с семенами в стенах маслозавода.

2. Обратить внимание на виды масел, процесс получения.

3. По возможности пополнить знания детей, как же масло попадает в тару. Получить правильный ответ от работника.

4. Попрощаться и подарить приглашенному одну из работ сделанных детьми.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ,

Предварительная беседа с родителями о том, чтобы они как можно чаще использовали данные продукты в своем рационе, привлекали детей к приготовлению блюд с использованием как масла, так и семян подсолнечника.

Домашнее задание детям: понаблюдать за родителями, бабушками как они используют этот продукт, для каких блюд. Через несколько дней вернуться к домашнему заданию и побеседовать с детьми. Подвести итог.

МИНИЭКСПЕРИМЕНТ «КАПЕЛЬКА МАСЛИЦА»

Работа с родителями (попытаться в домашних условиях провести эксперимент).

Собранные семена подсолнечника собрать помыть, просушить и попытаться в домашних условиях получить масло.

***

Экскурсия в кухонный блок детского сада (беседа с поваром).

Цель: закрепить знания детей о профессии повара, кухонного рабочего, технолога, диет сестры.

Задачи: расширить представления детей о применении данного продукта при приготовлении блюд.

***

Беседа с медицинским работником.

Цель: закреплять знания детей о полезности данного продукта.

Задачи:

-познакомиться с полезным и необходимым продуктом,

-узнать как этот продукт используется в леченых целях.

Польза подсолнечного масла

Ребята, вы, наверное, знаете, что для приготовления пищи, ваши мамы используют растительное масло. Но вы наверняка не знаете, что выбор растительных масел чрезвычайно разнообразен: оливковое, кукурузное, льняное, масло, произведенное из зародышей пшеницы, но неизменным лидером считается подсолнечное масло.

Подсолнечное масло подразделяется на два вида – рафинированное и нерафинированное масло.

Рафинированное подсолнечное масло предназначено для приготовления жареных блюд.

Если говорить о пользе подсолнечного масла, то можно уверенно сказать, что именно нерафинированное масло – наиболее полезный продукт питания. В нё м содержатся все полезные вещества и микроэлементы :витамин А, D, Е, биологически активные вещества. Это масло необходимо употреблять в сыром виде. Это масло для салатов, добавления в тушеные блюда и для отварной пищи.

Чрезвычайно большое содержание в подсолнечном масле витамина Е ставит его в шеренгу самых необходимых для жизнедеятельности человека продуктов питания. Витамина Е в подсолнечном масле в 12 раз больше, чем в оливковом масле. Витамин Е – оберегает организм человека от старения.

Польза подсолнечного масла ещё и в том, что находящиеся в нём полезные вещества, улучшают память человека, помогают работе мозга.

У тех людей, которые включают растительное масло в своё питание, более здоровое сердце.

Однако это еще не все его целебные свойства. Народная медицина использует подсолнечное масло для лечения зубной боли, заболеваний кишечника, желудка, болезней легких и печени. Также масло подсолнечника используют в косметологии и при ароматерапии.

Конечно, подсолнечное масло будет более полезным при правильном употреблении его в пищу. Это приблизительно 20 граммам. Регулярное употребление подсолнечного масла в пищу способствует процессу кровоочищения. Употребляют это натуральное и полезное масло для питания совсем маленьких детей, начиная с семимесячного возраста, добавляя в разнообразные овощные пюре.

Учитывая все вышеизложенные факты, становится совершенно ясно, что подсолнечное масло – необходимый продукт питания для здоровья любого человека.

Викторина (совместное мероприятие с родителями) :

Цель: закрепить знания по теме, сплотить коллектив родителей и педагогов.

Материал : муляжи фруктов и овощей, бумага, пластилин, карандаши, ткань, мячи, нитки, обручи, скакалки, блюдо, мешочки с наполнителем, маркеры, фланелеграф, разрезные картинки, воздушные шары, работы детей и родителей, магнитофон.

1. Загадки и стихи.

Задание командам: как можно больше вспомнить загадок стихов по теме.

2. Дидактическая игра «Лепестки подсолнечника».

Задание для детей: - кто быстрее соберет цветок подсолнуха. (разрезная картинка)

3. ИГРА для взрослых «Произведение искусства»

Задание: с закрытыми глазами нарисовать подсолнух.

4. Д. Игра «Агроном» (для детей)

Задание : на фланелеграфе вырастить растение подсолнуха (закрепить строение).

5. Д. И. «Салатик»

Задание для детей: из муляжей фруктов и овощей приготовить (собрать) салат, придумать название.

Задание для родителей: приготовить салат из натуральных продуктов.

6. «Творим вместе» .

Задание командам: из предложенного материала (бумага, ткань, пластилин, воздушные шары, мячи, нитки, карандаши, обручи, скакалки, массажные коврики, мешочки с наполнителем и т. д) сделать поделку, композицию, пантомиму, сценку, костюм и т. д.)

7. Музыкальная гостиная (домашнее задание). Предварительная работа : задание родителям.

Задание : из музыки, придумать слова песни на данную тему и показать свое исполнение.

8. Подведение итогов. Выдача грамот родителям детям, за активное участие.

Подобрать музыку, оформить зал.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ ПРОЕКТА :

1. СТИХИ.

О. Лебакина.

Я семечки подсолнуха тем летом посадил,

Взрыхлил, полил водицею, забором оградил.

И выросли подсолнухи меня намного выше,

Достав своими шапками почти до самой крыши!

А семечки созревшие скормлю зимою птичкам:

Воробушкам, голубкам, воронам и синичкам.

***

С. Богдан

Я – подсолнух золотистый! Знают дети все меня.

Потому наряд мой желтый,что под солнцем вырос я.

Зреют семечки мои для взрослых и детей.

Посмотрите: сколько их на шапочке моей!

***

Подсолнухи пахнут подсолнухи пахнут

Солнечной свежестью. Ещё, обязательно,

Утренней нежностью. И пахнут всегда,

Не смотря на погоду. Взгляните на них

И забудьте невзгоды.

А. Антонов

***

Подсолнух

На осеннем, но убранном поле, одинокий подсолнух стоит.

Я его не срубил, и доколе, он на хмурое небо глядит.

Всем известно – зима на подходе, солнце в небе желанней всего.

Так пускай у меня в огороде, мой подсолнух заменит его.

***

***

Помню, как подсолнух плакал горько :

- За неделю не подрос нисколько!

- Эй, дружок, послушайся совета -

Не грусти, ведь впереди всё лето!

По утрам росою умывайся,

Дождика не бойся - закаляйся,

К солнышку тяни свои листочки,

Да не прячь под лепестками щёчки -

Сам себя ты не узнаешь вскоре!

Ну, расти, малыш, а я - на море!

Вот уже и август на исходе.

Я опять на том же огороде -

Старого дружка пришла проведать,

Заодно и семечек отведать.

В статном великане я сначала

Прежнего малютку не признала -

Вырос! Не успели оглянуться.

- Наклонись, а то не дотянуться!

***В. Пахомов

Расцвёл подсолнух в огороде,

И к солнцу тянется весь день,

За солнышком головкой водит,

Чтоб не попала она в тень.

Когда же солнышко заходит,

Он ждёт до самого утра,

Вздыхая в тё мном огороде:

- Вставай же, солнышко! Пора!

Т. Уманская

Подсолнух крутит головой :

- Какой сегодня день?

- Опять мне бегать за тобой! -

Ворчит спросонок тень.

Синички - все к нему гурьбой,

Что ж, семечки поспели…

А он - своё : «Какой? Какой?»

Синичкин день недели!

О. Кудинова

Посадила семечко, полила водичкой.

Маленькая девочка, длинные реснички.

Лето солнцем рвется, накалился воздух.

Девочка смеется, как красив подсолнух.

Желтая корзинка головой кивает,

Девочка-смешинка с летом подрастает.

***А. Бойко

А говорят на солнце нет пятен,

А говорят, что оно выше неба

Такой разговор мне совсем не понятен

Вот, ведь, светило. И с запахом хлеба.

Еще постоит - и совсем потемнеет,

Однако чудес в этом мире не счесть,

Пожухлого солнца, как только поспеет,

Будем мы весело семечки есть.

Е. Неменко

Под солнцем подсолнух

Сегодня расцвел

Собрал на цветок свой

Букашек и пчёл.

Гудит и жужжит

Неспокойный народ,

Как будто подсолнух

Сам песню поёт

Н. Нехаева

Черноглазые подсолнухи

С золотистыми ресницами

Целый день глядят на солнышко,

Весело болтая с птицами.

***

Н. Воронцова-Юрьева

Я обычный - я не модный,

я не гордый - я простой,

я садово-огородный

и немножко золотой.

Всем воронам я кормилец,

всем цветам я парень свой.

Солнцу я однофамилец —

может, родственник какой?

Е. Голубенко

Старый подсолнух растёт у дорожки.

Дети зовут его «Шляпа на ножке».

Чёрные семечки, горя не зная,

Сверху на шляпе весь день загорают.

Он же за солнцем все время следит,

Чтоб у потомства отменный был вид.

***

В поле солнышко сияет,

Ну а лучики гуляют,

Побежали по дорожке,

Золотые солнца ножки.

На подсолнух сели,

Семечки поспели,

Черный цвет, как угольки,

С белым зернышком внутри.

А. Полетаева

У забора он растёт

И как солнышко цветёт.

Посмотрите же скорей,

Вертит головой своей:

Солнце повернёт куда,

Сразу смотрит он туда!

Он под солнышком живёт,

Рано с солнышком встаёт.

Любит его солнышко!

Зовут его – ПОДСОЛНУШКОМ!

Ф. Соколова

Подсолнух с рыжей головой,

Скажи нам, милый, что с тобой?

За солнцем крутишься весь день,

Быть может, ты не любишь тень?

2. ЗАГАДКИ.

Загадки про подсолнух живут в народной речи века.

Если семечки найдешь,

В землю рыхлую воткнешь,

И на время позабудешь,

Вскоре удивлен ты будешь.

Выше всех посадок тут,

Сплошь растения растут.

Средь цветов высоких, длинных,

Там, где куст стоит старинный.

Всяк на ножке на прямой,

Чудной крутит головой.

Ответ: Подсолнух

Крутится Алешка,

На высокой ножке,

Там, где солнышко стоит,

На подружек он глядит

Ответ: Подсолнух

Вслед за солнцем целый день,

Головой вертеть не лень,

Как наступит ночь, Денис,

Опускает ее вниз.

И лишь с первыми лучами,

Наблюдали это сами,

Снова ровненько стоит,

И на солнышко глядит.

Ответ: Подсолнух

Там, где сложены дрова –

Золотая голова.

Ответ: Подсолнух

Кому из нас не знаком подсолнух? Своим высоким ростом и крупной золотой головой он всегда привлекает внимание, являясь не только полезным растением, но и прекрасным украшением садов, огородов, дворов. Даже в северных широтах, где любители вырастить урожай своими руками, прекрасно зная о том, что вряд ли удастся добиться того, чтобы подсолнух плодоносил, все равно бросают семена в землю. Пусть хоть само растение, высокое, южное, солнечное радует глаз, приветливо кивая вихрастой головой в такт ветру.

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек.

(Подсолнух)

***

Желтое солнышко стоит на ножке,

в нем много черненьких домов,

а сколько черненьких домов,

столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

***

Золотое решето черных домиков полно,

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

***

Яркий солнечный цветок

Наклонил свой стебелек,

Чтобы хрюша подошла,

Семечки его взяла.

(Подсолнух)

***

Посреди двора - золотая голова

(Подсолнух)

***

В огороде, на дорожке, под моим окошком

Расцвело сегодня солнце на высокой ножке

(Подсолнух)

***

Стоит он задумчивый, в желтом венце,

Темнеют веснушки на круглом лице.

(Подсолнух)

***

Расколи его - будет зернышко,

Посади его - будет солныщко.

РАССКАЗЫ: «Сказка о подсолнухе и времени» (Мария Шелен, «Подсолнух» (Алла Алексеева, «Как краски пошли гулять» (М. Д. Сергеев).

Материал для педагогов.

История о подсолнухе

Подсолнух, пожалуй, один из самых ярких цветов. И как завораживает взгляд целое поле подсолнухов, лепестки которых устремлены к солнцу.

История этих растений насчитывает уже более трех тысяч лет. Исследования ученых показывают, что задолго до одомашнивания подсолнуха и широкого распространения на всей территории земного шара его выращивали североамериканские индейцы. Даром не пропадали и семечки цветка: их употребляли в пищу и использовали в лекарственных целях. В 16 веке солнечный цветок попал в страны Европы, из Северной Америки его привезли испанцы. Сначала его использовали в декоративных целях: высаживали на клумбах, выращивали в палисадниках. Позже ученые селекционеры вывели из диких видов крупноплодный сорт подсолнуха, который славился высотой больше метра. По прошествии двухсот лет в 1716 году открыли новую область использования подсолнуха : из него научились получать подсолнечное масло. В том же году англичанами был зарегистрирован патент на его изготовление. Еще через полвека растение начали выращивать для промышленных целей. В нашей стране он впервые появился лишь в 18 веке, хоть и с большим опозданием по сравнению с другими странами, но все же дошла очередь и до нас познакомиться с этим растением. Привезли подсолнух к нам из Голландии. Но стоит заметить один удивительный факт: на территории Подмосковья при археологических раскопках древних славянских городищ, которые относились к 5-7 векам до нашей эры, были обнаружены остатки семечек подсолнечника. А в одном из домов археологи нашли сосуды, на стенках которых сохранились остатки масла, по структуре похожего на состав современного подсолнечного масла. Возможно, растение каким- то образом появилось у нас гораздо раньше, и наши предки знали о нем и даже выращивали! Но позже оно ушло из обихода и о нем забыли. Так или иначе, официальный отсчет пребывания подсолнуха на Руси начался со времен правления Петра Первого. В течение первых сто лет жизни в России цветок заслужил всеобщее признание. Поначалу растение сажали на своем огороде для красоты, а «лузганье семечек» и перемывание косточек было самым любимым видом отдыха у всего купечества и крестьянства. Дворяне не жалели денег на покупку этого заморского цветка и далее обустройство им своих клумб. Его выращивали как экзотику даже у стен Кремля. Но сейчас же подсолнух можно увидеть абсолютно во всех уголках мира!

По книге С. Красикова «Легенды о цветах и самоцветах»

Все мы знаем, что такое подсолнечное масло. А вот о его полезных свойствах догадываются не все.

И все-таки подсолнечное масло во всем мире считается именно российским национальным продуктом.

Впервые в России масло получили только в 1829 году. И сделал это… крепостной смекалистый крестьянин – Даниил Сергеевич Бокарев. Вот что написал об этом некий помещик Терентьев в статье "О разделении подсолнечников" : "Бокарев, крестьянин графа Шереметева, вздумал для пробы посеять в огороде, так, для своего удовольствия, весьма небольшое количество семян подсолнечника; когда подсолнечники выросли, он, Бокарев, испытал семена пробить на ручной маслобойке и, к радости своей, получил превосходное масло, какого он никогда не видывал и какого здесь не было в продаже". Через четыре года в Алексеевке, где жил Бокарев, была построена первая в мире маслобойня, а в 1835 году начался экспорт масла за границу.

В течение последующих 30 лет успехи выращивания подсолнечника и производства из него масла стали столь значительны, что русские промышленники заявили, что они могут залить подсолнечным маслом Балтийское и Черное моря. А на самой Руси без подсолнечного масла не обходились с тех пор ни в одной избе. И называть его стали по-свойски – постным, поскольку в пищу употребляли в отличие от сливочного масла баз перерыва на постные дни. Его добавляли в гречневую кашу – отсюда и знаменитое "кашу маслом не испортишь". Им заправляли овсяный кисель – главное блюдо постного стола. В Калининской, Владимирской, Ярославской и Ивановской областях исстари готовили холодное блюдо "быки" – смешанное с подсолнечным маслом овсяное толокно.

Изготовление

Сегодня способ, изобретенный Бокаревым, называется холодным прессованием. Им продолжают пользоваться в южных деревнях – что называется, "для себя". Масло получается ароматное, вкусное, к тому же очень полезное – в нем сохраняются практически все биологически активные компоненты. Однако хранится оно плохо, быстро мутнеет и прогоркает. Голь на выдумку хитра: в мутное масло добавляют соль (чайную ложку на литр, оставляют на несколько дней, после чего переливают в новую бутылку осветленный продукт, оставив на дне старой густой осадок. Масла, полученные горячим прессованием, окрашены интенсивнее и пахнут не свежими семечками, а ароматизированы за счет продуктов распада, которые образуются во время нагревания. При горячем прессовании в масле остается меньше белковых и других веществ, и именно поэтому хранится оно лучше. Самым эффективным и современным способом выделения жира из семян (до 99%) считается экстрагирование: масла растворяются в специальном кипящем бензине, который удаляют потом парами воды. Так теперь получают около 90% масел. Дальше масло очищают.

По степени очистки масла делятся на сырые, нерафинированные и рафинированные. Сырое масло только фильтруют, поэтому оно самое полноценное. Нерафинированное очищают частично – отстаивают, фильтруют, гидратируют ( обрабатывают горячей водой: белковые и слизистые вещества набухают, выпадают в осадок и удаляются) и нейтрализуют (воздействуют на нагретое масло основой, в результате чего удаляются свободные жирные кислоты). Рафинированное масло – это масло высшей степени очистки. Его обрабатывают адсорбентами, поглощающими красящие вещества – масло "отбеливается", а затем удаляют ароматические вещества воздействием водяного пара под вакуумом. Этот процесс называется дезодорацией. На прилавки подсолнечное масло чаще всего попадает рафинированным недезодорированным – внешне прозрачным, но с характерным запахом и цветом.

Рафинированным дезодорированным – очень прозрачным, светло-желтым, без запаха и вкуса семечек. Или нерафинированным – оно может быть с осадком, но при этом, как мы уже знаем, прошло фильтрацию, сохранив запах, знакомый нам с детства. Какой же продукт выбрать? Рафинированное больше подходит для выпечки и жарки: оно не пенится и не стреляет на сковороде, не имеет резкого запаха и горького привкуса. В салаты многие гурманы предпочитают добавлять "настоящее" –ароматное и натуральное. Для детского и диетического стола лучше выбирать масла, которым присвоена марка "Д" ("диетическое"). Не стоит обращать внимание на многообещающую надпись "без холестерина" : холестерина в любом подсолнечном масле нет и быть не может.

Нутрицефтика и полезные свойства

Внутрь – ложку натощак – масло применяют как слабительное, наружно – в составе различных мазей. Пережаренное масло используют для лечения ран и ожогов. Подсолнечное нерафинированное масло в виде теплых компрессов – чудесное средство для лечения увядающей и сухой кожи. В состав подсолнечного масла входят ненасыщенные жирные кислоты, которые легко усваиваются организмом и не откладываются на стенках сосудов, сужая их. В этом преимущество всех растительных масел перед животными. 100 г масла содержат 99,9 г жира и обладают калорийностью 899 ккал. Оно является основным источником линолевой кислоты и витамина Е. Примерно 25–30 г подсолнечного масла обеспечат суточную потребность взрослого человека в этих веществах. Достаточное употребление масла имеет важное значение в профилактике атеросклероза и связанных с ним заболеваний. Полезные вещества масла нормализуют холестериновый обмен. Витамин Е, являясь антиоксидантом, защищает от сердечно-сосудистых заболеваний, поддерживает иммунную систему, препятствует старению и атеросклерозу, влияет на функцию половых и других эндокринных желез, деятельность мышц, содействует усвоению жиров, витаминов А и D, принимает участие в обмене белков и углеводов.

Кроме того, он улучшает память, так как защищает клетки мозга от воздействия свободных радикалов. В подсолнечном масле витамина Е в 12 раз больше, чем в оливковом. Витамин F, содержащийся в подсолнечном масле, также необходим организму. Его дефицит отрицательно сказывается на слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта, состоянии сосудов, приводит к хроническим болезням печени и артриту. Витамин D (кальциферол) влияет на минеральный обмен веществ и особенно необходим в юном возрасте, когда идет интенсивный рост организма. Его отсутствие или недостаток может стать причиной рахита. Витамин А (ретинол) – витамин роста, обеспечивает приспосабливаемость глаз к свету различной интенсивности. Недостаточность ретинола проявляется в склонности кожи к шелушению, в сухости и ломкости волос. Витамины А, D, Е – жирорастворимые. Поэтому масло способствует нормализации и снижению веса. А поскольку подсолнечное масло используют для заправки сельди, салатов, жарки овощей, то эффект расщепления жиров усиливается, ведь эти продукты также включают уже названные витамины – расщепители жиров.

Однако какое масло ни выберешь, следует помнить, что при сильном и долгом нагревании оно теряет свои целебные свойства. Нельзя в одном и том же масле долго жарить пирожки, пончики, оладьи, мясо, рыбу. Лучше подливать новое по мере надобности.

Публикации по теме:

Презентация по проектной деятельности с детьми 5–7 лет в группе с ЗПР «Мы весну встречаем!» Проект был разработан и осуществлён в дошкольном коррекционном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью. В проекте участвовали.

Проект Русские богатыри 2 Проект разработан совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. Проект является одной из форм системы гражданско.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Солнышко на столе». Ознакомление с окружающим миром
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 11:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Солнышко на столе». Ознакомление с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем тамара прокопьева (УИ 71273) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД