Мария Михайловна
Исследовательский проект «Сохраним ёлочку — лесную красавицу»
▼ Скачать + Заказать документы
Я – Исследователь. Проектная деятельность.
Тема: «Сохраним ёлочку – лесную красавицу»
1. Паспорт проекта
Проект «Сохраним ёлочку – лесную красавицу»
Руководитель проекта : Филенко Мария Михайловна
Тип проекта : исследовательский
Гипотеза: помочь сохранить природу и бережно относиться к лесным богатствам.
Публикация «Исследовательский проект „Сохраним ёлочку — лесную красавицу“» размещена в разделах
- Берегите елочку. Экологические акции и мероприятия
- Дикие животные. Проекты
- Елочка, ёлки. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Проблема: В один из четвергов мы с детьми как обычно пошли в бассейн. Идя, через площадь по дороге в бассейн мы увидели такую картину: посреди площади огромная куча рубленой сосны (ветки, макушки) подъёмная машина и железный конус, на который рабочие крепили эти ветки. Таким образом, устанавливалась центральная ёлка посёлка. Дети удивились! Это, же какое большое количество ёлок было срублено, целый грузовик. Дети задумались, а есть ли такая необходимость рубить ели в настоящее время?
Цель: воспитание природоохранного поведения и повышение творческой активности детей, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к объектам природы в процессе общения с ними.
Задачи:
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;
развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
способствовать развитию творческих способностей, воображению детей.
воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке, в лесу.
способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
привлечь внимание жителей нашего посёлка к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников.
Актуальность проекта :
В наши дни с приближением любимого праздника – Нового года – на прилавках магазинов появляются елочные игрушки, гирлянды, мишура и, конечно же, новогодние ели. Организуются елочные базары, где продают живые ели и сосны. Такие традиции ставят под угрозу наши хвойные леса! Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет. К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор. Так после новогодних праздников мы наблюдаем картину, как около мусорных баков валяются ёлочки, которые недавно украшали дома и радовали детей. Не правда, ли грустная картина? И именно такое варварское отношение к природе, и приводит к различным природным катаклизмам. Так возникла идея разработки и реализации проекта «Сохраним ёлочку – лесную красавицу», с призывом всех использовать для украшения своих домов искусственные ёлки, букеты, композиции, приобретенные в магазинах, или сделанные своими руками. В преддверье Нового года, мы считаем эту проблему актуальной. Вся наша работа будет направлена на сохранение хвойных деревьев не только на территории ДОУ, но и за его пределами.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы и их родители.
Сроки реализации проекта : месяц.
Место проведения: МДОУ «Детский сад № 1» общеразвивающего вида.
Ожидаемый результат:
Получение дополнительных знаний о хвойных породах деревьев.
Совместная практическая деятельность детей и родителей поможет приобрести исследовательские, поисковые навыки и умения.
Взрослые будут бережнее относиться к лесным ресурсам.
Создание условий для формирования детско–родительских отношений.
Реализация проекта. Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают, что:
Ели играют в природе и в жизни человека важную роль.
Вырубка елей наносит большой вред природе.
Как помочь хвойным деревьям жить долго и приносить людям пользу и радость.
В результате проведенной работы мы отметили:
Повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и педагогов, а также родителей детей.
Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – хвойным деревьям.
Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Данный проект открыл удивительный мир еловых красавиц. Он поспособствовал к размышлению – стоит ли рубить зеленую красавицу ради новогодних праздников. Помог ответить на вопросы: отчего зимой у ёлки зелёные иголки? Почему у елочки колючие иголочки? Зачем нужны ели? Что будет, если на свете не станет елей? Как можно помочь сохранить ели? И на многие другие вопросы. Проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Перед реализацией проекта и после, мною был проведён опрос среди родителей старшей группы, попросив их ответить на вопросы: какую ель они собираются наряжать в преддверье Нового года «живую» или «искусственную».
Результаты нашего опроса
До реализации проекта Живая елочка Количество семей 10
Искусственная елочка Количество семей 8
После реализации проекта Живая елочка Количество семей 6
Искусственная елочка Количество семей 12
По результат опроса можно сделать вывод, что 4 семей пересмотрели свое решение в пользу сохранения елочки – природного богатства в пользу искусственной ели. Это обстоятельство очень радует нас, значит, проделанная работа не прошла зря.
Подводя итоги своей работы, мы можем сделать вывод: мы добились поставленной цели, воспитанники узнали много нового и интересного о зеленой красавице, об ее значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей в нашей местности, активно обсуждали предложенные нами рекомендации по экологическому поведению.
Начальный этап
1. Изучение нормативно-правовой базы экологического воспитания
2. Определение содержания, форм и методов организации работы
3. Подборка художественной литературы:
Сказки: «Сказка о ёлочке, которую не срубили» (А. Сожан, «Сказка про ёлочку» (М. Шкурина, «Ёлочка» (Г. Х. Андерсен.).
Стихи: «Лесная красавица» (Т. Волгина, «Искусственная ёлка», К. Ибряева «Приглашаем в лес на ёлку», «В снегу стояла ёлочка…» (С. Михалкова, «Живи, ёлочка» (И. Токмаковой).
Загадки про лесную красавицу.
Физминутки : «Вот под елочкой зеленой», «Елочки», «Новогодняя елочка», «Есть в лесу».
Пословицы: «Ель — не сосна: шумит неспроста», «Мы в дом ель, а она с собой – метель».
Дидактические игры: «Найди сходство и отличие», «Собери ёлочку» (пазлы, «Третий лишний», «Найди самую высокую елку», «Сделаем бусы на елку».
Подвижные игры: «Раз, два, три к ёлочке беги», «Найди пару – высокая и низкая елочка», «Какие бывают елки».
4. Сформулированы проблемные вопросы:
Что мы знаем о ёлке?
Отчего зимой у ёлки зелёные иголки?
Почему у елочки колючие иголочки?
Зачем нужны ели?
Что будет, если на свете не станет елей?
5. Сформулированы учебные вопросы:
Какую роль играет ель в жизни человека?
Как можно помочь сохранить ели?
6. Анализ организационного периода и оценка готовности к началу реализации проекта
Технологический этап
Работа с детьми
Направление развития Образовательные области Содержание
Исследование в природе Природа
Экскурсия по площади (на аллее елок по улице Пролетарская) – наблюдение за елочками.
Экскурсия к елке на территории ДОУ – наблюдение.
Цикл наблюдений за елочкой.
Познавательно речевое Познание Беседа «Маленькой елочке хорошо в лесу!», «В лесу родилась елочка», «Что вы знаете о хвойных растениях».
Рассматривание иллюстраций, фотографий, картины художников - пейзажистов «Зима» И. И. Шишкина.
Конструктивная деятельность: «Зеленая красавица» - творческое конструирование из бумаги в технике «Оригами».
Развитие речи Коммуникация
«Защитим елочку – зеленую иголочку» - составление сказки по опорным вопросам, по заданному началу предложения.
Ситуативный разговор: «Хорошо ли елке с нами?», «Что вы знаете о хвойных растениях?», «Какие бывают леса», «Ель – красавица наших лесов», «Какую пользу приносят хвойные деревья?», «Как нужно беречь лес?», «Искусственная ёлка это хорошо или плохо?», «Чем украшают елку к Новому году?».
Проблемная ситуация: «Новый год без елки». «Почему надо охранять и беречь леса?» Загадывание загадок, чтение и заучивание пословиц, поговорок.
Чтение художественной литературы Чтение и заучивание стихов о елке. Использование художественной литературы (чтение рассказов о елке, беседа по тексту, - К. Чуковский «Елка». Встреча со Снеговиком – «Скоро Новый год» (рассказы детей о подготовке к Новому году).
Физическое Здоровье Закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна. Беседы «Чем полезны хвойные иголки»; «Как и где используют шишки и смолу».
Подвижные игры: «Раз, два, три к ёлочке беги», «Мы по лесу ходили и деревья находили».
Социально - личностное Социализация С/р. игры: «Семья», «К нам гости пришли», «Прогулки в лес», «Отдых в лесу». Дид. игры: «Узнай по описанию», «Найди сходство и отличие», «Угадай, какое дерево?», «С какой ветки детки», «Собери елку» (пазлы, «Третий лишний», «Найди самую высокую елку»; «Узнай по запаху».
Поход в библиотеку. Экскурсия в музей.
Драматизация: «У елочки на Дне рождении», «Чудесная история про зайца». Сюжетно ролевая игра: «Путешествие в Лапландию». Беседа «С кем дружит ель?»
Безопасность Беседы: «Правила пожарной безопасности», «О правилах поведения на прогулке в детском саду».
Художественно-эстетическое Художественное творчество Рисование: с использованием манки «Елочка», «Ель – красавица наших лесов»; «Путешествие в хвойный лес», «Большие и маленькие ели», «Наша нарядная елка. Лепка: «Елочка», «Украшение для елки».
Аппликация: «Новогодняя ёлочка».
Работа с родителями
Опрос среди родителей группы на тему: «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?»
Консультация для родителей «В союзе с природой»
Памятка для родителей «7 преимуществ искусственной ёлки»
Рекомендации «По применению использованных Новогодних живых елей».
Рефлексивный этап
Украшение искусственной ёлочки к Новому году в детском саду игрушками сделанными детьми совместно с родителями.
Выпуск стен газеты «Не рубите ёлочку» совместно с родителями.
Выставка творческих работ – совместная деятельность детей с родителями и воспитателем «Сделаем елочку своими руками».
Распространение буклетов и листовок «Сохрани лесную красавицу» «Не рубите ёлочку» среди прохожих на площади (на аллее елок) по улице Пролетарская.
Оформление выставки «Новогодняя игрушка» в рамках ДОУ.
Участие в выставке «Мастерская Деда Мороза», «Елка своими руками» в рамках ДОУ. Оформление результатов проектной деятельности.