Татьяна Петракович
Проект социального партнерства ДОУ и школы «Встреча первая со школой»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект социального партнерства ДОУ и школы №12
«Встреча первая со школой»
Т. В. Петракович, педагог-психолог
МБДОУ «Д/СКВ № 134»
г. Братск, Иркутской области
Актуальность проекта :
Поступление в школу – это очень важный шаг в жизни каждого ребенка. Успехи в учебе, адаптация к школе, к новым условиям, к новым отношениям с людьми во многом зависит от психологической и мотивационной готовности к обучению.
Публикация «Проект социального партнерства ДОУ и школы „Встреча первая со школой“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС ДО) чётко определяет портрет современного выпускника детского сада. В рамках ФГОС ДО готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника» : готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний.
Многие авторы (Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, В. Д. Шадриков и др.) подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению. Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.
Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы – проблемы психологической готовности к школьному обучению. Одним из главных условий творческого да и любого усвоения знаний является определённая система мотивов. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. Мотивационное развитие познавательной деятельности во многом определяет готовность ребёнка к включению в учебный процесс. Возникающий у дошкольников интерес к обучению, школе заставляет их чутко прислушиваться к тому, что говорят об этом взрослые.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны педагогов детского сада. Таким образом, воспитателям подготовительных групп и психологу необходимо проводить специально направленную работу по формированию у детей положительного отношения к школе, по повышению мотивационной готовности к школьному обучению. Поэтому возникла необходимость в углубленном изучении и проработке проблемы формирования мотивационной готовности детей к школе, что создало условия для возникновения социокультурного проекта.
Цель проекта :
Совершенствование мотивационной и личностной готовности к школе у старших дошкольников посредством проектной деятельности.
Детская задача:
Хотим узнать что такое перемена в школе
Задачи проекта :
- Формировать представления дошкольников о школе;
- Стимулировать стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе;
- Развивать умения проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.
- Формировать у детей осознанное отношения к школе и позиции ученика.
- Обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
- Помочь родителям устранить недопонимание мотивационной сферы ребенка через совместную, игровую творческую и познавательную деятельность
Предполагаемый результат:
- Облегчение процесса социально – психологической адаптации к школе;
- Повышение уровня мотивации к школьному обучению;
- Расширение взаимодействия по преемственности в работе ДОУ, семьи, школы, поколений и установление прочных связей;
- Совершенствование учебно–исследовательской деятельности детей.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап включал следующие:
- Опрос детей;
- Анкетирование родителей на тему: «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»
- Определение темы проекта, целей и задач, содержания;
- Прогнозирование результата, обсуждение проекта и презентации;
- Выяснение возможностей и средств, необходимых для реализации проекта.
Основной этап. Для решения поставленных задач дети и родители включались в разнообразные виды деятельности: Дополнение предметной среды группы произведениями художественной литературы, фотографиями, сюжетными картинками, школьными принадлежностями, видеофильмами.
Одними из наиболее востребованных оказался сбор фотографий «Наши родители – ученики», школьных принадлежностей. Создание коллекции школьных принадлежностей «Из прошлого в настоящее». Фотовыставка школьных фотографий родителей «Наши родители – ученики». Выставка детских рисунков «Школа глазами дошколят», «Как дети проводят перемену».
Для развития познавательного интереса у детей была организована экскурсия в школу №12. Что дает такая форма взаимодействия детям? Это и развитие познавательного интереса, гордость и радость в процессе общения с учителями и учениками. Сколько восторга и радости было у детей, когда они посещали школьную столовую, библиотеку, компьютерный класс, физкультурный, играли в подвижные игры на перемене с первоклассниками.
- Размещение информации для родителей «Советы психолога»;
- Организация индивидуальных бесед с родителями.
Заключительный этап.
Презентация проекта. Анкетирование родителей, заполнение рефлексивного листа.
Планирование и организация деятельности
№ Мероприятие Цели Ответственный Сроки проведения
1 Беседа на тему «Школа» Определение мотивационной готовности к школе Педагог-психолог 1 неделя
2 Анкетирование родителей «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»
Выявить, готовы ли родители к школьной жизни своего ребенка
Педагог-психолог 1 неделя
3 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций по теме проекта Повысить педагогическую культуру родителей вопросах успешного перехода детей на новую ступень развития Педагог-психолог 1 неделя
4 Фотовыставка школьных фотографий родителей «Наши родители – ученики» Активное вовлечение родителей Педагог-психолог, родители 2 неделя
5 Выставка детских рисунков «Школа глазами дошколят» Побуждать и поддерживать интерес детей к школе Педагог-психолог 2 неделя
6 Игровое занятие «Школа»
Обогатить представления детей о школе и профессии учителя Педагог-психолог, 2 неделя
7 Чтение книг, рассматривание иллюстраций о школе.
В. Берестов «У меня в портфеле», С. Маршак «Кот и лодыри», А. Барто «В школу», «Я выросла», М. А. Панфилова серия сказок «Лесная школа», загадки о школе. Развивать у детей интерес к школе Педагог-психолог, 3 неделя
8 Экскурсия в школу №12. Социализация детей в обществе Формирование у детей представление о школе Педагог-психолог, воспитатели 3 неделя
9 Рассказы – миниатюры детей на тему «Правила поведения детей на перемене» Развивать у детей память, мышление, воображение закрепить знания детей о школе. Активизировать речь детей.
Педагог-психолог, 4 неделя
10 Выставка детских рисунков «Как дети проводят перемену»
Закрепить знания детей о школе, развивать творческое воображение. Педагог-психолог, 4 неделя
Формы совместной деятельности педагога и детей
-Групповые занятия;
-Индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
-С детьми подготовительной группы два раза в год (октябрь, май) проводится исследование психологической готовности к школе по следующему диагностическому инструментарию:
Методика «Отношение ребенка к обучению в школе»
Участие родителей в проекте
-Анкетирование родителей;
-Просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов;
- Индивидуальную консультативную работу.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб: Речь, 2003. – 240с.
2. Анисимова Т. Б., Плотникова Т. В. Скоро в школу. – Ростов-на-Дону, 2005.
3. Аншукова Е. Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.
4. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? –М. :Педагогика, 1994. –108 с.
5. Алексеев А. А. Игры на школьных переменах Оса : Росстани, 1992
6. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки М., Новая школа, 1993
Методика «Отношение ребенка к обучению в школе»
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе? ( Вариант: чем обычно занимаются в школе)
4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
7. Что такое домашние задания?
8. Зачем нужно выполнять домашние задания?
9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?
Тест для родителей
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!».
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение
до 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайнем мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5–10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – ребенок слишком привязан к матери, может быть стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.
Тематическая беседа «Школа»
Цель: Определение мотивационной готовности к школе. Активизировать знания детей о школе.
Развивающая среда: На фланелеграфе расположены картинки: «В школу», ранец, пенал, ручка, карандаш, ластик, учебники, дневник, тетради, линейки, краски, кисточки, цветная бумага, клей, цветные карандаши, альбомы для рисования. Воспитатель обращает внимание детей на картинки.
Педагог помещает на стенд картину «В школу».
Задаё т вопросы:
- Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название.
-Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?
- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники).
- Что находится у школьников в портфелях?
- Как можно назвать все эти предметы одним словом?
- В какое время года дети идут учиться?
-Чем отличается школа от детского сада?
- Как вы думаете в школе дети дружат между собой?
- Ребята посмотрите, у что тут у нас появилось нового, кто подскажет как называются все эти предметы? (школьные принадлежности)
- Кому нужны школьные принадлежности? (ученику, школьнику)
- Для чего они нужны? (чтобы учиться, писать, читать, считать и т. д.)
- Кто учит детей в школе? (учитель)
- А вы хотите в школу? (ответы детей)
- Я предлагаю вам отправиться в школу. Но сначала нужно собрать портфель.
Игра «Собери портфель» — из предметов вам надо выбрать и положить в портфель только школьные принадлежности.
Далее воспитатель с детьми проверяют правильность выполнения задания.
- Теперь вы готовы идти в школу. Звучит произведение В. Шаинского «Учат в школе».
- Представьте, что мы сейчас окажемся в школе. Где проводятся уроки? (в классе)
- Скажите, как ученики узнают, что начинается урок? (звенит звонок, он дает сигнал о начале урока)
- А если звонок звенит в конце урока? (это значит, что урок окончен и начинается перемена)
- Верно, и теперь ребята, я вас приглашаю на фотовыставку «Школьные годы-прекрассные годы» (фотографии школьных лет родителей).
Правила поведения детей на перемене.
1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку).
2. Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.
3. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
4. Умей уступить, не ссорься.
5. Если кого – то обидел, нечаянно толкнул – извинись.
6. Узнавай новые игры и учи одноклассников.
7. Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.
Игры на перемене в школе
Игра «Молекулы»
Правила игры: Вы двигаетесь по классу, как только я называю цифру молекул, вы должны ее образовать. Та группа, в которой «молекул» меньше выходит из игры.
Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово "земля", то поймавший мяч должен быстро назвать какое-либо домашние или дикое животное. На слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово "воздух" - названием птиц. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Ошибающийся выходит из круга.
Игра «Горячий мячик»
Играющие встают в круг, ведущий становится спиной к играющим вне круга. По сигналу ведущего играющие передают друг другу мяч (например, по часовой стрелке). Неожиданно ведущий говорит: "Стоп!" Тот, у кого в этот момент оказался мяч, выходит из игры. Наконец остаются только два играющих. Они встают друг перед другом и по сигналу, как и раньше, начинают быстро передавать мяч друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп!", мяч окажется в руках у одного из играющих. При этом считается, что второй победил.
Игра тренирует внимание и скорость движений.
Игра «Чепуха с рисунками»
Чтобы успокоить ребят, играем по рядам в эту игру.
На верхней части листочка каждый игрок за первой партой рисует голову и шею любого существа - человека, птицы, зверя и так далее. Край листка загибается так, чтобы была видна часть шеи. Играющие передают листочки своему соседу по парте, тому нужно продолжить рисунок - пририсовать к шее туловище. Бумага загибается так, чтобы был виден нижний край туловища. К этому краю, после обмена листочками, нужно дорисовать ноги и хвост. А теперь разворачивайте рисунки и любуйтесь на полученные "шедевры"!
Игра «Это я»!
Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте:
«Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «И не я, и не я, и не все мои друзья».
Давайте прорепетируем: Хлопая в ладоши - «Это я, это я, это все мои друзья!»
Топая ногами - «Нет не я, нет, не я, и не все мои друзья!». Итак, начинаем:
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу! (Это я.)
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом! (Это я.)
Кто мороза не боится, на коньках бежит как птица! (Это я.)
Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч! (Это я.)
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором! (Нет, не я.)
Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки! (Это я.)
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться! (Нет, не я.)
Кто домашний свой урок Выполняет точно в срок! (Это я.)
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час! (Нет, не я.)
Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол! (Нет, не я.)
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух! (Нет, не я.)
Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру! (Это я.)
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез! (Это я.)
Игра «Да – нет»
Друга выручим всегда? Да!
Врать не будем никогда? Да!
В классе списывать ответ? Нет!
Кинуть камень кошке вслед? Нет!
Брать в автобусе билет? Нет!
Ай-ай-ай! Как это "нет"?
Надо брать билет всегда? Да!
Не робеть, когда беда? Да!
Не жалеть для дел труда? Да!
Рук не мыть, когда обед? Нет!
Как же это "не мыть"? Мыть обязательно!
Грязь смывать без следа? Да!
Солнце, воздух и вода? Да!
Мы лентяям шлем привет? Нет!
А тем, кто трудится всегда? Да!