Татьяна Гурьянова
Проект «Социальное партнерство детского сада с семьей в организации праздников и досуговой деятельности детей старшего»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы обозначила выбор цели проекта :
Создать модель совместной музыкальной деятельности педагогов и родителей в аспекте приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми в соответствии федеральных государственных требований.
Основные задачи исследования:
1. Формировать систему партнерских отношений детского сада с семьей в музыкальном развитии детей.
2. Подготовить педагогический коллектив к работе с родителями путем повышения их психолого - педагогической культуры.
Публикация «Проект „Социальное партнерство детского сада с семьей в организации праздников и досуговой деятельности детей старшего“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3. Использовать музыкальные праздники и досуговые мероприятия в детском саду как средство повышения педагогической культуры родителей:
- в условиях музыкальных праздников и досуговых мероприятий видеть мир своего ребенка;
-проявлять искреннюю заинтересованность в совместных действиях со своим ребенком;
- постоянно быть готовыми к эмоциональной поддержке ребенка.
Объект исследования:
Процесс изучения особенностей взаимодействия педагогов МДОУ с родителями детей дошкольного возраста и определение содержания, задач и этапов работы ДОУ с семьями воспитанников по музыкальному развитию.
5. Основное содержание проекта
Родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Этот союз единомышленников предполагает совместную деятельность людей по выполнению задач по музыкальному развитию.
Сотрудничество представляет собой своеобразный этап в развитии взаимодействия семьи и детского сада. Именно сотрудничество воспитателей и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, в развитии способностей, в преодолении трудностей в его поведении, в формировании ценностных жизненных ориентиров.
Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнёрства, с помощью которого родители и представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.
Главными задачами музыкального развития детей в соответствии ФГОС являются: развитие музыкально – художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Решение этих задач предполагает соучастие в организации музы-кальной деятельности детей, музыкального руководителя, воспитателей группы, родителей.
Только полный контакт музыкального руководителя и воспитателей даст положительный результат в музыкальном развитии детей. Воспитатели должны осуществлять преемственность между непосредственно образовательной деятельностью и другими звеньями комплексного процесса музыкального развития детей. Но такого рода развитие не осуществится само по себе. Для этого требуется большая, напряженная и кропотливая работа по взаимодействию педагогов и родителей, т. е. «разрушить стену» между детьми и их родителями в процессе подготовки и проведения праздников и развлечений.
При взаимодействии музыкального руководителя с родителями очень важно научить их общаться со своим ребёнком по поводу полученных детьми художественных впечатлений.
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка, а также законы Российской Федерации (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Для организации социального партнерства семьи и детского сада необходимо сближение позиций его участников, основанное на устойчивом направлении интересов, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского сада. Первым шагом в этом направлении будет выявление направлений интересов каждого из родителей детей. Именно детский сад является инициатором партнерских отношений, и вследствие этого сотрудники детского сада должны предпринять усилия для сближения их позиции с позицией родителей.
Социальное партнерство детского сада с семьей предполагает согласованную позицию на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребёнка, как сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и родителей.
При осуществлении сотрудниками детского сада индивидуального подхода к семьям следует использовать ряд следующих критериев:
– проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях воспитанников;
– изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;
– использование форм, как коллективной, так и индивидуальной работы с родителями;
– изучение запросов, нужд, интересов родителей;
– выявление, обобщение и распространение внедрение передового опыта семейного воспитания;
– изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения.
С целью изучения понимания и принятия педагогами стиля взаимодействия с родителями, мы провели анкетирование воспитателей и специалистов нашего МДОУ детский сад № 233 «Тополек». Анкетирование направлено на изучение готовности педагогического коллектива к реализации инновационных идей, изучению затруднений педагогов в организации взаимодействия с родителями, в котором принимали участие 12 педагогов детского сада.
Результаты анкетирования педагогов, которые мы получили, говорят о том, что уровень понимания и принятия нашими педагогами взаимодействия с родителями в рамках диалога равноправных партнеров недостаточно высок и нам предстоит еще много работать над этим.
Исходя из результатов анкетирования педагогов, следует:
-совершенствовать социально-психологическую культуру общения с родителями;
-обогащать знания о закономерностях развития детско-родительских отношений;
-овладевать активными формами сотрудничество с родителями.
Мы провели тестирование наших родителей.
Родители «высоко» оценивают вклад детского сада в воспитание ребенка (99,9%) и не всегда удовлетворены воспитанием ребенка в семье.
Основное препятствие, затрудняющее воспитание ребенка в семье, - это лимит времени (52%, отсутствие опыта (32%, отсутствие помощи со стороны супруга и родственников (9%, отсутствие должной поддержки со стороны ДОУ (7%). Становится очевидным, что некоторые семьи испытывают серьезные трудности и обнаруживают потребности в помощи со стороны музыкального руководителя.
Выделены два главных направления нашего сотрудничества с родителями:
1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопонимания проблем друг друга.
2. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях по музыкальному развитию ребенка.
Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать организация праздников и досуговая музыкальная деятельность в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми.
6. Ресурсы
Временные ресурсы. Данный проект разработан на два учебных года (старшая, подготовительная группа) по социальному партнерству педагогов с детьми и их родителями. Календарно-тематическое планирование социального партнерства детского сада с семьей в организации праздников и досуговой музыкальной деятельности детей в старшей и подготовительной группах включает: помесячно тему мероприятия, цели и задачи, виды деятельности, содержание ОО «Художественно-эстетическая» с интеграцией других образовательных областей, совместная деятельность с семьей, учащимися СОШ №5.
Информационные ресурсы. Методическая и психолого-педагогическая литература; курсы повышения квалификации; ИКТ.
Интеллектуальные ресурсы. Результативность любого педагогического проекта зависит от уровня образованности, заинтересованности и мастерстве всех педагогов, участвующих в процессе: музыкального руководителя, воспитателей, педагога-психолога. Особая роль в реализации данного проекта отводится родителям. Результатом их активного участия является качество и интенсивность творческого развития ребенка.
Организационные ресурсы. Администрация ДОУ утверждает учебно-тематический план работы с детьми по реализации проекта и проводит мониторинг воспитательно-образовательной деятельности.
1. Психолого-педагогическое обследование детей, анализ результатов диагностики (сентябрь, контрольный срез декабрь, май) с использованием системы диагностики «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов», пособие для педагогов по программе «Успех».
2. Критерии ожидаемых результатов образовательной области «Художественно-эстетическая»
№
Характеристики интегративных качеств Частота проявления
часто иногда крайне редко
6 лет да нет
1 При исполнении способен передать характер музыкального произведения 1 балл 0 баллов
2 Может сосредоточенно и внимательно слушать усложняющиеся музыкальные произведения 1 балл 0 баллов
3 Используя средства речевой выразительности, способен анализировать разную по настроению музыку 1 балл 0 баллов
4 В танце синхронизирует свои движения под музыку с другими участниками или с партнером 1 балл 0 баллов
Сумма баллов 4 балла 3-2 балла 1-0 баллов
Уровневый показатель высокий средний низкий
Присваиваемый балл 2 балла 1 балл 0 баллов