Ханаша Лариса Ивановна
Проект: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников № 23 города-курорта Кисловодска
Проект : «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила: Ханаша Л. И.
г. Кисловодск
2022г.
Проект : «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Вид проекта : долгосрочный, практико-ориентированный.
Публикация «Проект: „Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Время реализации: 2022г.
Участники: воспитатели, дети, родители, специалисты.
Введение.
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Актуальность
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении. Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Гипотеза
Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т. е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
Цель – способствовать социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Задачи исследования:
• изучить ФГОС ДО (задачи и содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО; виды и формы организации деятельности детей для реализации содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО; условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования; планируемые результаты освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО);
• конкретизировать понятие «социально-коммуникативное развитие ребенка» в соответствии с научной идеей исследования;
• разработать концепцию социально - коммуникативного развития ребенка - дошкольника в соответствии ФГОС ДО, выделить критерии и показатели его развития;
• создание единого воспитательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей и общественные организации на основе взаимодействия всех субъектов.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта) :
• Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
• Работа с детьми;
• Работа с родителями;
• Работа с коллегами (педагогами).
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО.
Предмет исследования: создание образовательной среды и воспитательного пространства для социально-коммуникативного развития дошкольников.
Методы исследования:
1. Обзорно-аналитическое изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», специальной литературы по теме исследования;
2. Эмпирические методы: анализ педагогической документации, наблюдение за детьми, педагогами в процессе образовательного процесса;
3. Экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;
4. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Участники: педагоги, дети, родители.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая.
Вид проекта : практико-ориентированый.
Основные этапы исследования:
Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось в три этапа
Первый этап – обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме социально-коммуникативного развития, изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании».
Второй этап – создание образовательной среды и воспитательного пространства для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Третий этап – оценка эффективности проведенной работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций для родителей и педагогов дошкольных организаций.
Описание продукта, полученного в результате проекта :
• благодаря данному проекту будет видна позитивная динамика по внедрению ФГОС ДО в работу ДОУ
• повысится профессиональная компетентность педагогов по данному вопросу, материалы исследования будут использованы в образовательной деятельности, в консультационной работе педагога в системе дошкольного воспитания.
• повысится уровень сотрудничества детей, воспитателей, родителей, степень вовлеченности в общую деятельность.
• работа по данному направлению будет продолжаться, так как существует потребность педагогов в совершенствовании профессиональной компетенции молодых специалистов по данному направлению.
Сроки реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на один учебный год.
Межпредметные связи:
Название раздела
программы Задачи
Образовательная область «Познавательное развитие» Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Образовательная область «Речевое развитие» Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Образовательная область «Физическое развитие» Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Формы взаимодействия участников педагогического проекта.
№ Направления реализации проекта Мероприятия Сроки Ответственные
1 Организация работы с педагогами. Анкетирование и тестирование педагогов. сентябрь педагог-психолог, ст. воспитатель
Консультирование педагогов. ноябрь, декабрь педагог-психолог, ст. воспитатель
Организация работы по самообразованию. в течение года педагоги
Проведение семинара-практикума по теме «Социально-коммуникативное направление работы ДОУ» октябрь заведующая,
ст. воспитатель
2 Организация работы с детьми. Организация работы по социально-коммуникативному развитию детей в соответствии с перспективными и календарными планами работы. в течение года педагоги
Работа по развитию коммуникативных способностей. в течение года педагоги
Изучение детско-родительских отношений совместно с психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители. август педагог-психолог, воспитатели
Коррекция агрессивности. октябрь-апрель педагог-психолог
Коррекция тревожности, страхов. октябрь-апрель педагог-психолог
Коррекционная работа с гиперактивными детьми. октябрь-апрель педагог-психолог
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности. октябрь-апрель педагог-психолог
3 Организация работы с родителями. Анкетирование и тестирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй. сентябрь педагог-психолог, воспитатели
Организация работы психолого-педагогического лектория для родителей. в течение года педагог-психолог, воспитатели
Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности в вопросах воспитания. ноябрь педагог-психолог
Помощь родителям в расширении семейной библиотеки (педагогическая, медико-психологическая, юридическая литература, периодическая печать) с целью распространения инновационных подходов к воспитанию детей, а также повышения правовой культуры родителей. декабрь воспитатели
Привлечение родителей к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие). в течение года воспитатели
Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка. октябрь воспитатели
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : владение Интернет-пространством, приобретение методической, научной и специальной литературы; использование ИКТ, видеопроектора, видеоэкрана, фотоаппарата, видеокамеры; приобретение необходимых индустриально-эстетических продуктов потребления для художественного творчества детей.
Ресурсное обеспечение проекта (кадровое и материальное).
Кадры.
Коллектив ДОУ имеет большой опыт в плане работы по программам социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Педагогический состав ДОУ хорошо разбирается в данной проблеме и способен реализовать проект.
Внутренние ресурсы.
- средства из Фонда развития детского сада.
Внешние ресурсы.
- муниципальное финансирование в рамках программы развития дошкольного образования города;
- возможные дополнительные внебюджетные средства.
Механизм реализации проекта.
1. Анкетирование педагогов, родителей.
2. Самоанализ.
3. Собеседование с воспитателями по проблеме социально-личностного развития дошкольников.
4. Самообразование педагогов.
5. Тематическая проверка «Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей культуры общения».
6. Диагностика уровня социально-личностного развития детей.
7. Наблюдение за общением детей, беседы с детьми.
8. Диагностика коммуникативной сферы.
9. Анализ состояния психологического здоровья детей.
10. Создание творческой группы.
11. Создание медико-психолого-педагогического консилиума.
Контроль реализации проекта.
Контроль может осуществляться как администрацией детского сада, так и органами управления образованием различного уровня.
Выводы
Игровая деятельность развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Список литературы.
1. Абрамова Л. В. Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников, 2016
2. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007.
3. Собкин В. С., Скобельницина К. Н., Иванова А. И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып. XXIX. – М. : Институт социологии образования РАО, 2013.
4. Бабунова, Е. Особенности социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития
5. дошкольников / Е. Бабунова, С. Багаутдинова, С. Обухова // Дошкольное воспитание. – 2015 – №12. – С.
6. Бабаева Т. А., Березина Л. С. «Социализация» Образовательная область. СПб. :ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012 г.
7. Бочкарева О. И. «Организация деятельности по формированию культуры поведения и 1. Бабаева Т. А., Березина Л. С. «Социализация» Образовательная область. СПб. :ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012 г.
8. Бочкарева О. И. «Организация деятельности по формированию культуры поведения и общения». «Корифей» 2010 год.
9. Загуменная Л. А. «Социально личностное развитие дошкольников». Волгоград: Учитель, «Корифей» 2012 год.
10. Микляева Н. В. «Социально – нравственное воспитание дошкольников». Творческий Центр» Сфера» 2013 год.