Елена Попова
Проект «Социализация детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
№
п/п Содержание Страница
1. Паспорт проекта 3
2. Содержание проекта 4
- актуальность 4
- коррекционная проблема, решаемая в процессе проекта 4
- инновационная составляющая проекта 4
- функции проекта 4
3. Цель, задачи проекта 5
- продукт проекта 5
- ресурсное обеспечение проекта 5
4. Этапы реализации проекта, содержание деятельности 6 -7
5. Ожидаемые результаты 7
7. Приложения:
Публикация «Проект „Социализация детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Приложение 1. Картотека игр и упражнений 8
Приложение 2. Темы 8
Паспорт проекта
Цель проекта Создать условия для социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развевающей среды.
Задачи проекта
Вовлечение ребенка с ОВЗ в образовательный и воспитательный процесс. Выявление особенностей межличностных отношений ребенка с особенностями в развитии с детьми в группе. Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребенка с ОВЗ. Внедрение современных образовательных технологий.
Сроки реализации проекта 03.09.2021 г. – 20.04.2022 г.
Источники финансирования Без финансирования
Участники проекта Дети, родители
Содержание проекта
Актуальность
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Ее реализация возможна при соблюдении ряда условий :
- готовность педагогов к созданию социокультурной развивающей среды;
- ориентация на организацию индивидуального подхода, выявление и учет в педагогическом процессе личностных и индивидуальных особенностей, интересов и способности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста;
- интенсивное взаимодействие всех участников образовательного процесса : воспитателей, родителей, специалистов ДОУ и социума, построенное с учетом интересов ребенка.
Анализ литературы, раскрывающей проблемы работы с детьми с ОВЗ показал, что, несмотря на наличие специфических особенностей таких детей, все исследователи отмечают имеющиеся у них возможности личностного развития. Целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ, и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
Поэтому, главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития их ребенка.
Направления психолого-педагогического сопровождения в рамках данного проекта :
1. Работа с семьей ребенка с ОВЗ (психологическая адаптация к особым потребностям ребенка, гармонизация отношений и взаимоотношений в семье, подготовка родителей к интегрированному обучению).
2. Работа с детьми, развитие коммуникативных качеств, самооценки, коррекция эмоционально-волевой сферы.
3. Специальная подготовка кадров (развитие толерантности, развитие психолого-педагогической грамотности, навыков саморегуляции);
4. Развитие детской толерантности у совместно обучающихся воспитанников с детьми с ОВЗ.
Специфичность данного проекта в том, что для каждого ребенка его реализация начинается с момента поступления в детский сад. Поэтому, для кого-то из детей он только начинается, а кто-то уже на пороге его завершения. Структура этапов реализации проекта классическая : организационный; практический (или деятельностный); аналитический; презентация результатов работы.
Широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и система работы по обеспечению социализации детей с ОВЗ может показать высокую эффективность при её реализации:
- вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении);
- использование современных технологий в организации совместной деятельности детей.
Воспитанники с ОВЗ включаются в совместные мероприятия постепенно: в театрализованную деятельность, в проведение совместных спортивных и традиционных праздников внутри ДОУ, в выставках и конкурсах различного уровня.
Реализация сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в образовательном процессе направлена на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.
План работы
№ Мероприятия Сроки реализации Участники Ответственный
1. Родительское собрание «Особенности адаптации «особого» ребенка» Сентябрь
2021г Родители Педагог-психолог
2. Диагностическое обследование. Оформление информационного стенда для педагогов и родителей. Сентябрь-январь-май Дети Педагог-психолог
4. Индивидуальные консультации по результатам обследования Сентябрь-январь-май Родители.
Законные представители Педагог-психолог
5. Индивидуальная образовательная деятельность по темам:
«Фрукты», «Овощи», «Осень». Октябрь Дети Педагог-психолог
6. Семинар-практикум «Формирование социально-бытовых навыков» Ноябрь
Родители
Законные представители Педагог-психолог
8. Выпуск памяток «Формирование социально-бытовых навыков» Ноябрь
Родители.
Законные представители Педагог-психолог
9. Индивидуальная образовательная деятельность по темам:
«Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда». Ноябрь Дети Педагог-психолог
10. Индивидуальные консультации по развитию детей В течение всего времени обучения Родители.
Законные представители Педагог-психолог
11. Рекомендации по формированию представлений и навыков Еженедельно Родители.
Законные представители Педагог-психолог
12. Индивидуальная образовательная деятельность по темам:
«Домашние птицы», «Зима», «Зимующие птицы», «Новогодний праздник». Декабрь Дети Педагог-психолог
13. Семинар-практикум «Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста» Декабрь
Родители.
Законные представители
Педагог-психолог
14. - Консультация для педагогов на темы: «Психологические особенности детей с инвалидностью», Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ», «Формирование толерантного отношения у сверстников к детям с инвалидностью»
Январь
2022 Педагоги ДОУ Педагог-психолог
15. Индивидуальная образовательная деятельность по темам:
«Продукты», «Домашние животные», «Дикие животные». Январь Дети Педагог-психолог
16. Тренинговые занятия: «Я и мой «особый» ребёнок Январь-апрель
Родители.
Законные представители Педагог-психолог
17. Индивидуальные консультации: «Мой ребенок не такой как все»,
«Тревожность детей. К чему она может привести?», «Гиперопека. Что это?», «Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления»
Февраль Родители.
Законные представители Педагог-психолог
18. Семинар-практикум «Терапевтические игры для детей с ОВЗ» Март
Родители.
Законные представители Педагог-психолог
19. Индивидуальная образовательная деятельность по темам:
«Мамин праздник», «Весна», «Домашние животные», «Дикие животные». Март Дети Педагог-психолог
20. Рекомендации по подготовке материалов для терапевтических игр Апрель
Родители.
Законные представители Педагог-психолог
21 Индивидуальная образовательная деятельность по темам:
«Перелётные птицы», «Наш город», «Рыбы», «Комнатные растения». Апрель
Дети Педагог-психолог
22. Родительское собрание по результатам итоговой диагностики Май
Родители.
Законные представители Педагог-психолог
«Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями и педагогами как результат эффективной коррекционной работы и социализации детей с ОВЗ в условиях образовательной организации».
Цель проекта : повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей и создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей.
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
- установить партнерские отношения с родителями дошкольников;
- повысить компетентность родителей в области коррекционной помощи детям;
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию;
-разработать и внедрить наглядные пособия для коррекционного процесса.
План работы
Месяц
Мероприятие
Сентябрь
1. Анкетирование родителей.
2. Информационный стенд (для родителей и педагогов) «Причины речевых нарушений».
Октябрь
1. «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»
(буклет).
Ноябрь
1. Семинар-практикум «Пальчиками играем - речь развиваем».
Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики.
Декабрь
1. Консультация «Речевое дыхание - основа правильной речи»
2. Организация выставки: «Речевые игры для детей».
Январь
1. Консультация «Формирование у детей лексико-грамматических категорий в речевых играх».
Февраль 1. Консультация «Речевые игры по дороге домой».
2. Игры – тренинги по теме: «Играем - фонематический слух развиваем». (буклет)
Март
1. Консультация для родителей с элементами мастер-класса на тему «Использование здоровье сберегающих технологий в работе по развитию речи дошкольников» (зрительная и дыхательная гимнастика).
Апрель 1. Мастер-класс для педагогов. Использование мнемотехники в коррекционной работе.
Обучение составления рассказа по схеме-мнемотаблице, заучивание стихов, потешек, чистоговорок.
Май 1. «Домашнее задание логопеда на летний период».
Выдача рекомендаций родителям для самостоятельных занятий дома в летнее время.
Ожидаемые результаты
• создание специальной предметно-развивающей среды обеспечивает эффективность коррекционно-развивающей работы;
• успешное овладение детьми с ОВЗ социально-бытовыми навыками является опорой для дальнейшей социализации;
• проведение с детьми ОВЗ специально организованных игр способствует обучению различным формам взаимодействия;
• в результате коррекционно-развивающей работы повышается познавательный интерес и познавательная активность. Максимальный результат работы достигается при взаимодействии всех специалистов;
• улучшается формирование речевых навыков и навыков общения стимулирует экспрессивные языковые способности аутичных детей;
• улучшается овладение социально-бытовыми навыками, навыки игровой деятельности;
• в произвольной двигательной активности дети выполняют инструкции и сознательно контролируют свои движения;
• создана и функционирует модель взаимодействия специалистов детского сада и семьи, направленная на практическое психолого-педагогическое просвещение родителей.