Гузель Саляхова
Проект «Соблюдая ПДД — не окажешься в беде!»
Проект: «Соблюдая ПДД – не окажешься в беде!»
1. Паспорт проекта.
Тема: «Соблюдая ПДД – не окажешься в беде!»
Возрастная группа: средняя группа(4-5 лет)
Срок реализации проекта: 11.01.21-22.01.21.
Тип проекта: Краткосрочный, информационно- практико-ориентированный,творческий
Участники проекта: Дети средней группы, воспитатель, родители.
Публикация «Проект „Соблюдая ПДД — не окажешься в беде!“» размещена в разделах
Актуальность: Ребёнок учиться ходить, и постепенно рамки его мира раздвигаются. Из квартиры он выходит в родной двор, а оттуда на улицу, где его подстерегают неожиданности и даже реальная опасность – автотранспорт. Улицы, особенно городские, таят в себе угрозу для здоровья и жизни малыша. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже с детства необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Но учение, ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно, а это нельзя»- это скучно и неинтересно детям, поэтому наша задача и родителей – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению правил дорожного движения.
2. Постановка проблемы : Внимателен ли ребенок на дороге? Соблюдает ли элементарные правила дорожного движения? Знает ли, как вести себя в разных ситуациях на улице или транспорте?
3. Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, привести их к осознанию необходимости соблюдения этих правил. Привлекать к данной работе родителей, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах.
Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с понятием улица, ее основными частями (проезжая часть, тротуар, домашним адресом;
— познакомить с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
— продолжать знакомить детей с видами транспорта и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт).
Развивающие: развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный интерес;
— обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;
— прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Предполагаемые образовательные результаты проекта:
-Формирование у детей среднего возраста знания о культуре поведения на дороге, привитие элементарные практические навыки правильного поведения на дороге в качестве пешеходов.
-Закрепление у детей представления о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта.
- Пополнение развивающей предметно – пространственной среды новыми книгами, дидактическими играми, атрибутами для сюжетно – ролевой игры.
4. План реализации проекта.
-Создание мотивации, отвечающей потребностям детей.
Обозначение проблемы.
-Подбор методической литературы.
-Определение средств реализации проекта
-Разработка форм и методов работы по теме проекта с детьми и родителями.
-Создание мини –уголка по правилам дорожного движения в группе.
- Информирование родителей о начале проекта.
5. Этапы работы над проектом.
I. Первый этап – подготовительный
II. Второй этап – основной
III. Третий этап – итоговый
6. Распределение деятельности по этапам проекта.
I. Подготовительный этап.
1. Организация предметно-развивающей среды
- Подбор демонстрационного и литературного материала по ПДД.
- Подбор физкультминуток.
- Подборка дидактических игр по ПДД.
- Подбор музыкального репертуара.
- Подбор мультфильмов и видеороликов о безопасности на дороге.
- Подготовка оборудования.
2. Работа с родителями (оформление родительского уголка по теме проекта; анкетирование, консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей поданной теме).
II. Основной этап.
I. Организация предметно-развивающей среды в группе.
В группе был расширен и обогащен новыми материалами уголок ПДД. В прямом доступе для детей находились все материалы для самостоятельной и совместной работы. В родительском уголке и чате периодически публиковались памятки и всевозможные рекомендации.
2. Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных мероприятий.
11.01.21 1. Беседа «Знаки дорожные помни всегда»
2. Дидактические игры «Собери знак», «Вопрос – ответ».
3. Чтение художественной литературы: сказка Е. Карганова «Ничей»,
12.01.21 1. Беседа:«Безопасная дорога»
2. Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в автобусе»
3. Чтение художественной литературы:
Л. Кассиль„Про умных зверушек“
13.01.21 1. Рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки», «Дети и дорога», «Безопасность на дороге».
2. Просмотр и обсуждение мультфильма «Уроки тетушки Совы»
3. Сюжетно-ролевая игра: «Светофор»
14.01.21 1. Беседа «Транспорт на улицах города».
2. Подвижные игры «К своему знаку», «Мяч в корзину».
3. Чтение художественной литературы: А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
15.01.21 1. Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»
2. Подвижная игра: «К своим флажкам»
3. Сюжетно-ролевая игра: «Инспектор ДПС»,
18.01.21 1. Беседа ««Как себя вести в общественном транспорте и в машине».
2. Дидактическая игра: «Кто больше назовет дорожных знаков?»
3. Рисование «Грузовая машина»
19.01.21 1. Разучивание пальчиковых игр «Постовой», «Машина».
2. Раскраски «Автомобили», «Дорожные знаки».
3. Дидактическая игра «Разложи Знаки»
20.01.21 1. Беседа «Переход проезжей части в разное время года».
2. Просмотр и обсуждение мультфильма «Смешарики учат правила дорожного движения».
3. Лепка «Дорожные знаки»
21.01.21 1. Аппликация «Автобус»
2. Музыкальная игра «Передай жезл».
3. Дидактическая игра разрезные картинки: «Сложи транспорт из частей»
22.01.21 1. Беседа «По дороге в детский сад».
2. Дидактическая игра «Транспорт»
3. Развлечение: викторина «Вопросы Светофорика»
3. Работа с родителями:
- консультации для родителей: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге», «Автокресло для детей»
- рисование с детьми маршрута безопасного пути в детский сад.
-фотоконкурс «Пристегни ребенка!»
III. Итоговый.
- выставка;
- игра – викторина.
- создание мини –уголка по правилам дорожного движения в группе.
7. Результативность:Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора,его видах. Ориентируются в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге,что на дороге нельзя играть. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение распространенных знаков.
Реализация данного проекта вызвала более тесное сплочение между его участниками. Проблема данного проекта решена. Цель и задачи достигнуты.
Список используемой литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – СПб. : “Детство –пресс”, 2009.
2. Газета «Добрая дорога детства» 2002 -2017г. г. г. [Электронный ресурс].
3. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: для занятий с детьми 3 – 7 лет. М. : мозаика-синтез, 2014.
4. Усова Т. Правила дорожного движения для детей. М. :Ай, 2014
5. Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. – СПб. : ООО “Издательство “Детство- _пресс”, 2013.