Юлия Букач
Из опыта комплексного подхода к коррекции агрессии у детей и подростков с ОВЗ с помощью методов арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
О ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОПЫТЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
К КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Букач Ю. Н.
педагог-психолог стационарного отделения
Государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Темрюкский реабилитационный центр для детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями»
Публикация «Из опыта комплексного подхода к коррекции агрессии у детей и подростков с ОВЗ с помощью методов арт-терапии» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Общеизвестным является факт наличия в современном обществе глобальной проблемы - высокой степени озлобленности и, часто, необоснованной жестокости при общении друг с другом детей и подростков, демонстративного и вызывающего поведения их по отношению к взрослым.
Факторов, мотивирующих представителей подрастающего поколения к агрессивному поведению, множество. Однако доминирующими среди них остаются те, что имеют место в среде постоянного обитания ребенка – в семье. Поэтому схема выстраиваемых взаимодействий родителей с детьми с самого их рождения и их структура определяют особенности поведенческих моделей, безусловно избираемых детьми в тех или иных жизненных ситуациях.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящих реабилитацию в специализированных центрах, проблема профилактики или коррекции агрессивного поведения тоже является чрезвычайно актуальной, поскольку процесс социализации таких детей, в целом, проходит гораздо сложнее.
Сегодня на базе ГКУ СО КК «Темрюкский реабилитационный центр» успешно реализуется технология комплексного подхода к коррекции агрессии у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Положительный эффект при реализации технологии обусловлен интеграцией ряда методик, техник и приемов в работе педагогов в единую систему, когда успех достигается именно посредством совокупного воздействия или влияния на объект коррекции одновременно действующих факторов.
Как показал опыт применения синергетики доступных классических и передовых методов и приемов при использовании ресурсов и возможностей арт-терапии /1-3/ (мандало-, песочной, сказко-, библио-, куклотерапии и коллажирования) с включением в нее на каждом этапе реабилитации техники - Эбру /4/ для стабилизации эмоционального состояния детей, неизменно, имеет место положительная динамика индексов агрессии и враждебности даже за короткий срок реабилитации, равный двадцати четырем дням их пребывания в центре.
Применение комплексного подхода к профилактике и коррекции агрессии у детей с ограниченными возможностями здоровья является приоритетной тактикой деятельности в рамках реабилитационного процесса для подобных реабилитационных учреждений /5/. Потому что, во-первых, решается проблема сокращения общего количества времени, необходимого для появления первых положительных признаков в развитии детей. Во-вторых, подобный подход является общедоступным, как с точки зрения материального, так и методического обеспечения, в-третьих, универсальным и наглядным при работе с детьми разных возрастов, наклонностей и медицинских диагнозов.
Целью применения указанной технологии при профилактике и коррекции агрессии являлось снижение уровня враждебности и агрессивности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и сохранение или улучшение достигнутого результата в естественной среде обитания в постреабилитационный период.
В связи с этим были поставлены задачи по выявлению сходства и различий в проявлении агрессии у детей разных возрастов, оценке гендерного влияния на уровень агрессии, определению наибольшего синергетического эффекта от комбинации методик, приемов и техник при профилактике и коррекции агрессии с целью внесения редакции в индивидуальный план реабилитации каждого ребенка. Решение обозначенных задач обеспечит возможность предложения родителям детей наиболее действенных и эффективных рекомендаций для снижения агрессии в постреабилитационный период.
Процесс психологической коррекции по технологии, реализуемой в реабилитационном центре, представляет собой динамическую систему. В ней осуществляется последовательное выполнение заранее обозначенных или возникших непредвиденно, в ходе взаимодействия ребенка с окружающими, тактических задач на пути к достижению стратегической цели, к снижению агрессивности и, тем самым, к ускорению социализации.
Совокупность применяемых приемов корректирующих действий определяет ту уникальную среду (специфические или благоприятные условия, в которой через применение различных специализированных средств, происходит целенаправленное прямое или опосредованное интенсивное воздействие на ребенка терапевтического, собственно коррекционного и реабилитационного характера.
Реализация технологии потребовала осуществления подготовительного этапа, в рамках которого уточнялись критерии для оценки эффективности ее применения, была проведена редакция содержания дополнительной коррекционно-развивающей программы «Стань добрее», определены методики и технологии обработки статистических данных /6/, собранных в результате наблюдений, обозначен объем выборки, уточнен объект наблюдения, технический ресурс для реализации и ожидаемый результат.
Основной этап работы заключался, собственно, в реализации комплексного подхода к профилактике и коррекции агрессивности детей посредством сопряжения в каждом конкретном случае определенной совокупности арт-терапий с традиционным набором приемов коррекции, обычно применяемым в подобной работе.
Осуществление комбинации необходимых упражнений и занятий, применяемых в технологии преодоления агрессивности, обеспечивало положительные изменения в развитии детей, как личностей через:
создание индивидуальной программы корректирующих действий по снижению агрессивности детей, ориентированной не только на них, но и на их родителей, способных использовать их жизненную перспективу и личные стимулы, приводящие в движение внутренние силы и индивидуальные способности детей, программы, учитывающей соответствующие потребности и стиль жизни их семей;
осознание детьми мотивов агрессивного поведения и выражения собственного отношения к проблеме агрессивного поведения;
формирование у детей умения управлять собственными эмоциями и применять в жизни безопасные способы разрядки гнева и трансформации негативных эмоций в конструктивные;
стимулирование у детей вербального и неречевого общения посредством проживания через игру (например, театрализованную или с куклами) определенных ситуационных задач;
развитие у детей коммуникативных умений средствами коммуникативного рисования;
активизацию сенсорных каналов восприятия детей, чтобы они могли увидеть, почувствовать, «услышать» раздражение и гнев и, тем самым, лучше осознать их природу и смысл, например, через применение пескотерапии или крупотерапии или через творческое соотнесение собственной личности с персонажами художественных произведений.
На заключительном этапе анализировались полученные результаты, и оценивалась эффективность приложенных усилий.
В качестве критериев для оценки динамики уровня агрессивности детей в процессе ее коррекции были определены : индекс агрессивности, степень дифференцированности агрессии по видам (очевидные и латентные показатели проявления агрессии, оцениваемые по результатам творческой деятельности детей) /6-7/.
Целевой аудиторией представляемой технологии являлись дети, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии, в возрасте от 7 до 18 лет. Период исследования эффективности применения технологии представлен временным промежутком в девять месяцев. В реализации технологии приняло участие 70 детей. Из них 40 мальчиков и 30 девочек.
Диагностические и коррекционные занятия с детьми проводились, как в групповой, так и в индивидуальной формах.
То или иное сочетание разного рода терапий в комплексной методике коррекции агрессивности определялось в каждом персональном случае с учетом индивидуальных особенностей детей.
Например, при коррекции агрессивности ребенка со склонностями к тесному, часто, навязчивому тактильному взаимодействию с людьми, к которым он испытывает симпатию, в комбинацию используемых в технологии арт-методик обязательно включалась песко- или крупотерапия.
Тогда структура занятия включала в себя:
исследование каждым ребенком собственного и чужого агрессивного поведения посредством последовательного прорисовывания сначала красками, затем песком/крупой испытываемых эмоций;
«проигрывание» испытываемых эмоций с применением кукол, играющих какую-либо историю/сказку;
обучение контролю и управлению эмоциями при взаимодействии с партнером (куклой, другим ребенком или взрослым) или группой партнеров через добровольный или намерено навязываемый выбор роли и приемлемой модели поведения в выстраиваемой коммуникации.
В процессе рисования и тактильного взаимодействия с не очень приятной на ощупь фактурой зерен или песка, сочинения историй и их вербализации, создавались особые для этого ребенка условия, облегчающие и ускоряющие его освобождение от негативной психической энергии, направленной на разрушение и агрессию. В этом случае творческая деятельность в любом ее проявлении выступала как универсальное средство замещения неприемлемого со стороны ребенка действия приемлемым. Контакт с неприятной фактурой «сыпучей среды» помогал осознать и понять, что тактильное взаимодействие может нести и негативную для партнера эмоциональную окраску, подобную той, что испытал сам ребенок при контакте с крупой или песком. Как тот, так и другой личный опыт, не ущемляя свободы и самолюбия ребенка, наглядно показывал ему способы «настраивания» себя на положительное восприятие окружающих и подавление негативных эмоций. Наряду с традиционными, индивидуальными и групповыми, методами коррекции, чередование и многократное систематическое выполнение ребенком заданий с помощью последовательного применения какого-либо коррекционного средства (кукол, сыпучих материалов, рисования в технике Эбру, масок в театрализованной постановке) в течение курса реабилитации способствовало формированию у него устойчивого навыка преодоления внутренней агрессивности.
Наиболее яркие косвенные признаки снижения агрессивности детей были выявлены при анализе их изобразительной деятельности, в частности рисунков, полученных, например, при рисовании неизвестного животного и красками по воде в технике Эбру. Так, цветовая гамма рисунков на начальном этапе, при диагностике и вначале корректирующего процесса, отличалась темными резкими переходами из агрессивного красного в красно-желтые оттенки, цветовые пятна дополнялись темно-синими, почти черными, цветами и прорисовывались плотными мазками. Изображаемые фигуры имели грубые и угловатые черты. В изображениях объектов присутствовали явные пизнаки агрессии - несколько рядов кровожадных клыков и острых когтей. Изображаемые существа имели злые прозвища и описывались детьми, как несущие страх и беду для окружающих.
От занятия к занятию палитра красок, оставаясь яркой, насыщалась желтыми, голубыми и зелеными цветами, спокойными по оттенку, менее плотными, иногда, полупрозрачными, почти постельными. Изображаемые объекты становились менее угловатыми, имели меньший размер, отличались меньшей агрессией, отраженной в имени, запечатленных действиях и внешних устрашающих эффектах. Подобные метаморфозы в изобразительной деятельности подкреплялись позитивными изменениями в моделях поведения, транслируемых детьми при выполнении ситуационных заданий. Эмоцианальный фон детей постепенно приближался к нормальному, тревожность снижлась, они становились спокойнее, предпочитая в большинстве жизненных ситуаций безконфликтное взаимодействие с другими детьми.
В представляемой технологии изо-терапия оказалась звеном в совокупности методов, наиболее эффективно отражающим, с точки зрения наглядности и скорости проявления, первые признаки изменений в психо-эмоциональном состоянии наблюдаемых детей.
При исследовнии влияния возраста детей на степень проявления у них агрессии было установлено, что внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.
Пример изменений уровня агрессии по возрастам у девочек представлен на рис. 1.
Как показали наблюдения, рост агрессивности чаще всего связан с появлением новых потребностей у детей. У них возникает необходимость менять отношения и условия развития. Кризисные периоды обычно смягчаются, благодаря обеспечению благоприятной атмосферы в среде обитания, где взрослые интересуются развитием ребенка, заботятся о его внутреннем состоянии, предпочитают терпеливое объяснение наказаниям.
Рис. 1. Изменение уровня агрессии по возрастам наблюдаемой группы детей (на примере девочек)
Статистические данные об агрессивности у наблюдаемой группы детей в разных возрастах, в целом, не противоречат данным более ранних исследований, отраженных в специализированных периодических источниках. Как видно «пик агрессивности» приходится на возраст 14-16 лет. Именно ему характерна личностная нестабильность, повышенная возбудимость, быстрая смена настроения, формирование самостоятельности, самосознания и самоопределения. Агрессивное поведение в этот период взросления – доступный способ самозащиты, отстаивания личных прав, а также это довлеющее обстоятельство, способное обусловить появление отрицательных черт характера.
Для повышения точности диагностирования степени выраженности разных видов агрессивности у детей, определяющей в том числе содержание корректив, вносимых педагогом в индивидуальный план реабилитации каждого ребенка и способствующих уточнению рекомендаций, разрабатываемых специалистом для законных представителей по воспитанию и социализации детей в постреабилитационный период, данные наблюдений за динамикой агрессивности обрабатывались с применением комплекса методик : опросника Басса-Дарки /6-7/, методики А. Л. Венгера «Рисунок Несуществующего животного» /6-8/ и методики Почебут /7/. Уровень дифференцированности агрессивности детей по гендерному признаку в сравнении с нормативными значениями индекса агрессивности, определенный с применением упомянутых методик, представлен на рис. 2.
Рис 2. Значения уровня проявления разных видов агрессивности у детей по гендерному признаку, полученные при использовании трех методик обработки данных наблюдений /6-7/; где: ФА – физическая агрессия; Р – раздражение; ВА – вербальная агрессия; ПА- предметная агрессия
Из рисунка следует, что девочки отличаются более высоким уровнем агрессивности.
Методика А. Л Венгера «Несуществующее животное» /6-8/ позволила наглядно продемонстрировать, насколько уровень агрессивности девочек превышает уровни одноименных видов агрессивности мальчиков.
Изменение характеристик детских рисунков, свидетельствующее о снижении уровня агрессивности при реализации изо-терапии в комбинации с другими методиками, представлены на рис. 3.
Рис 3. Изменение показателей рисуночной методики
Динамика агрессивности детей разного пола отслеживалась и по таким признакам как степень нажима на карандаш, тщательность прорисовки отдельных деталей рисунка и направление штриховки при закрашивании элементов рисунка (рис. 4).
Полученные результаты диагностирования агрессивности (при первичной, промежуточной и конечной диагностиках) за период проведения курса реабилитации позволяют утверждать, что у мальчиков из исследуемой выборки детей преобладает вербальная агрессия, при этом доминирования вербальной агрессии у девочек не обнаружено.
Основываясь на данных, полученных в ходе наблюдений за эффективностью применения совокупности арт – терапевтических и традиционных методов в коррекционной работе, можно заключить, что результаты позитивны: уровни физической, косвенной и вербальной агрессии стали заметно ниже, нежели при первичном обследовании несовершеннолетних. При этом результат коррекционной работы в заданном направлении стал очевидным уже спустя 10-15 дней протекания реабилитационного процесса, что в условиях непродолжительного пребывания детей на курсе реабилитации является чрезвычайно актуальным и важным, особенно при продолжении систематических занятий по снижению агрессии в рамках закрепления полученного эффекта в постреабилитационный период.
Рис 4. Изменение уровня агрессивности у несовершеннолетних по гендерному признаку в течение курса реабилитации, диагностированное по результатам наблюдений за изменением степени нажима ими на карандаш, тщательностью прорисовки отдельных деталей рисунка и направлением штриховки при закрашивании элементов рисунка; где: ФА – физическая агрессия; Р – раздражение; ВА – вербальная агрессия; ПА- предметная агрессия.
Наблюдения специалиста за первыми положительными трансформациями психо - эмоционального состояния детей под действием систематически, методически последовательно и многократно выполняемых ими специфических коррекционных заданий позволили установить четкую положительную зависимость влияния кратности и степени разнообразия вариантов постепенно усложняемых заданий на преодоление детьми агрессивности.
Для каждого ребенка в рамках реализации того или иного шага в коррекции специалистом целенаправленно в большей или меньшей степени редактировалась структура и содержание исходного коррекционного плана. Редакция, чаще всего, касалась тех аспектов плана коррекции, в которых регламентировался тип корректирующего средства, рекомендованный с учетом предпочтений конкретного ребенка для собственного самовыражения, формы проведения занятий, кратности проработки и характера, поставленных в заданиях, ситуационных задач, а также формы и содержания взаимодействий с законными представителями ребенка.
Работа с законными представителями детей по обеспечению закрепления достигнутого в коррекции агрессивности эффекта проводилась в рамках тематических занятий в «Школе для родителей» и в «Психологической гостиной» и очного или дистанционного педагогического консультирования. Законным представителям детей предоставлялись развернутые и подробные рекомендации по их воспитанию с персональным комплексом упражнений по закреплению полученного при реабилитации эффекта и дальнейшему позитивному развитию с применением доступных в домашних условиях методов и средств коррекции. Например, систематическое разрешение ситуационных задач через использование ролевых игр или спектаклей с применением масок или кукольных спектаклей. В них агрессивным детям рекомендовалось поручать исполнять роли с позитивной силовой характеристикой (богатырей, рыцарей и т. п.). Систематическое рисование пальцами, ладошками, ступнями ног с использованием красок и выполнение пальчиковой гимнастики.
Тиражирование положительного опыта применения комбинированного подхода к решению проблемы снижения уровня агрессивности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья состоялось в рамках конкурса методических разработок СМИ «Фонд образовательной и научной деятельности 21 век», «Педакадемия РФ» и в публикациях на научно-образовательном /педагогическом портале /9-10/ и на портале Мaam.ru /11/.
Литература
1. Ениколопов, С. Н. Опросник Басса-Дарки [Текст] / С. Н. Ениколопов
Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М. : Наука, 2007 – С. 36
2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство –– М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
3. Бобровникова, Н. С. Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа / Н. С. Бобровникова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). - С. 621-624.
4. Каган, В. Е. Половое воспитание детей : медико-психологические аспекты [Текст] / В. Е. Каган. – Спб. : Питер, 2008 – 410 с.
5. Клецина, И. С. Гендерная социализация [Текст] / И. С. Клецина. –СПб. : Питер, 2012 – 255 с.
6. Ковалев, П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения [Текст] /
П. Ковалев. – СПб. : 2012 – 358 с.
7. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 2013 – 258 с.
8. А. М. Князев. Психология ранней юности [Текст] – М. : Издательство РАГС, 2017 – 188 с.
9. Букач Ю. Н Авторская работа: ПС №37228 Методическая разработка 2023.
10. Букач Ю. Н. https://педталант. рф/edu-05-2023-pb-37228, 2023
11. БукачЮ. Н. https://www.maam.ru/bookmarks/1957387/move2202308.html