Анастасия Лисунова
Проект «Скоро в школу»
Вид проекта : познавательно – творческий
Возраст детей: старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет
Участники проекта : педагоги ДОУ, дети группы № 5, родители, логопед.
Идея проекта :
Организация и проведение проекта «Взаимодействие детского сада и
семьи по подготовке детей к школе» для повышения педагогической,
психологической и коммуникативной компетентности участников
проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе.
Публикация «Проект „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Сроки реализации: долгосрочный (начало – апрель 2017 года; окончание
апрель 2018 года)
Тема проекта : «Скоро в школу!»
Актуальность:
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки) .
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе.
Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Большую роль в подготовке детей к школе играют родители. Анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Таким образом, вся эта работа может быть отражена в долгосрочном проекте «Скоро в школу мы пойдем». Проведение целенаправленной работы в ДОУ по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Проблема:
несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.
Цель:
-формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной
готовности к обучению в школе, через использование педагогических
технологий;
- создание условий для информационной подготовки родителей к новым
жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в
школу.
Задачи:
1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика
(закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в
школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).
2. Формировать учебно - познавательные мотивы.
3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление,
восприятие, воображение) и формировать их произвольность.
4. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в
общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания
процесса обучения.
5. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.
6. Способствовать снижению чувства тревожности.
7. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.
Методы решения задач:
1. Исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы,
наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.
2. Практические методы: ритуал приветствия, прощания, релаксационные
упражнения, упражнения–разминки, обыгрывание различных ситуаций
решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование.
3. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
4. Игровые методы: дидактические и психологические игры, игровые
действия, воображаемая ситуация.
5. Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы,
заучивание стихотворений, пословиц.
Содержание проекта строится на принципах:
•Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной
атмосферы помощи, сотрудничества.
•Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых
этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность
самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное
будущее.
•Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
•Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.
Ожидаемые результаты проекта :
формирование «внутренней позиции будущего ученика», эмоционально– положительное отношение к школе, новый уровень самосознания;
расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике;
освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей;
повышение педагогической компетентности всех участников проекта;обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе.
Как следствие этого – более высокие показатели адаптированности детей в первом
классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.
Дети:
• получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместно деятельности с родителями.
Педагоги:
• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта средствами сетевых технологий;
• получат возможность оперативного получения «обратной» связи.
Родители:
• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребёнка.
-смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами.
План реализации проекта проходит в три этапа:
Подготовительный этап - «Круг проблем».
В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:
- изучение научной и методической литературы по теме проекта;
- диагностика;
- анкетирование родителей;
- планирование образовательной деятельности в рамках проекта;
- комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;
-разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и
продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.).
На этом этапе родители задают вопросы, которые
наиболее остро стоят перед ними. Определение круга
проблем по подготовке детей к школе. (фото собраний).
Основной этап - «Копилка идей» (реализация проекта).
Взаимодействие ДОУ и НСОШ (совместное мероприятие, а так же детей
и родителей. Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение путей
решения «круга проблем», представление инновационного
положительного опыта, эффективных методических приемов
подготовительной работы: «А я это делаю так!». Формирование тематической копилки в помощь родителям и педагогам.
Заключительный этап.
На завершающем этапе планируется:
- оформление аналитического отчета в формате мультимедийной
презентации;
- семинар – практикум для педагогов в рамках проведения ГМО
«Подготовка детей к школьному обучению, через использование педагогических технологий»;
- создание портрета и модели выпускника ДОУ как конечного результата воспитательно-образовательного процесса;
-фотосессия.
Перспективное планирование.
Сентябрь.
1. Экскурсия в школу.
Цель : познакомить детей с учебным заведением, учебными классами.
2. Мониторинг детей.
Цель: определение уровня готовности детей к школьному обучению.
3. Родительское собрание «Скоро в школу».
Октябрь.
1. Загадки о школе. Школьные принадлежности.
Цель: Познакомить детей со школьной атрибутикой, ее назначением.
2. Чтение произведений о школе.
3. Консультация для родителей «Леворукий ребенок»
Ноябрь.
1. Игра «Собери портфель».
Цель :Развивать наблюдательность.
2. Анкета для родителей. «Мое мнение о школьной жизни ребенка.
Цель: выявление уровня педагогической культуры родителей.
3. Консультация «Готовим руку к письму»
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах подготовки ребенка к школе.
Декабрь.
Оформление родительского уголка «Психологическая готовность детей к школе.»
Цель: Помочь родителям подготовить ребенка к школе.
Пословицы и поговорки о школе.
Игровое упражнение «Назови предметы и дорисуй их.» на тему школы.
Январь-Март.
1. Работа школы будущего первоклассника. (посещение детьми подготовительных занятий в школе)
2. Участие в краевой олимпиаде дошкольников «По дороге знаний» (ДОУ, «Поиск».)
3. День открытых дверей. Занятие «В страну знаний».
Цель: Вовлечение родителей в совместный творческий процесс.
Апрель.
1. Час загадок и ребусов о школе.
2. Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Цель: как дети общаются между собой.
3. Просмотр мультфильма: «Козленок, который умел считать до десяти.»
4. Заучивание песни «Чему учат в школе».
5. Рисунки о школе.
Май.
1. Панорама итоговых занятий.
Цель: Результаты подготовки детей к школе.
2. Консультация «Готовность к школе : Что мы понимаем?»
3. Мониторинг «Готов ли ребенок к поступлению в школу». (психолог).
Цель: Выявление готовности к обучению в школе.
4. Родительское собрание «Чему мы научились за год.»(по итогам мониторинга.)
+ В Мои закладки
В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, нужно
или нет готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой
деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности данной проблемы
служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в
школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и
деятельности ребенка. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при
наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Часто детям сложно проанализировать свои переживания и своё отношение к школьному обучению.
Роль родителей в подготовке к школе.
Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при
психологической подготовке детей к школе.
Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности
родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские
уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, буклеты по
данной теме.
Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада
посредством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
отсутствие формализма в организации работы с семьей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
выявление общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы взаимодействия подразделяются: на коллективные, индивидуальные,
наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы общения с родителями:
• Совместные досуги, праздники.
• Участие родителей в выставках.
• Организация дней открытых дверей.
• Выпуск газет.
• Устные педагогические журналы.
• Занятия о профессиях, которые проводят родители.
1. Педсовет «Скоро в школу».
2. Родительские собрания.
3. Выставки творчества детей и
взрослых.
4. Выставка детской литературы для семейного чтения.
5. Выставка педагогической литературы для родителей.
6. Рекламно-информационный стенд.
7. Подарки и приглашения к праздникам.
8. Газета для родителей «Скоро в школу».
9. Организация праздников и развлечений.
10. Изготовление костюмов и атрибутов;
11. Организация дней рождения детей;
12. Участие в спортивных развлечениях;
13. Фотографирование детей, видеосъемка.
Сотрудничества ДОУ и школы.
Основные задачи:
-улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;
-обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;
-углубление интереса к жизни в школе;
-обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.
-встречи родителей с будущими учителями.
- анкетирование.
Современным педагогическим технологиям присущи следующие характеристики: гуманность, эффективность, наукоемкость, универсальность, интегрированность.
Педагоги ДОУ при реализации современных образовательных технологий
выполняют функции собеседника, исследователя, фасилитатора, эксперта. Все выше сказанное и составило предпосылки для совершенствования профессионального мастерства педагогов ДОУ.
Поиск новых форм педагогической работы, способствующих повышению профессиональной компетентности, привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стали широко использоваться технологии проектной деятельности. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Работая по современным образовательным технологиям, у воспитателя происходит постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование, что всегда актуально для педагогической профессии.
Подготовка детей к обучению в школе в условиях ДОУ.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи:
1. всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое);
2. специальная подготовка к усвоению школьных предметов.
Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя.
• Вырабатывание у детей представления о занятиях, как важной деятельности для приобретения знаний.
• Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.
• Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности.
• Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива.
Психологическая готовность к школе включает качество личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те условные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношение со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.
Мотивы учения и положительное отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального
3. формирование опыта учебной деятельности.
ФГОС ДО.
На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
а) проявляют инициативу исамостоятельность в различных видах деятельности;
б) посещали уроки первого класса детьми подготовительной группы;
в) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;
д) проявляют способность к волевым условиям;
е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
ж) проявляют способность к принятию собственных решений.
Заключение.
На основе проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1) поставленная нами цель была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза доказана;
2) мы рассмотрели такие понятия как “социализация”, “семейная социализация”,
“младший школьный возраст”;
3) мы подробно познакомились с такими учреждениями как детский сад и школа,
узнали, что они могут взаимодействовать и при этом решать много проблем возникающие как у педагогов и родителей при взаимодействии с ребенком, так и у самого ребенка при подготовке и поступлении в школе.
Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.
Семья – первое “общество”, в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем.
Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития.
Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения.
Детский сад и школа-учреждения, где ребёнок развивается и при их взаимодействии можно решать ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждении может сложиться прекрасный союз, и ребёнок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе, когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности будущих первоклассников.
Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.
Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми на одинаковые.
Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность.
НОД «Скоро в школу!»
НОД с детьми подготовительной группы «Скоро в школу!» по блоку Программы педагога-психолога «Скоро в школу!».
Цель: познакомить воспитанников со школьной жизнью, с понятиями «Урок», «Перемена», «Учитель», способствовать формированию школьно-учебной мотивации, развитию внимания, памяти и мышления.
Ход занятия:
1. Приветствия «Доброе утро!».
Педагог выполняет движения вместе с детьми, стоя в кругу:
Давайте порадуемся солнцу и птицам – руки поднимаем вверх;
А также порадуемся улыбчивым лицам – руки вперед и улыбаемся;
И всем тем, кто живет на этой планете – руки в стороны;
«Доброе утро!», скажем мы вместе.
2. Просмотр презентации сопровождается загадками (звенит звонок, педагог делает акцент на этом) :
• Стоит дом:
Кто в него войдет
Тот и ум
Приобретет.
алокШ
• В этом заведении
Все перебывали.
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья.
3. Педагог: Ребята, а Вы знаете, кто придумал школу? (после ответа детей дается информация) : школа, как отдельное учреждение, было создано еще очень давно - во времена Платона и Аристотеля, только называлась она по-другому: лицеем или академией. Создание таких учебных заведений было вызвано тем, что люди хотели получить знания или научиться какому-то ремеслу, а в рамках семьи они это не могли сделать, поэтому им приходилось идти на учебу. Долгое время школу могли ходить не все, и только около 100 лет назад все дети получили право получать образование.
4. Педагог: Для чего нужна школа? (ответы детей)
Кроме получения определенных знаний, умений и навыков, школа выполняет еще немало функций:
- социализация, развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения, вы приобретете много новых друзей;
- профориентация, то есть формирование самодостаточной гармоничной личности, чтобы в дальнейшем сделать правильный выбор будущей профессии;
- укрепление физического здоровья, чтобы расти активными, бодрыми и выносливыми;
- развитие музыкальных задатков и т. д.
5. Физминутка:
Мы топаем ногами, (топают)
- Мы хлопаем руками, (хлопают)
- Качаем головой, (качают головой)
- Мы руки поднимаем, (руки вверх)
- Потом их опускаем, (руки вниз)
-Мы руки подаем (руки в «замок»)
- И бегаем кругом, (покружиться на месте)
- Раз, два, три, (три хлопка)
- Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру).
6. Педагог:
Школьные занятия называются -уроками.
На уроке вы слушаете учителя, читаете, пишите, рисуете, поете песни, узнаете много нового и интересного. Ребенок, приходя в школу, окунается в новый мир, где ему нужно очень много сил для усвоения знаний. Поэтому в школе есть расписание дня первоклассника.
Уроки начинаются и заканчиваются в строго отведенное время.
Начало и конец урока начинается со школьного звонка.
Между уроками у Вас есть время для отдыха, игр, общения и посещения столовой. Это время называется переменой.
7. Загадка:
В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет.
ьлетичУ
8. Педагог: «Что нам необходимо для получения умений и навыков?» (воспитанники перечисляют школьные принадлежности, глядя на слайд презентации, педагог делает акцент на обобщающем словосочетании).
9. Физминутка:
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
10. Рефлексия. Упражнение «Оценка». Дети оценивают свою активность на занятии: получают красный жетон те, у кого всё получилось, кто справился со всеми заданиями; желтый жетон получают те, кто старался, но в чем-то допустил ошибку; синий- у кого не получилось выполнить задания, кто не принимал участия в заданиях и беседе. (Упражнение проводится в конце каждого занятия, жетоны собираем в подготовленные конверты, в конце учебного года подведем итоги, самые активные и любознательные получать поощрительные призы).