Елена Баранова
Проект «Скоро в школу» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации: долгосрочный (декабрь – май).
Вид проекта : психолого-педагогический.
Возраст детей: подготовительная группа
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители, педагог-психолог.
Актуальность проекта :
Темочки:
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом, тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили меня в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей. Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.
Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир. Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
-смену режима дня и питания;
-смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду);
-непривычно высокий уровень шума на перемене;
-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
-необходимость организовать своё рабочее место за партой;
-требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
-возможный неуспех в деятельности;
-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет.
Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.
Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:
-неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности;
-трудности в поиске друзей среди одноклассников;
-расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т. д.
Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребёнка.
Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.
И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Цель проекта : формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
Для родителей:
Расширение диапазона знаний о готовности к школе детей подготовительной группы.
Ожидаемый результат:
- благоприятное течение адаптационного школьного периода;
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;
- снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
Реализация проекта «Скоро в школу» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
-единства содержания форм и методов работы;
-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
-сотрудничества детей, педагогов и родителей;
-доступности;
-системности и последовательности.
Иллюстративный и печатно-наглядный материал:
1. Подбор предметных картинок «Школьные принадлежности».
2. Подбор иллюстративного материала по теме «Школа. Прошлое и будущее».
3. Картины художников:
- Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси. 1912.
- Ф. Решетников. Опять двойка. 1951.
Используемая литература:
1. А. К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение, 1991.
2. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», № 5/2007, М – Творческий центр Сфера.
3. Завьялова Н. А., Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе, -Учитель, 2009.
4. Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада/ З. А. Михайлова. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008. – 56с
5. Обучение дошкольников грамоте : Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. / Под ред. Н. В. Дуровой. – М. : Школа – Пресс, 1998. – 156с. 14.
6. Смоленцева, А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей/
7. А. А. Смоленцева, О. В. Суворова. - Спб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003.- 52с. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику/ А. А. Смоленцева. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008. – 49с
8. Обучаем детей грамоте в игровой форме // И. А. Быкова. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2005. – 67с. 17.
9. Т. А. Сидорчук. Окно в школьный мир : Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ) Стр. 63
10. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению : Программа – конспект/ Д. Г. Шумаева. – СПб: «Детство - Пресс», 2010.-160с
11. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №2/2008, №9/2008, №9/2011, М – МЦФЭР Ресурсы.
План реализации проекта
Тема и форма проведения мероприятия, участники
Месяц Работа с детьми Работа с родителями
Ноябрь-Декабрь 1. Диагностика психических познавательных процес-сов детей подготови-тельных групп.
2. Подбор психолого-педагогической литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику. - Сбор согласий родителей для работы с детьми;
- Ознакомление с результатами диагностики (по запросу).
Январь Занятие- беседа «Кто нас учит в школе?» Консультации:
-«Психологический портрет ребенка 6-7 лет».
-«Мотивационная готовность детей стар-шего дошкольного возраста к обучению в школе».
-«Ваш ребенок идет в школу».
Февраль Интеллектуальная шоу-игра «Волшебный квадрат». 1. Буклеты, листовки: «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе».
2. Совместное рисование «Школьный портфель»
Март Занятие «Путешествие с солнечным зайчиком» 1. Консультация «Леворукий ребёнок».
2. Памятки, буклеты: «Основные психологические особенности будущего первоклассника».
Апрель 1. Диагностика мотива-ционной готовности детей к школьному обучению.
2. Экскурсия в школу.
1. Ознакомление с результатами диагностики (по запросу).
2. Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подгото-вительных группах «Деловая игра «Идем в школу с радостью»
Май 1. Занятие-викторина «Умники и умницы»
1. Памятка для родителей: «Готовим руку к письму».
2. Совместное рисование «Моя будущая школа».
По результатам диагностики формируется группа детей, с которыми проводятся индивидуальные или групповые формы работы по развитию психических познавательных процессов.