Наталья Баженова
Проект «Сказочный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
«Детский сад № 3 «Солнышко»
Подготовила:
Учитель-логопед:
Баженова Н. Б.
2016 г
Ст. Гиагинская
«Наилучшая для малыша та игрушка,
которую он может заставить по-разному изменяться;
для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».
К. Д. Ушинский
Публикация «Проект „Сказочный песок“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Инклюзивное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – реалия современной педагогической практики. Введение ФГОС ДО дает возможность всем детям проявить свою индивидуальность, каждый ребенок развивается тем темпом, который характерен именно для него, в том числе и ребенок с ОВЗ. Включенный в инклюзивное пространство ДОУ, дошкольник с ограниченными возможностями здоровья нуждается в специально организованном медико-психолого-педагогическом сопровождении. Поэтому каждое образовательное учреждение старается найти свои подходы к организации сопровождения ребенка с ОВЗ с учетом его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Развитие ребенка неразрывно связано с речью, которая способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Констатируя в последние годы увеличение количества детей с различными формами речевой патологии, все чаще в логопедической практике мы встречаемся с сочетанными, сложными нарушениями развития. У детей с ограниченными возможностями здоровья речевые расстройства приводят к нарушениям эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными, избегают общения, а также ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Поэтому при наличии у детей с ОВЗ речевых расстройств необходимо своевременное оказание коррекционной логопедической помощи, чтобы преодолеть речевой негативизм, помочь освоить образовательную программу, адаптироваться в среде сверстников.
С учетом вышесказанного, при построении образовательных ситуаций на логопедических занятиях возникла необходимость создания проекта «Сказочный песок» с использованием игр и упражнений, современных инновационных материалов, способствующих повышению заинтересованности ребенка в процессе и результате коррекции речи.
Цель проекта : развитие речи, познавательных процессов и мелкой моторики посредством кинетического песка у детей с нарушениями произношения.
Задачи проекта :
Коррекционно-образовательные: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); работа над автоматизацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, учить выстраивать композиции на песке по образцу.
Коррекционно - воспитательные: воспитание внимания, выдержки, ответственности; создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.
Коррекционно - развивающие: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, фантазии).
Материально- техническая база:
Столик размером 50 х 40 х 10 см, (где 50 х 40 — размер стола, а 10—
глубина) внутри размещены 2 ванночки размером 25 х 20 см,песок, набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир, в процессе игр и упражнений использую презентации, музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.
Принципы в работе с детьми:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Работа с родителями
Индивидуальные консультации, папки-раскладушки,
информационные стенды,
пособия для родителей,
буклеты.
Кинетический песок (Kinetic Sand, созданный в 2013 году в Швеции, очень необычный материал, который на 98% состоит из чистого кварцевого песка и на 2% из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности.
Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. В процессе пересыпания частицы кинетического песка позволяют визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них. Этот песок не вызывает аллергии, обладает свойствами антибактериального материала; является неблагоприятной средой для размножения бактерий; легко собирается с поверхности, оставляя ее чистой. При сжатии и уплотнении объем кинетического песка уменьшается почти в 2 раза. Образовавшаяся в результате внешнего воздействия форма сохраняется в течение длительного времени. Все эти свойства кинетического песка позволяют активно использовать его на коррекционных занятиях учителя-логопеда.
Перенос логопедических занятий в мини-песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, по сравнению со стандартными формами обучения:
• усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
• развивается тактильная чувствительность;
• более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление);
• совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
• создается ситуация психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии);
• развиваются навыки сотрудничества, повышается уверенность детей.
Традиционную методику по коррекции звукопроизношения, расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе кинетический песок.
Наши правила:
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Песок — мирная страна
Можно строить и творить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Никого не обижать,
Ничего не разорять,
Это мирная страна,
Дети, поняли меня?
Приведу некоторые из упражнений, активно применяющихся на логопедических занятиях с использованием мини-песочницы.
Упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики, автоматизации изолированного звука:
• Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Горка», «Блинчик», «Чашечка» и др.);
• Скользить по поверхности песка пальцами или с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка – шипит, тигр – рычит);
• «Необычные следы» : «топают медведи» – кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок; «прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «ползут змейки» – расслабленными либо напряженными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях); «бегут жучки-паучки» – двигаем всеми пальцами, имитируя движение насекомых;
• Создать узоры и рисунки, буквы. Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;
• Прошагать по дорожке каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг проговаривать звук или слог;
• Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук.
Игры и упражнения для автоматизации звука в слогах, словах, предложениях:
• Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам, повторяя слоги с автоматизируемым звуком;
• «Археологи». Спрятать в песке игрушку (или картинку). С помощью кисточки или пальчиками ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано;
• Произносить различные слоги с закрепляемым звуком, прыгая по слепленным кочкам (ша-ша-ша, ша-шо-шу-ши и др.).
Упражнения на развитие силы воздушной струи:
• Дуть на маленький шарик через трубочку от коктейля, стараясь задуть его в песочные ворота или мишень;
• Перекатывать шарик от пинг-понга из одной ямки в другую с помощью воздушной струи.
Упражнения на подготовку к обучению грамоте:
• Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;
• «Превращения букв» (Л в М, Л в А, Т в П и т. д.);
• Найти спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слова;
• Писать слова на песке печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, а ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным;
• Делить слова на слоги, палочкой вычерчивая на песке необходимое количество полосок.
Количество игр и упражнений с этим материалом безгранично, каждый ребенок может творить и придумывать что-то свое. Необычная структура кинетического песка порождает творчество и будит фантазию.
Опыт работы показал, что использование кинетического песка позволяет повысить эффективность занятий и дает положительные результаты:
• у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
• дошкольники чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;
• на занятиях нет места монотонности и скуке, каждую упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто появляются интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками, в том числе и с детьми с ОВЗ.