Евгения Поспелова
Проект «Сказочный мир Щелкунчика»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сказочный мир Щелкунчика»
На основе сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Аннотация проекта :
Человек, который верит в сказку,
однажды в неё попадает,
потому что у него есть сердце…»
Сергей Королев
Основополагающая идея:
СКАЗКА, ТЕАТР, ТРАДИЦИЯ- вот три кита на которых держится музыка.
Публикация «Проект „Сказочный мир Щелкунчика“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Сказка – ложь, да в ней намек… Сказка в жизни ребенка занимает огромное, важное место. Она учит, воспитывает, помогает, развивает и делает мир интереснее.
Паспорт проекта
Составитель:
Музыкальный руководитель Поспелова Евгения Александровна,
первая квалификационная категория
Участники проекта : дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, педагоги детского сада, родители.
Тип проекта : творческий.
Сроки реализации: Среднесрочный проект ( 2 месяца: декабрь 2019-январь 2020).
Место реализации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №20»
Актуальность:
С 1 января 2014 года в законную силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Многие музыканты обратили внимание, ознакомившись с программой музыкального воспитания по ФГОС в ДОУ на направленность документа в социализацию и индивидуализацию развития личности ребенка. Музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Это основной ориентир для нас – педагогов в раскрытии и воплощении содержания программы музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС.
Музыка балета «Щелкунчик» очень популярна и известна.
Сказочная история, рассказанная нам Эрнестом Амадеем Гофманом прекрасно обрамлена музыкальным дарованием Петра Ильича Чайковского.
Щелкунчик – смелый герой сказки, не боясь проиграть, смело бросается в бой, простая девушка Мари благодарит его за самоотверженность своим теплым чувством любви. Сказка «Щелкунчик» правдива и понятна детям, учит их смелости и доброте, даже злые чары Мышиного короля не могут разрушить любовь и преданность героев.
Замечательная музыка П. И. Чайковского проникнута и грустными и радостными чувствами, в ней много смены настроений. Для слушания музыка Чайковского легка и понятна, доступна для восприятия детей дошкольного возраста.
Любимый же мультфильм «Щелкунчик»1973 года просматривается детьми с радостью.
Тема «Сказочный мир Щелкунчика» актуальна для детей дошкольного возраста,
интеграция образовательных областей (музыка изо, чтение художественной литературы, физическая культура) наиболее полно раскрывают тему проекта.
Воспитание современного ребёнка и его творческих способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики.
Цель:
Познакомить детей со сказкой «Щелкунчик» через музыку композитора Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик»,сюжет сказки Гофмана, просмотр мультфильма «Щелкунчик»
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение слушать и слышать музыку сопоставлять и сравнивать музыкальные интонации с поэтическими образами
Учить детей слышать изобразительные моменты в музыке
Приобщать детей к духовно – нравственным ценностям через знакомство с высокохудожественными образцами литературных и музыкальных произведений и семейными традициями
Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ
Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду
Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности
Способствовать формированию эстетического вкуса
Развивающие:
Развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки
Развивать умение детей в двигательной импровизации передавать музыкальный образ
Развивать умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих задания- импровизациях, в инсценировании новогодней сказки
Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций
Развивать взаимосвязь с разными видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, физической культурой
Воспитательные:
Воспитывать любовь к классической музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации во время постановки музыкального утренника
Воспитывать интерес детей к театрально-исполнительской деятельности сказки
Принципы
1. Принцип интеграции образовательных областей образовательных областей
2. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития
3. Единства воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста
4. Принцип гуманизации
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает :
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
5. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
6. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.
Принцип непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе.
7. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Особенности проекта :
Составлен в рамках программы преемственности «Детского сада 20»
города Костромы и «Средней Общеобразовательной школы № 7 города Костромы»
Предполагаемый результат:
В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов ДОУ :
Подготовлен и проведен новогодний утренник по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» .
В группе пополнилась предметно - развивающая среда для театрализованной деятельности (книжка- передвижка «Щелкунчик»)
У детей расширились знания композиторе Чайковском, дети узнали термин «балет»,дети научились перевоплощаться; расширился кругозор; сформировался запас литературных и музыкальных впечатлений. Развитие музыкальной культуры детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Умение реализовывать свои впечатления через творчество. У детей и родителей появился устойчивый интерес к сказкам, театрально - игровой деятельности. Дети стали более эмоционально отзывчивы, научились сопереживать героям и пр. Так же проектный метод объединил детей, их родителей, педагогов; сформировал навыки сотрудничества.
Расширение информации о творчестве писателя Гофмана и композитора П. И. Чайковского;
Воспитание в детях чувства красоты, желания слушать классическую музыку, понимать ее в театрализованной постановке, в танцах.
Продукт детской деятельности:
1. Выставка детских работ- раскрасок (см. фотоотчет приложение №2)
2. Музыкальный новогодний утренник по мотивам сказки (см. приложение№1в)
Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Этапы реализации проекта :
1. Организационный:
Знакомство с творчеством композиторов П. И. Чайковского и
Д. Д. Шостаковича, знакомство с музыкой из балета «Щелкунчик». Понятие «балет»
Подбор методического материала, фонотеки, рисунков, презентаций к теме «Щелкунчик»
Разработка планирования работы над музыкальной сказкой- утренником
Разработка сценария, конспектов, консультаций
2. Деятельный:
Чтение и обсуждение сказки Э. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Знакомство с творчеством композитора П. И. Чайковского
Цикл занятий с детьми по слушанию музыки из балета (приложения№1а, 1б)
Просмотр презентации «Балет «Щелкунчик»(приложения №1а, 1б)
Просмотр мультфильма «Щелкунчик» 1973 года
Проведение консультаций (приложение 1г,1д)
Распределение ролей
Подготовка театрализованной постановки к утреннику
Разучивание песен, танцев, инсценировки сказки
Организация выставок творческих работ, наглядной информации
Рисунки- раскраски «Сказка «Щелкунчик»(приложение №2)
Вовлечение родителей:
Пошив и изготовление костюмов и атрибутов
Подключение родителей в создание предметно – развивающей среды
Отзыв о проведении утренника и проекта
3. Презентационный:
Итоговое мероприятие – Новогодний утренник в подготовительной группе
Создание фотоочета (Приложение №2)
Книга-передвижка балет «Щелкунчик» в группу (приложение №2)
4. Итогово – оценочный
1. Удовлетворённость родителей и педагогов результатом работы ДОУ (отзывы)
2. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
5. Вывод:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы педагогического коллектива нашего детского сада.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только развить творчески ребенка, но и создаст возможность презентовать свое «Я», продолжит создавать благоприятный микроклимат в семье.
6. Используемая литература
1. https://cyclowiki.org/wiki/Щелкунчик_(балет)
2. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/efd4338c-222a-fd3e-2c7c-7001f671e346/Tcaikovsky_Shelkunchik.htm
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гофман,_Эрнст_Теодор_Амадей
4. https://1p.fondpotanin.ru/projects/istoriabaleta