Евгения Почиталина
Проект «Сказочный мир А. С. Пушкина» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Актуальность:
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, а также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.
Всвязисособойважностьюирольюхудожественнойлитературы,можносчитатьособоактуальнойпроблемуприобщениякнейдетейиихродителейвусловияхдошкольногообразовательногоучреждения.
Так на чём же остановить свой выбор? Хорошим вариантом, например, станут сказки А. С. Пушкина для детей. Они насквозь пропитаны мечтой человека о счастье, о различных чудесах, о волшебстве. Сказки радуют ребёнка, дают возможность рассуждать над тем, что такое хорошо, а что такое плохо, увлекают досягаемостью того, что, казалось бы, абсолютно невозможно. Реализация данного проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике, а более близкое знакомство с творчеством А. С. Пушкина будет способствовать развитию интереса к книге.
Работа, проведенная в нашей группе, показала, что не все дети знают сказки, мало кто знает имена детских писателей. Именно это и послужило поводом для работы над данным проектом.
Вид проекта: познавательный, информационно-творческий.
Продолжительность:среднесрочный (2 недели).
Участники: дети, воспитатели, родители
Цель: приобщить детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина;
- формирование у детей устойчивого интереса к чтению художественной литературы, развитие познавательного интереса, любознательности;
- приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений;
Коррекционные:
- способствовать развитию связной (диалогической и монологической) речи, обогащать словарный запас детей, умение давать развернутые ответы;
- развивать умение детей отражать свои впечатления в творческой деятельности;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к персонажам, проявлять сочувствие тому, кто попал в беду;
- воспитывать чувство коллективизма, умения работать в подгруппе, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Предполагаемый результат:
1) создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством А. С. Пушкина;
2) активное проявление у детей интереса к творчеству А. С. Пушкина;
3) пополнение развивающей среды группы;
4) пополнение групповой библиотеки произведений А. С. Пушкина;
5) приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений.
План работы:
Подготовительный этап:
1) составление плана совместной работы с детьми и родителями;
2) разработка конспектов НОД, бесед, игр;
3) проведение с детьми мониторинга по теме «Сказки А. С. Пушкина»;
4) подбор материала и оборудования;
5) подбор необходимой художественной литературы;
6) оформление информации для родителей по теме проекта;
7) составление анкеты «Семейное чтение» для родителей.
Основной этап:
- знакомство с писателем, рассматривание портрета А. С. Пушкина, беседа «Биография А. С. Пушкина»;
- оформление тематической выставки в книжном уголке;
- рассматривание сюжетных картин по сказкам А. С. Пушкина;
- игры «Из какой сказки персонаж», «Из какой сказки предмет», «Придумай рифму к слову», ребусы, разрезные картинки по сказкам;
- просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
- чтение художественной литературы: сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
- прослушивание аудиосказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
- заучивание наизусть отрывка стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…» с помощью мнемотаблицы;
- экскурсия в городскую библиотеку, викторина «Сказки Лукоморья», мастер-класс «Золотая рыбка» в технике оригами»;
- рисование «Моя любимая сказка А. С. Пушкина»;
- лепка «Золотая рыбка»;
- ремонт книг, наведение порядка в книжном уголке;
- беседа «Чему нас научили сказки А. С. Пушкина».
Взаимодействие с родителями:
- консультация для родителей «Знакомим детей с творчеством А. С. Пушкина»;
- анкетирование по теме «Семейное чтение», анализ анкетирования;
- рекомендация «Прочтите детям дома сказки А. С. Пушкина»;
- домашнее задание «Нарисуйте сказку»;
- семейное чтение сказок А. С. Пушкина;
- организация выставки детских работ.
Заключительный этап:
- выставка детского творчества;
- повторное проведение мониторинга с воспитанниками для отслеживания динамики проведенной работы;
- литературный досуг «Путешествие в Лукоморье»;
- фотоотчет.
Продукт проектной деятельности:
- рисунки и поделки детей;
- оформление паспорта проекта «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».
Результаты проектной деятельности:
Путешествуя по сказкам А. С. Пушкина для детей открывается волшебный мир Руси. Они начинают понимать, что ничто кроме любви и добра, не способно победить зло на этом свете. Только это убеждение, усвоенное с детства, помогает людям быть счастливыми. Сказки Пушкина приобщают наших детей к богатству родного русского языка.
Врезультате работы по проектной деятельности «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» дети ближе познакомились с жизнью и творчеством писателя, поэта и сказочника А. С. Пушкина. У детей расширился и активизировался словарный запас. Родители воспитанников стали уделять больше внимания семейному чтению.
Мониторинг по теме «Сказки А. С. Пушкина»
Вопросы для беседы с детьми:
1. Кто такой А. С. Пушкин?
2. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
3. В какой сказке исполняются желания?
4. Кто отравил яблоком царевну?
5. Что делал Кот Ученый, когда ходил по цепи?
6. Кто подменил письмо для Царя Салтана?
7. Кого в шатре увидел Царь Дадон?