Голунцова Наталья Дмитриевна
Проект «Сказочный лес» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Сказочный лес»
Выполнила: Голунцова Н. Д
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
База исследования проекта: старшая группа
Возраст детей: 5-6 лет.
Сроки реализации проекта: месяц
Вид проекта: групповой, информационно-практико-ориентированный, творческий, долгосрочный
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Цель проекта: формирование у детей экологического сознания и мышления повысить экологическую культуру, детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Публикация «Проект „Сказочный лес“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
1. Воспитывать гуманное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость к природе, красоте деревьев, общение с ними на равных
2. Воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
3. Обобщать знания о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
4. Систематизировать и конкретизировать представления детей о деревьях родного края.
5. Продолжать учить рисовать красками, смешивать цвета, правильно работать с ножницами и клеем, бумагой;
6. Развивать аккуратность и собранность, творческие способности;
7. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности со своими детьми;
8. Вызвать желание готовить подарки, сюрпризы друзьям, родным
Тематическое поле экологическое воспитание, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное музыкальное. физическое развитие.
Актуальность проекта
Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Проблемы экологического воспитания дошкольников сегодня находится на высоком уровне, и им уделяют всё больше внимания. Это проблема вызвана тем, что дети, окруженные самыми разнообразными развлечениями, все реже обращают внимания на окружающую природу. Родители в погоне за интеллектом своих детей, все реже обращаются к природе как одному из источников познания, поэтому остается последнее слово за педагогом
Проблема проекта
В нашем крае много красивых мест, где люди любят отдыхать. Но не все бережно относятся к природе. Какой же пример, взрослые подают детям! После отдыха оставляя за собой мусор, не потушенные костры, вырубленные молодые деревья! Поэтому, мы часто видим, что дети не понимают, как относиться к природе - ломают ветви, губят молодые деревца. У дошкольников слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Ведь изучать и любить природу невозможно только по картинкам и иллюстрациям. Изучать ее лучше в процессе исследовательской деятельности. На основании этих проблем мы и решили реализовать идею экологического проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этап 1: Информационно-технологический
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
Подбор художественной литературы;
Подбор энциклопедий «Растительный мир»;
Подбор презентаций о природе;
Оформление картотеки исследований и экспериментов;
Подготовка оборудования для опытов с корой, ветками, листьями;
Оформление дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.
3. Подготовить информацию для родителей по темам: «Человек и природа».
Этап 2: Практическая часть
Работа с детьми:
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ёлочка»; рассказа К. Д. Ушинского «Спор деревьев»; А. Твардовский «Лес осенью»; В. Лескова «Лечебница под сосной»; А. Лопатина «Мудрость дерева». Чтение энциклопедий и познавательной литературы по теме проекта.
Проведение опытов и исследований:
Знакомимся с деревьями: «Для чего деревьям корни, ствол, кора»; «Какой высоты (ширины) дерево»; «Есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые»; «Есть ли у дерева детки»; «Есть ли у дерева семья?».
Изучаем крону: «Исследуй хвою»; «Тень дерева и ее движение»; «Исследование почек».
Изучаем кору и ствол: «Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Чем пахнет кора?»; «Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи?» и др.
Изучаем корни: «Что держит дерево в земле?»; «Какие корни по длине? Выходят ли на поверхность, для чего они нужны?».
Изучаем плоды и семена: «Какие они, кто их разносит?»; «Для чего они нужны?».
Изучаем животных, птиц, связанных с деревом: «Кто посещает наше дерево? (птицы, насекомые, пауки)».
Изобразительная деятельность:
1. «Лесные друзья елочки», лепка.
Цель: продолжать учить детей лепить из частей, делить материал на нужное количество частей разной величины; показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами.
2. «Елочка — колкая иголочка», рисование.
Цель: учить аккуратно, мазками в одном направлении рисовать силуэт елочки; придавать ей выразительность; развитие творческих способностей. Познавательно-исследовательская деятельность:
1. «Как узнать ель?»
Цель: рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев, показать, что все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной
кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.
2. «Какие бывают сосновые шишки?»
Цель: выяснить, что шишки у сосны бывают мужскими и женскими; женские шишки с семенами, а мужские с жёлтой пыльцою, о том какие шишки остаются на сосне, а какие опадают.
3. «Природа и человек»
Цель: расширить знания детей природе родного края; закрепить знания о взаимосвязи человека и природы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, память; воспитывать чувство бережного отношения к природе.
4. «Как сохранить хвойный лес»
Цель: воспитывать у детей - дошкольников бережное отношение к хвойным деревьям.
5. «Обитатели сказочного леса»
Цель: продолжать пополнять знания об обитателей леса. Развивать память, воображение, логическое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе.
6. «Кто работает в лесу?»
Цель: привить интерес к природе и проблемам ее охраны, нравственные и экологические чувства по отношению к ней, научить экологически грамотной деятельности и поведению личности в природном окружении.
7. «Как хвойные деревья помогают человеку?»
Цель: определить значение растений в жизни человека.
8. «Хвойные деревья родного края»
Цель: закреплять представления о хвойных деревьях, растущих на территории родного края, особенностях их строения, местах произрастания, воспитывать бережное отношение к ним, гордиться природой края, в котором мы живём.
Работа с родителями:
консультация для родителей «Человек и природа»;
изготовление презентаций «Хвойные деревья»;
сочинение экологических сказок;
изготовление поделок из шишек.
Этап 3: Результат проектной деятельности
Выставка «Поделки из шишек»;
Презентация альбома «Хвойные деревья»;
Изготовление буклета «Берегите природу!»;
Работа с педагогами
Подготовка художественной литературы: С. Михалков «Ёлочка»; рассказа К. Д. Ушинского «Спор деревьев»; А. Твардовский «Лес осенью»; В. Лескова «Лечебница под сосной»; А. Лопатина «Мудрость дерева». Чтение энциклопедий и познавательной литературы по теме проекта. Подготовка к проведению опытов и исследований:
Знакомимся с деревьями: «Для чего деревьям корни, ствол, кора»; «Какой высоты (ширины) дерево»; «Есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые»; «Есть ли у дерева детки»; «Есть ли у дерева семья?».
Самостоятельная работа с родителями: консультации для родителей «Человек и природа»
Групповое обсуждение подведение итогов реализации проекта.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: «Сравнение сосны и ели»
Задачи: Ознакомление детей с хвойными деревьями, сравнение сосны и ели. Учить детей сравнивать и различать веточки сосны и ели, продолжать учить правильно, держать кисть и пользоваться красками; развивать речь, творческие способности детей; воспитывать бережное отношение к природе, животным, дружеское отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: веточки и шишки сосны и ели, игрушка - медведь, корзинка, листы бумаги с нарисованными веточками, краска зелёного цвета, кисточки, баночки с водой, мольберт.
НОД: Помощь Мишке
Познавательно-исследовательская деятельность: «Деревья»
НОД: Приглашение в лес.
Познавательно-исследовательская деятельность: «Кора деревьев»
НОД: Задания Лесника.
Познавательно-исследовательская деятельность: «Сохраним деревья».
НОД: Путешествие в Деревоград.
Познавательно-исследовательская деятельность:: «Лесной санаторий»
НОД: В гостях у Лесника.
Планируемые результаты проекта:
Проведенная работа показала, что дети активно принимали участие в изготовлении поделок из природного материала, очень заинтересовал их вопрос о том, что лес — это легкие планеты. Следовательно, задачи, направленные на воспитание гуманного отношения к природе, эмоциональной отзывчивости к природе, красоте деревьев, общение с ними на равных, воспитание чувств любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее были реализованы.
Задачи, направленные на обобщение знаний о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды, систематизацию и конкретизацию представлений детей о деревьях родного края, обучение рисованию красками, смешивать цвета, правильно работать с ножницами и клеем, бумагой, развитие аккуратности и собранности, творческих способностей выполнены подготовлена «Поделки из шишек», в том числе и привлечением родителей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. С. Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
2. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
3. О. А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
4. «От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.