Наталья Зорина
Проект «Сказки леса»
▼ Скачать +Заказ
Наименование проекта : «Сказки леса»
Вид проекта : речевой
Продолжительность проекта : 2 месяца (март-апрель)
Участники проекта : воспитатели,
дети старшей группы
родители (законные представители)
Структурный компонент проекта Содержание компонента
Постановка проблемы проекта
Актуальность
Публикация «Проект „Сказки леса“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
На сегодняшний день - образная, богатая описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: речь односложная, состоящая лишь из простых предложений; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
В настоящее время значительно ухудшилось состояние связной речи детей. Пересказ им доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
Дошкольный возраст – это активный период развития ребенка. Ребенок подрастает и ему нужны новые знания об окружающем мире. Приобретение их способствует обогащению словарного запаса ребёнка, развитию речи и логического мышления, формированию яркой, цветной картины мира, расширению кругозора и проявлению фантазии. Эти знания ему дают русские народные сказки.
Экологическая сказка имеет существенное значение для умственного и речевого развития детей дошкольного возраста. Через знакомство с героями экологических сказок ребенок упражняется в решении многих интеллектуальных задач: учится рассуждать, мыслить логически и обосновывать свои действия, тем самым развивая свою речь. Экологическая сказка позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей правильному видению природы. Дети любят сказки, они с удовольствием слушают их, беседуют по сказкам.
Об этом нам говорят исследования Н. А. Рыжовой, Н. Ф. Виноградовой, Т. А. Куликовой, Б. Бегак, Н. Токмаковой. Экологические сказки о природе интересны дошкольникам. В образной словесной форме они показывают детям сущность явлений, подготавливают научное миропонимание, учат беречь, любить и охранять окружающую природу, формируют мышление, развивают кругозор и речь.
При составлении детьми экологических сказок, они могут излагать свои высказывания в логической последовательности, точно передавать художественный замысел произведения, умеют правильно строить простые и сложные предложения, в своей речи. Прослеживается связь экологической сказки с приобретенным опытом, знаниями, развивается воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов. Использование сказки также способствует совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, лексико-грамматических средств языка, расширению словарного запаса. Наряду с быстрым ростом словаря идет практическое овладение грамматическим строем родного языка. Тексты экологических сказок расширяют словарный запас, помогают правильно оформлять диалоги, влияют на развитие связной речи. Речь детей старшего дошкольного возраста становится эмоциональной, образной, красивой. Дети вырабатывают умение правильно задавать вопросы взрослым и своим ровесникам, что является показателем успешного речевого развития дошкольников.
У нас возникла проблема при составлении рассказа, и мы решили, что через реализацию нашего проекта «Сказки леса», рассмотрим влияние на формирование связной речи ребёнка посредством экологических сказок.
Цель проекта
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки.
Задачи проекта
1. Образовательные:
- учить детей составлять рассказ по предметным картинкам с последовательно развивающим действием
- учить связно, выразительно пересказывать небольшие сказки
- развивать умение составлять творческие рассказы
2. Развивающие:
- развивать творческое мышление, внимание, память, логическое и последовательное воображение
- развивать связную речь и звукопроизношение
- развивать умение поддерживать беседу, обогащать словарный запас
- развивать образное восприятие
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к творческому рассказыванию
- совершенствовать навыки слушать друг друга, помогать при составлении рассказа
- воспитывать доброе отношение к природе и животным
4. Во взаимодействии с родителями: выстроить совместную работу по развитию связной речи детей
5. Во взаимодействии с детьми: пополнить РППС группы материалами для самостоятельной деятельности в развитии связной речи (картинки, дидактические игры, обучающий и демонстрационный материал и т. д.)
6. Представить проект «Сказки леса» в виде презентации на педагогическом совете ДОУ
Календарный план Этап
проектирования Задача Содержание Сроки Прогнозируемый результат/продукт проекта
Подготовительный
(или теоретический, информационный) Изучение метод. литературы по данной теме
Подобрать дидактический и обучающий материал В течение проекта
Пополнение РППС дидактическим и наглядным материалом.
Технологический (или практический, этап реализации) Развитие звукопроизношения, пополнение словарного запаса.
Развитие мышления, воображения, связной речи, воспитывать доброе отношение к природе и животным, умение слушать друг друга.
Развитие речи и памяти, формирование бережного отношения к природе.
Развитие и обогащение словарного запаса. Формирование у детей представлений о правильном поведении в природе.
Учить связно, выразительно пересказывать небольшие сказки.
Развивать умение составлять творческие рассказы.
Развивать творческое мышление, внимание, память, логическое и последовательное воображение.
Развивать умение поддерживать беседу
Разучивание пословиц и поговорок «Природа в пословицах и поговорках»
Сочинение сказки про Березу «История одной березы»
Разучивание стихов о природе.
Экологическая игра «Береги живое».
Чтение и пересказ экологических сказок.
(Приложение)
Составление и рассказывание рассказов «Как я отдыхал на природе».
Придумай рассказ по предметным картинкам.
Чтение и обсуждение прочитанных экологических сказок. В течение проекта
Март
В течение проекта
Апрель
В течение проекта
В течение проекта
В течение проекта
В течение проекта Обогащён словарный запас, закреплено произношение звуков.
Обогащено воображение, продолжаем развивать связную речь.
Продолжаем развивать память и воспитываем бережное отношение к природе.
Продолжаем формировать у детей бережное отношение к природе и обогащаем словарный запас.
Продолжаем учить детей связной речи и пересказу.
Продолжаем учить творческому рассказыванию.
Продолжаем развивать внимание и последовательное воображение.
Развиваем умение поддерживать диалог, умение вести беседу.
Обобщающий (или завершающий, итоговый) Выстроить совместную работу по развитию связной речи детей, домашнее задание «Придумать и нарисовать экологическую сказку».
Создание книги «Сказки леса» Апрель Книга «Сказки леса»
Условия реализации проекта • Материально-технические: альбомные листы А4, раскраски «Природа»
• Информационные: интернет-ресурсы, книжный уголок в ДОУ, посещение библиотеки, консультации для родителей.
• От рождения до школы». программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
• Антропова Т. А., Мареева Г. А. Страна чудесных слов: метод. пособие: Занятия для детей 5-7 лет по развитию связной речи М. :Сфера,2016
• Веснина О. А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте// Вопросы дошкольной педагогики. 2017
• Губайдулина Е. В. Развитие речи детей: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада// Образование и воспитание 2017
• Головина Б. Методические подсказки по ФГОС ДО : Книга для воспитателей. М. «Издательские решения», 2017
• Гомзяк О. С. Говорим правильно 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. М. : Гном, 2013
• Ельцова О. М., Прокопьева Л. В. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. СПб. : Детство-Пресс, 2016
• Кадровые: занятия с учителем-логопедом и психологом.
Риски и меры по их минимизации Риск 1. Незаинтересованность детьми данной темой.
Риск 2. Незаинтересованность родителей данной темой.
Заинтересовать родителей и детей, стремиться к достижению поставленной цели.
Риск 3. Низкая посещаемость.
Индивидуальные беседы с родителями о необходимости регулярно посещать детский сад.