Татьяна Турулина
Проект «Сказка как ключик на пути к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
НА ПУТИ К ШКОЛЕ
Турулина Т. А. учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОБУ детский сад «Семицветик» с. Булгаково МР Уфимский район РБ
Все мы хотим видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем. Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. Не важно, кем станут наши дети, учителями, дизайнерами, математиками или журналистами, правильная речь пригодится им в любой профессии. Плохо говорящие дети испытывают трудности владения родной речью и постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Такие дети позже начинают пользоваться фразовой речью, у них длительное время отмечаются устойчивые ошибки в употреблении длинных слов, предлогов, окончания, он плохо заучивает стихи, нарушения звукопроизношения. Поэтому в основную задачу детского сада обязательно включается развитие полноценной речи у детей, предупреждение и устранение всевозможных недочетов. Приоритетным принципом моего проекта «Сказка как ключик на пути к школе» является: совокупность единства коррекционных и общеобразовательных задач. Все эти направления можно продуктивно развивать при помощи сказки – универсального логопедического приема,
Темочки:
Цель проектной работы
Способствовать предупреждению расстройств речи, помочь естественному стремлению ребенка преодолевать возрастные и патологические недостатки речи, разрабатывать и совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.
Участники проекта - Учитель-логопед, дети, педагоги и родители
Дети-логопаты часто имеют ослабленное соматическое и психическое состояние. Они быстро утомляются на занятиях, ухудшается внимание, память.
Как оптимизировать коррекционный процесс? Известно, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. В проектной работе мы с детьми не просто проигрывали те или иные упражнения, нам удалось вовлечь в сказочные истории, путешествия, создать большинство заданий, которые подчинены одному сказочному сюжету. Например: «Путешествия богатыря-Пересвета», «Крошечка-Ховрошечка и ее друзья» и т. д.
Где дети проходят со сказочными героями все трудности. Именно сказка заставляет сопереживать героям, персонажам, что усиливает мотивацию ребенка в дальнейшей деятельности. Кроме того, использование логопедических сказок позволяет формировать пространственные представления, моторные навыки, познавательную активность, а также, расширять и уточнять словарный запас, формировать грамматический строй речи, развивать навыки связанной речи.
Для начала и разминки развивали по картинкам
Язычок вперед – назад, в общем артикуляционный аппарат.
На первом этапе важную роль отводили в формировании звукопроизношения, где активно используется артикуляционная гимнастика, в качестве сказочных персонажей использовали цикл артикуляционных сказок «Про язычок», «Трудолюбивый комар», «Невоспитанный мышонок» и т. д. Где отрабатывали положение губ, языка и щек, укрепляли мышцы речевого аппарата.
В каждое занятие были включены пальчиковые игры или массаж пальцев.
По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга указательного положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинец – на сердце. Пальчиковые игры очень важны в развитии и творчестве детей. Это инсценировка каких-либо рифмовочных историй и сказок при помощи пальцев с помощью сборника Е. И. Косинцевой. и Нищевой по всем лексическим темам «Осень, ягоды, дикие животные и т. д.» организовывали детей на плодотворную работу и использовали в физминутках, на развитие координации речи с движениями.
Пальцы ловкими хотят
Быть у всех моих ребят,
Пальцам мы сейчас поможем,
Упражнения предложим
Родителям предлагался широкий подробный материал на закреплении пальчиковых игр дома в выходные дни. Многие пальчиковые игры требует участия обеих рук, это дает возможность детям ориентироваться в понятиях «Вправо» «влево» «вниз» и т. д. Одним из таких нестандартных инновационых методов использовали методику Р. Г. Бушляковой «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями одной кисти руки (правой, лево) затем обеих, имммитирующих движения челюсти языка и губ. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно плодотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика способствует более быстрому преодолению речевых нарушений, позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. С целью повышения заинтересованности в таких упражнениях применяются игровой персонаж, например, «волшебные перчатки», «микки», «чуп и чупс», «счет», «музыка», «стихи», чем больше уверенности в движениях детской руки, тем ярче речь ребенка.
Биоэнергопластика лучше разных форм
Формирует развитие речевых всех зон
Метод биоэнергопластики был продемонстрирован на мастер-классе Районного Методического объединения логопедов и психологов, где каждый из участников мог попробовать себя в различных упражнениях биоэнергопластики.
Мы гуляли в сказках, длинный путь вели
Сказочным героям помогали мы.
В работе над фонематическим слухом опирались на методику О. В. Тырышкиной. В пособии предлагается система индивидуальных и подгрупповых занятий основанных на играх различной направленности объединенных сюжетами по мотивам известных сказок, например, автоматизация звуков «Ш» в слогах, словах и в фразовой речи по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка-путешественница» или Дифференциация звуков «С» «Ш» по мотивам сказки «У солнышка в гостях» и т. д. В занятия старались соблюдать структуру и последовательность этапов, где осуществлялась коррекционно-развивающее направление:
- автоматизация поставленных звуков или дифференциация смешанных звуков;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие фоматического слуха и восприятие;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие психических процессов;
- закрепление навыка чтения прямых и обратных слогов;
- закрепление навыков согласования слов в предложении;
- активизация биологически- активных зон;
- развитие темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания;
- закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
- воспитание усидчивости, аккуратности, чувств сострадания и сопереживания.
Дидактические игры и задания сопровождались красочным картинным материалом. Также в работе использовали сказки на закрепление произношения слухового внимания Е. Косинцевой. Например, «Сказка о веселых насосах», «Звонкие комары», «Грустная змея» и т. д.
Серии индивидуальные тетради для домашних заданий И. В. Баскакиной Свистелочка, Шипелочка, Звинелочка, Жжужалочка способствовали сформировать у детей навыки звукового анализа и синтеза, что подготавливало их к овладению письменной речью.
Мы учились слушать звуки, голоса
Как не путать в речи буквы и слова.
Интересная работа проводилась и с буквами. Для усвоения графического образа предлагались следующие сказки : «Волшебный карандаш», «Заколдованная буква», «Сломанные буквы» и др.
При обучении детей чтению использовали разнообразные виды упражнений:
- дополни слог до целого слова
- собери слова из рассыпанных букв
- вставь букву и назови слово
- буква заблудилась
- прочитай по первым звукам
- прочитай по цифрам
- отгадай загадки –ребусы.
Мы узнали, где живут разные зверушки.
Кто как голос подает, а кто летит к кормушке.
Особое внимание уделялось развитию лексико-грамматической стороне речи. Настоящим открытием стали сказки Е. Нищевой «Развивающие сказки». Каждая сказка влечет детей в путешествие, где решаются не только коррекционные, но и воспитательные задачи, например, «Как олененку маму искали», «Экологическая сказка», «Как сорока клеста судила» и др.
Подготовка к занятиям и их проведение становится интересным всем, кто в них участвует. Дети с радостью ждут нового путешествия, что обеспечивает обучающий и воспитательный эффект сказок. Дома дети с удовольствием выполняли задания к сказкам. Здесь к творчеству привлекались и родители. Каждое путешествие заканчивалось выставкой детский работ. Большую помощь в проведения занятий оказывали педагоги детского сада:
- оформление дидактического материала музыкального зала, отработка сценок, стихов, чистоговорок. Все занятия сопровождались музыкальным и компьютерным оформлением, что позволяло удерживать внимание и интерес у детей на протяжении всего занятия.
За время проектной деятельности были проведены викторины по русским народным сказкам «Бычок смоляной бочок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалкой».
«Сказка я тебя знаю». Варианты состязаний между детскими командами. Викторина по сказкам К. Чуковского «Телефон», «Мойдодыр», «Краденное солнце». В рамках республиканских курсов повышения квалификации для воспитателей при ИРО было проведено открытое комплексное занятие «Айболит спешит на помощь».
По представленному мною проекту в Районном конкурсе методических разработок «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» была номинирована на I место в номинации «Проектная деятельность».
В Районном конкурсе презентаций «Мой педагогический опыт» была номинирована на III место среди педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В общероссийском конкурсе независимой ассоциации педагогов гуманитарного, естественного и математического цикла «Форум» была награждена дипломами 3-ей степени общероссийского конкурса «Ступенькина пути к школе»
методическая разработка занятий в ДОУ, «В гостях у Матроскина – современная сказка в воспитании дошкольников» методическая разработка занятий в ДОУ.
В районном конкурсе «Здравствуй, здравствуй сказка» получила сертификат ИМЦ Уфимского района.
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир прекрасный раскроются двери!
Вы туда без труда попадете
На волшебном ковре – самолете,
На летучем большом корабле
Или с Бабой – Ягой на метле, на плоту по молочной реке
И верхом на Коньке – Горбунке.
Можно в сказку лететь на жар –Птице,
Можно на Колобке закатиться,
Можно въехать, как слон на еже.
Ой! Мы кажется в сказке уже…