Cодомовская Татьяна
Проект «Синтез искусств»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Солнышко»
ПРОЕКТ
Музыкальный руководитель
Содомовская Татьяна Владимировна
Содержание
1. Актуальность темы 3
2. Цель и задачи проекта 4
3. Сроки реализации проекта 4
4. Ресурсное обеспечение 5
5. Ожидаемые результаты 6
6. Этапы реализации проекта 6-11
7. Библиография 12
Актуальность
Публикация «Проект „Синтез искусств“» размещена в разделах
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше время люди зачастую «не умеют, не хотят, не приучены слышать», будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки, поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира.
В настоящее время благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни человек постоянно окружен музыкой. Избыток всевозможной звуковой информации приучает его слух скользить по поверхности, слушать музыку, не вникая в нее, воспринимать ее как фон. Для того чтобы ребенок не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для него значимой, приобрела личный смысл, необходимо научить воспринимать и понимать ее образную сущность. Для ребенка восприятие искусства один из
путей освоения мира, существенно влияющий на становление его личности. Наиболее благоприятен в этом отношении период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что ведущая в психике ребенка эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля. Их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены. Поэтому проблема ознакомления детей с искусством может быть решена при тесном взаимодействии всех участников образовательных отношений, в интегрированной деятельности, которая наиболее высокоэффективна с точки зрения развития у детей образного мышления, речи, воображения, креативности.
Цель проекта : Формирование музыкально-эстетического вкуса посредством синтеза видов искусств : классическая музыка, изобразительная деятельность, литература.
Задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие мира, нравственно-эстетические чувства в процессе общения с музыкой и искусством.
2. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения классической музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.
3. Обогащать художественное и общекультурное развитие в интегративных видах деятельности.
Сроки реализации проекта :
1 октября 2021 по 1 марта 2022 учебный год.
Участники проекта :
воспитанники ДОУ (возраст 5-6 лет, педагоги, родители.
Механизмы реализации проекта :
Виртуальное посещение концертов классической музыки;
Включение классической музыки в режимные моменты;
Интегрированная деятельность;
Музыкально-дидактическая игра «Слушаем музыку»;
Концерт детей школы искусств;
Виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею;
Ресурсное обеспечение:
Конспекты интегрированных занятий;
Конспекты музыкальных викторин;
Конспекты встреч в музыкальной гостиной;
Релаксационные паузы;
Картотека по слушанию классической музыки, репродукции художников;
Картотека литературных произведений;
Музыкальные файлы с различными зарисовками;
Презентации «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Материалы и оборудование:
DVD-проигрыватель, музыкальный центр, магнитола, компьютер, принтер, видео и фотокамера;
наглядный дидактический материал;
диски и флешноситель с записями классической музыки;
музыкальные DVD-энциклопедии с музыкальными инструментами;
детские музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки и др.).
Ожидаемые результаты:
- формирование увлеченного интереса к произведениям классической му-зыки, изобразительного искусства и художественной литературы;
- содействие обогащению содержательных высказывания детей об эмоцио-нальном и образном содержании музыки, изобразительного искусства и художественной литературы;
Родители и педагоги:
- повышение общей и музыкальной культуры;
- активное участие в интегрированной деятельности;
Этапы проекта :
1 этап – Диагностический (1-2 неделя октября)
№ Мероприятия Срок Участники Продукт
деятельности
1.
2. Мониторинг детей по разделу «Художествен-но-эстетическое разви-тие ребенка» (слушание, живопись, поэзия, продуктивный вид деятельности, лю-бование)
Самоанализ педагогов «Что я знаю о классиче-ской музыке» 1-2 неделя октября
Октябрь Музыкальный
руководитель,
воспитатели,
методист,
Музыкальный
руководитель
педагоги Свод аналитиче-ских данных
3. Провести анкетиро-вание родителей «Музыка в вашем доме» Октябрь
Музыкальный
руководитель, воспитатели,
родители Аналитическая справка
4. Проанализировать со-держание предметно-развивающей среды по музыкальному воспита-нию. 1-2 неделя октября
Музыкальный
руководитель, воспитатели Свод аналитиче-ских данных
5.
Укрепление материаль-но-технической базы:
-наглядно-дидактического материала;
-плакаты, картинки, портреты композито-ров, диски с произве-дениями классической музыки;
-приобретение интерак-тивной доски;
октябрь
Заведующий,
методист,
музыкальный
руководитель, воспитатели, родители
Соответствующая развивающая среда
2 этап - Организационный (октябрь 2021 - март 2022г.)
№ Мероприятия Срок Участники Продукт дея-тельности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Составление перспектив-ного плана взаимодей-ствия (музыканты музы-кальной школы, роди-тели, педагоги)
Консультации для родителей:
Выход на родительское собрание:
Презентация проекта «Синтез трех искусств»
Информационные стенды:
-«Музыка осени»
-«Музыка зимы»
-«Музыка весны»
Изготовление брошюр:
-«Музыка и ее влияние на человека»;
-«Классическая музыка весны»;
-«Лечебная сила музыки»;
-«Какую музыку слушать дома?»;
-«Музыкотерапия";
-«Учим ребенка слушать
музыку;
Консультации для педаго-гов:
• Изготовление музы-кально-дидактических игр по разделу «Слуша-ние музыки»
• «Использование фо-новой музыки в ре-жимных моментах»
Интегрированные заня-тия:
«У природы нет плохой погоды»
«Три чуда» по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова
«Краски весны»
Релаксационные паузы:
«Паганини Кантабиле»
«Материнское сердце»
«Новогодняя песня»
«Зимний вечер»
«Белые снежинки»
«С мамой всегда хорошо»
«Солнышко зернышко»
«Поделись улыбкою
своей» Октябрь (3-4 не-деля)
Октябрь
В тече-ние года
В тече-ние года
октябрь
февраль
март
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май Музыкаль-ный
руководи-тель,
воспитатель,
методист
Музыкаль-ный
руководи-тель,
воспитатель,
родители
Музыкаль-ный
руководитель
Музыкаль-ный
руководи-тель,
воспитатель,
родители
Музыкаль-ный
руководи-тель,
воспитатель,
родители
Перспективный план
Конспекты кон-сультаций
Презентация проекта
Информация для родителей
Брошюры
Конспекты кон-сультаций
Фонотека, USB накопители
Конспект празд-ника
Конспекты заня-тий
Конспекты заня-тий
Видео презента-ции
8. Презентация опыта рабо-ты по проекту «Синтез трех искусств» на педагогических чтениях
Май Музыкаль-ный
руководитель Опыт работы
9.
10. Музыкальная гостиная
• «Музыка осени»
• «Зимушка-хрустальная»
• «Весенняя песнь»
Виртуальные экскурсии в Нижегородский театр оперы и балета
октябрь
январь
март
в тече-ние года Музыкаль-ный
руководи-тель,
родители,
дети Конспекты му-зыкальных встреч
Медиа-
презентации
3 этап - Обобщающий (март 2015г.)
№ Мероприятия Срок Участники Продукт дея-тельности
1. Мониторинг с исполь-зованием методики Крыловой Н. М., Тимо-шенко Л. В. по разделу «Художественно-эстетическое развитие ребенка» (слушание, живопись, поэзия, про-дуктивный вид дея-тельности, любование) - дети, родители, педагоги. Март Музыкальный руководитель;
дети;
родители;
педагоги
Свод аналити-ческих данных
2. «Музыкальная викто-рина» Март Музыкальный руководитель;
дети;
родители;
педагоги Конспект му-зыкальной вик-торины
3. Концерт «Синтез трех искусств» Март Музыкальный руководитель;
дети;
родители;
педагоги Конспект
мероприятия
Библиография:
1. Асафьев Б. М. Избранные работы о советской музыке. М. : Издательство Академии наук СССР, 1957.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка М: Просвещение, 1967.
3. Виноградова А. М. Воспитание сочувствия. М: Просвещение, 1989.
4. Выготский Л. С. Психология искусства. М: Лабиринт, 1998.
5. Гогоберидзе А. Г. Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста/ Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М. : Издательский центр «Академия», 2005.
6. Каган М. С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов Л: ЛГПИ имени А. И. Герцена, 1989.
7. Назайкинский Е. В. «Музыкальное восприятие как проблема музыко-знания». М., 1980.
8. Радынова О. А., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста /Учебник для студентов выс-ших учебных заведений /
9. Радынова О. П., «Музыкальное развитие детей», М., «Владос», 1997
10. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
11. Словарь современного русского литературного языка. Т. XI. М. – Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1961.
12. Словарь русского языка: в 4-х т. /под ред. А. П. Евгеньевой; АН СССР, Ин-т рус. языка. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1983. – Т. 3.
13. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. М. -Л. : Известия АПН РСФСР, 1947.
14. Иванов А. А. Развивающие пособие «Мы рисуем музыку», Сб. -П. 2005г