Приложение МААМ

Проект «Синичкин день» в старшей группе 5–6 лет

Олейникова Марина Петровна
Проект «Синичкин день» в старшей группе 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«Синичкин день» - это российский экологический праздник, который был создан по инициативе Союза охраны птиц России. Он отмечается ежегодно 12 ноября

В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» - птиц, остающихся на зимовку в наших регионах: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «Синичкины лакомства» : несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника, или арахиса, - делают и развешивают кормушки…

Публикация «Проект „Синичкин день“ в старшей группе 5–6 лет» размещена в разделах

История этого праздника уходит корнями в далёкое прошлое. По народным приметам, именно к 12-му ноябрю, синицы предчувствуя холода, прилетают из лесов к жилищам людей и ждут от них помощи. Наши предки приметили, если птицы появляются возле жилья человека целыми стаями, значит, скоро наступят холода.

Как известно синицы приносят пользу человеку, а чтобы они дальше могли приносить пользу человеку, нам необходимо о них заботиться в зимнее время.

Актуальность:

У воспитанников недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»; беден словарный запас по теме «Зимующие птицы». Дети имеют скудные представления о том, как помочь птицам выжить в зимних условиях.

Цель проекта :

Приобщить детей и их родителей к привычке помогать зимующим птицам в зимнее время; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к зимующим птицам.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

2. Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.

3. Научить распознавать птиц по характерным признакам.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.

2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.

3. Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в паре

и группе.

Развивающие:

1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением в период гнездования и выкармливания птенцов.

2. Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.

3. Развивать творческие способности детей.

4. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.

5. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.

6. Добиться тесного взаимодействия, партнерских отношений с родителями в вопросах гармоничного развития у ребенка речи.

7. Добиваться партнерских отношений между детьми группы, родителями и педагогами.

Этапы работы над проектом

I этап:

включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала;

деятельность детей – вхождение в проблему.

II этап:

происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).

III этап:

представляется результат выполнения проекта – в виде нетрадиционной образовательной деятельности по теме проекта и фотовыставки деятельности детей.

Ожидаемый результат: дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания. Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Рассказывают о помощи человека зимующим птицам. Любят и бережно относятся к природе. Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей; обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по данной теме.

НОД: Синичкин день.

Задачи:

Обучающие:

• Расширить знание детей о птице синице, о пользе ее в природе.

• Развитие речи и активизация словаря.

• Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Развивающие:

• Развитие внимания, памяти, мышления.

• Развивать у детей познавательный интерес к живой природе.

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к природе, вызвать желание помочь птицам.

Предварительная работа: Беседы с детьми о перелетных и зимующих птицах; чтение стихов и рассказов о птицах; наблюдения за птицами на прогулках; рассматривание иллюстраций.

Ход НОД:

Воспитатель: ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник одной очень маленькой, красивой птички, а какой угадайте из моей загадки.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Шустро зёрнышки клюёт

Спать с утра нам не даёт

Голосистая певичка –

Желтопузая … (синичка)

Да, вы угадали. Это синичка. И сегодня наше занятие будет посвящено ей и другим зимующим птицам. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается «Синичкин день»- день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города на зимовку.

Почему именно «Синичкин день»? Да потому, что на Руси, синица – божья птица, считается, раньше в старину на неё гадали : бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то, будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»

Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.

- Какую пользу приносят птицы?

А синичка полезная птичка? Ответ на эти вопросы мы получим из видеоролика «Синица. Удивительные факты»

Народные приметы:

*Существует поверье, согласно которому, если вы видите синичку возле кормушки - счастье не за горами.

*Когда сядет на руку синица, нужно загадать желание, и если птаха подаст голос – загаданному сбыться.

*Синица кричит утром - к морозной ночи, вечером - к ясному дню.

Давайте поиграем в игру «Летает-не летает»

Цель: Развивать у детей умение слушать внимательно, закрепить навык построения в круг.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Например, воспитатель говорит: Птица летает, стул летает, самолет летает» и т. д. дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет, если предмет не летает, значит, дети присаживаются и замирают.

Раскрашивание с целью закрепления материала

Ребята, у Синички же сегодня день рожденье. Кто хочет приготовить ей подарок? Посмотрите, что я для вас приготовила. (Раскраски с изображением синиц) Кто это? Давайте их раскрасим. Карандаши какого цвета нам понадобятся, чтобы раскрасить синичек? Желтый, синий, черный. Приступайте. А пока мы с вами работаем, послушаем как поют песенку синички.

(Звукозапись голоса птиц)

- Ребята, как вы думаете, легко ли в холодное время птичкам добывать корм?

Очень трудно. В сильные морозы птицы часто сами не могут раздобыть себе корм. Насекомых, которыми они питаются, нет по понятным причинам, а другую пищу зачастую трудно достать из-под снега. Из-за этого зимой нередко можно увидеть замерзающих пернатых

.

Чтобы подкармливать птиц зимой, нужно знать некоторые правила:

• Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;

• Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, парках.

У нас такой обычай: как выпадет снежок

Удобную кормушку повесить на сучок.

И поэтому я вам задам домашнее задание сделать с папой и мамой кормушку, повесить ее рядом с домом и каждый день подсыпать туда корм. Кормушки можно сделать из любых подручных средств. Посмотрите, какие могут быть кормушки (Иллюстрация различных видов кормушек).

Птичкам холодно зимою.

Мы кормушки им устроим.

У коробки молока

Просто вырежем бока

И оставим пол и крышу

Вот и чудный домик вышел.

Воспитатель: Чем можно подкармливать птиц?

Дети: Птицы любят семечки, пшено, крошки хлеба…

Игра «Отбери корм для птиц».

Детям предлагается отобрать корм для птиц (семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т. д., что можно, а что нельзя класть в кормушку.

Воспитатель: Всё верно. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки, соленые, перченые, копченые продукты, ржаной хлеб, сдобу, свежий белый хлеб, фрукты и миндаль. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.

А любимое лакомства синиц – сало. Без дополнительной подкормки человеком из 10 синиц к весне выживают только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

Подведение итогов

Воспитатель: Наше мероприятие подходит к концу.

Обобщим:

О каком дне мы сегодня узнали?

Почему так называют синиц?

Почему люди заботятся о птицах зимой?

Что они для этого делают?

Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, у окна каждую зиму будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней, и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки, будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

Спасибо всем за участие!

Прогулка «Наблюдение за синицами»

Цель. Формировать представление о внешнем виде птиц. Учить наблюдать за объектами живой природы. Развивать внимание, эмоциональную отзывчивость.

Педагог показывает изображение синицы и предлагает ребятам приглядеться к птицам на участке детского сада, найти среди пернатых гостей синичку.

Воспитатель обращает внимание на прилетевшую на участок синицу, объяснят: нельзя шуметь, чтобы птица не испугалась и не улетела. Дети рассматривают синицу, слушают, как она поет. Воспитатель обращает внимание на внешний вид птицы: у нее есть голова, туловище, два крыла, хвост, лапки. Тело птицы покрыто перьями. Синица умеет прыгать, летать - она живая. Затем предлагает положить в кормушку угощение для птицы: семечки и пшено.

Беседа.

Итак, ребята как выглядит синичка? Опишите её.

- Как передвигается? (Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синица осторожная и пугливая)

- Чем питается? (Синицы любят несолёное сало, пшено, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)

- Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Синички соблюдают очерёдность, улетая с кормом, расклёвывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

- Синица-птица насекомоядная, почему она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные дни синицы прилетают ближе к жилью человека)

-Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых).

Интересные факты о синицах :

• Почти все виды синиц не умеют самостоятельно выдалбливать себе дупла в старых деревьях, поэтому предпочитают занимать дупла других птиц, покинутые прежними хозяевами.

Синицы – очень доверчивые птицы, которые поддаются приручению. Если повезет, то их удастся покормить в лесу или парке прямо с ладони.

Синицы способны развивать скорость до 35 км/ч, хотя во время полета они редко машут крыльями.

Трудовая деятельность

Кормление птиц на участке детского сада.

Цель: воспитывать любовь к пернатым.

Подвижные игры

«Птицы и кукушка».

Цели:

-Развивать ловкость, быстроту бега;

- выполнять характерные движения по содержанию игры.

«Птички и кошка».

Цель: учить «слетать» только по зову, бегать в пределах площадки, спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях.

Использованные ресурсы:

Гальцова Е. А. Сценарии развлекательных мероприятий для дошкольников: праздники, шоу, программы, игры, конкурсы, театрально – массовые представления – Волгоград: 2007.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.. М: Просвещение 2012г.

Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

Публикации по теме:

Фотоотчет «12 ноября — «Синичкин день» в старшей группе»Фотоотчет «12 ноября — «Синичкин день» в старшей группе» Празднование дня "Зиновия Синичника" уже стало доброй традицией во многих детских садах. Наше учреждение еще работает по программе "Экошколы.

Фотоотчёт о празднике «Синичкин день» в средней группеФотоотчёт о празднике «Синичкин день» в средней группе Фотоотчёт о празднике " Синичкин день" в средней группе. Цель: расширить знания детей о всероссийских праздниках. Задачи: познакомить.

Познавательное занятие «Синичкин день» в старшей группеПознавательное занятие «Синичкин день» в старшей группе Цель : сформировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения. Задачи:.

Конспект НОД в средней группе «Синичкин день»Конспект НОД в средней группе «Синичкин день» Конспект НОД в средней группе "Синичкин день". Цель: формирование у детей представление о синицах,об их пользе для человека, особенностях.

Конспект ООД «Синичкин день» в старшей группеКонспект ООД «Синичкин день» в старшей группе Конспект с «Синичкин день» в старшей группе подготовила Давидян Л. Г. Цель: Формировать элементарные экологические представления детей.

НОД «Синичкин день» в средней группеНОД «Синичкин день» в средней группе Цель: познакомить детей с народным праздником - 12 ноября «Синичкиным днем». Программные задачи: - закрепить знания детей о зимующих птицах.

Отчет о проведении экологической акции «Синичкин день» в старшей группеОтчет о проведении экологической акции «Синичкин день» в старшей группе Ежегодно зимой гибнет очень много птиц от голода и холода, им необходимо помогать. Чтобы привлечь детей старшей группы к этой проблеме,.

Проект «Синичкин день» — экологический праздникПроект «Синичкин день» — экологический праздник Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Синичкин день».

Коллективная работа «Синичкин день» в старшей группеКоллективная работа «Синичкин день» в старшей группе Синичкин день. Дорогие коллеги, 12 ноября был "День синички" и мне захотелось как-то обособить этот день для детей коллективной работой.

Экологический проект «Синичкин день» (старшая группа)Экологический проект «Синичкин день» (старшая группа) ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: Познавательно-продуктивный, групповой. Продолжительность проекта: Краткосрочный (2 недели). Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Синичкин день» в старшей группе 5–6 лет
Опубликовано: 19 января 2022 в 09:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Синичкин день» в старшей группе 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Олейникова Марина Петровна (УИ 2749463) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД