Олейникова Марина Петровна
Проект «Синичкин день» в старшей группе 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Синичкин день» - это российский экологический праздник, который был создан по инициативе Союза охраны птиц России. Он отмечается ежегодно 12 ноября
В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» - птиц, остающихся на зимовку в наших регионах: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «Синичкины лакомства» : несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника, или арахиса, - делают и развешивают кормушки…
Публикация «Проект „Синичкин день“ в старшей группе 5–6 лет» размещена в разделах
История этого праздника уходит корнями в далёкое прошлое. По народным приметам, именно к 12-му ноябрю, синицы предчувствуя холода, прилетают из лесов к жилищам людей и ждут от них помощи. Наши предки приметили, если птицы появляются возле жилья человека целыми стаями, значит, скоро наступят холода.
Как известно синицы приносят пользу человеку, а чтобы они дальше могли приносить пользу человеку, нам необходимо о них заботиться в зимнее время.
Актуальность:
У воспитанников недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»; беден словарный запас по теме «Зимующие птицы». Дети имеют скудные представления о том, как помочь птицам выжить в зимних условиях.
Цель проекта :
Приобщить детей и их родителей к привычке помогать зимующим птицам в зимнее время; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к зимующим птицам.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.
3. Научить распознавать птиц по характерным признакам.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
3. Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в паре
и группе.
Развивающие:
1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением в период гнездования и выкармливания птенцов.
2. Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.
3. Развивать творческие способности детей.
4. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
5. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.
6. Добиться тесного взаимодействия, партнерских отношений с родителями в вопросах гармоничного развития у ребенка речи.
7. Добиваться партнерских отношений между детьми группы, родителями и педагогами.
Этапы работы над проектом
I этап:
включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала;
деятельность детей – вхождение в проблему.
II этап:
происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).
III этап:
представляется результат выполнения проекта – в виде нетрадиционной образовательной деятельности по теме проекта и фотовыставки деятельности детей.
Ожидаемый результат: дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания. Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Рассказывают о помощи человека зимующим птицам. Любят и бережно относятся к природе. Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей; обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по данной теме.
НОД: Синичкин день.
Задачи:
Обучающие:
• Расширить знание детей о птице синице, о пользе ее в природе.
• Развитие речи и активизация словаря.
• Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие:
• Развитие внимания, памяти, мышления.
• Развивать у детей познавательный интерес к живой природе.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе, вызвать желание помочь птицам.
Предварительная работа: Беседы с детьми о перелетных и зимующих птицах; чтение стихов и рассказов о птицах; наблюдения за птицами на прогулках; рассматривание иллюстраций.
Ход НОД:
Воспитатель: ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник одной очень маленькой, красивой птички, а какой угадайте из моей загадки.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Шустро зёрнышки клюёт
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая … (синичка)
Да, вы угадали. Это синичка. И сегодня наше занятие будет посвящено ей и другим зимующим птицам. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается «Синичкин день»- день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города на зимовку.
Почему именно «Синичкин день»? Да потому, что на Руси, синица – божья птица, считается, раньше в старину на неё гадали : бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то, будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»
Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.
- Какую пользу приносят птицы?
А синичка полезная птичка? Ответ на эти вопросы мы получим из видеоролика «Синица. Удивительные факты»
Народные приметы:
*Существует поверье, согласно которому, если вы видите синичку возле кормушки - счастье не за горами.
*Когда сядет на руку синица, нужно загадать желание, и если птаха подаст голос – загаданному сбыться.
*Синица кричит утром - к морозной ночи, вечером - к ясному дню.
Давайте поиграем в игру «Летает-не летает»
Цель: Развивать у детей умение слушать внимательно, закрепить навык построения в круг.
Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Например, воспитатель говорит: Птица летает, стул летает, самолет летает» и т. д. дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет, если предмет не летает, значит, дети присаживаются и замирают.
Раскрашивание с целью закрепления материала
Ребята, у Синички же сегодня день рожденье. Кто хочет приготовить ей подарок? Посмотрите, что я для вас приготовила. (Раскраски с изображением синиц) Кто это? Давайте их раскрасим. Карандаши какого цвета нам понадобятся, чтобы раскрасить синичек? Желтый, синий, черный. Приступайте. А пока мы с вами работаем, послушаем как поют песенку синички.
(Звукозапись голоса птиц)
- Ребята, как вы думаете, легко ли в холодное время птичкам добывать корм?
Очень трудно. В сильные морозы птицы часто сами не могут раздобыть себе корм. Насекомых, которыми они питаются, нет по понятным причинам, а другую пищу зачастую трудно достать из-под снега. Из-за этого зимой нередко можно увидеть замерзающих пернатых
.
Чтобы подкармливать птиц зимой, нужно знать некоторые правила:
• Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
• Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, парках.
У нас такой обычай: как выпадет снежок
Удобную кормушку повесить на сучок.
И поэтому я вам задам домашнее задание сделать с папой и мамой кормушку, повесить ее рядом с домом и каждый день подсыпать туда корм. Кормушки можно сделать из любых подручных средств. Посмотрите, какие могут быть кормушки (Иллюстрация различных видов кормушек).
Птичкам холодно зимою.
Мы кормушки им устроим.
У коробки молока
Просто вырежем бока
И оставим пол и крышу
Вот и чудный домик вышел.
Воспитатель: Чем можно подкармливать птиц?
Дети: Птицы любят семечки, пшено, крошки хлеба…
Игра «Отбери корм для птиц».
Детям предлагается отобрать корм для птиц (семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т. д., что можно, а что нельзя класть в кормушку.
Воспитатель: Всё верно. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки, соленые, перченые, копченые продукты, ржаной хлеб, сдобу, свежий белый хлеб, фрукты и миндаль. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.
А любимое лакомства синиц – сало. Без дополнительной подкормки человеком из 10 синиц к весне выживают только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.
Подведение итогов
Воспитатель: Наше мероприятие подходит к концу.
Обобщим:
О каком дне мы сегодня узнали?
Почему так называют синиц?
Почему люди заботятся о птицах зимой?
Что они для этого делают?
Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, у окна каждую зиму будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней, и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки, будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.
Спасибо всем за участие!
Прогулка «Наблюдение за синицами»
Цель. Формировать представление о внешнем виде птиц. Учить наблюдать за объектами живой природы. Развивать внимание, эмоциональную отзывчивость.
Педагог показывает изображение синицы и предлагает ребятам приглядеться к птицам на участке детского сада, найти среди пернатых гостей синичку.
Воспитатель обращает внимание на прилетевшую на участок синицу, объяснят: нельзя шуметь, чтобы птица не испугалась и не улетела. Дети рассматривают синицу, слушают, как она поет. Воспитатель обращает внимание на внешний вид птицы: у нее есть голова, туловище, два крыла, хвост, лапки. Тело птицы покрыто перьями. Синица умеет прыгать, летать - она живая. Затем предлагает положить в кормушку угощение для птицы: семечки и пшено.
Беседа.
Итак, ребята как выглядит синичка? Опишите её.
- Как передвигается? (Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синица осторожная и пугливая)
- Чем питается? (Синицы любят несолёное сало, пшено, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
- Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Синички соблюдают очерёдность, улетая с кормом, расклёвывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
- Синица-птица насекомоядная, почему она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные дни синицы прилетают ближе к жилью человека)
-Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых).
Интересные факты о синицах :
• Почти все виды синиц не умеют самостоятельно выдалбливать себе дупла в старых деревьях, поэтому предпочитают занимать дупла других птиц, покинутые прежними хозяевами.
• Синицы – очень доверчивые птицы, которые поддаются приручению. Если повезет, то их удастся покормить в лесу или парке прямо с ладони.
• Синицы способны развивать скорость до 35 км/ч, хотя во время полета они редко машут крыльями.
Трудовая деятельность
Кормление птиц на участке детского сада.
Цель: воспитывать любовь к пернатым.
Подвижные игры
«Птицы и кукушка».
Цели:
-Развивать ловкость, быстроту бега;
- выполнять характерные движения по содержанию игры.
«Птички и кошка».
Цель: учить «слетать» только по зову, бегать в пределах площадки, спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях.
Использованные ресурсы:
Гальцова Е. А. Сценарии развлекательных мероприятий для дошкольников: праздники, шоу, программы, игры, конкурсы, театрально – массовые представления – Волгоград: 2007.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.. М: Просвещение 2012г.
Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.