Инна Жигарева
Проект «Шоколадный мир» в старшей группе
Актуальность
Почти все дети любят шоколад. Но вот откуда он берется, мало, кто из них может ответить. Многие дети думают, что шоколад мамы покупают в магазине, или он растет на деревьях.
Проект направлен на расширение знаний о шоколаде у детей, появление интереса к профессии «кондитер», развитие навыков приготовления сладостей своими руками, получение детьми удовольствия от своего творчества.
Публикация «Проект „Шоколадный мир“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Проекты для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Перед началом работы было проведено анкетирование детей и их родителей. Из чего был сделан вывод: что шоколад – любимое лакомство детей и взрослых, но сведений о нем они знают мало. Многие дети не знают, откуда берется шоколад, они считают, что его приносят взрослые из магазина. А взрослые не знакомы с такой профессией, как шоколодье. Мнения детей и взрослых о пользе и вреде шоколада разделились. Взрослые считают, что шоколад скорее вреден для здоровья: можно пополнеть, может подскочить артериальное давление, может развиться кариес зубов и многое другое. Считаем, что эта тема актуальна, ведь в современном мире изделий из шоколада большое множество. Поэтому проследить его историю – это словно совершить увлекательнейшее путешествие в мир шоколада.
Цель проекта: Расширение и закрепление знаний детей о шоколаде, его пользе для здоровья человека, о многообразии видов шоколада и его начинок. Дать детям представление о том, как шоколад попадает к нам на стол; сформировать навык правильного питания, о гигиенических процедурах полости рта после еды.
Задачи:
1. Ознакомить детей с историей возникновение шоколада.
2. Рассмотреть цепочку происхождения шоколада и узнать о процессе его приготовления.
3. Познакомить детей с разными видами шоколада и изучить его свойства.
4. Сформировать представление о пользе и вреде шоколада.
5. Воспитывать чувство уважения к труду людей и дать представление о профессиях: кондитера, шоколадье.
6. Узнать интересные факты о шоколадье.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
1. Дети узнали много нового о свойствах шоколада, о витаминах, содержащихся в какао и орехах, получили практические навыки по приготовлению напитков и сладостей. Все дети научились красиво накрывать стол для чайной церемонии.
2. Дети умеют классифицировать шоколад по видам. Знают содержание в них определенных продуктов и их значение для здоровья организма.
3. Родители грамотно и творчески относятся к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
Воспитательные:
1. Дети стали более дружелюбными, жизнерадостными, активными.
2. Дети знают о правилах гигиены полости рта и используют эти знания на практике.
Продолжительность – 1 неделя
Участники – дети старшей группы и их родители, воспитатели групп, специалисты ДОУ.
Объект исследования: шоколад.
Методы исследования:
- изучение и анализ научной литературы;
- беседа;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций;
- художественно – эстетическое развитие;
- наблюдение;
- сравнение;
- исследование;
- обобщение.
Оборудование и материалы:
• для презентации – мультимедийная установка; музыкальный центр, фортепиано,
• иллюстрации, репродукции картин, художественная литература,
• дидактические игры,
• одноразовая посуда: тарелочки, стаканчики, ложечки (на каждого ребенка);
• 3 - 4 плитки темного, белого и воздушного шоколада;
• простая вода;
• терка по количеству детей,
• салфетки;
• картинки с изображением сладостей,
• весы,
• рецепты приготовления шоколада в домашних условиях,
• формочки для заливки шоколада,
• схема происхождения шоколада,
• баночки с ингредиентами: молоко, сахар, какао, масло.
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
1 этап: Подготовительный
- Разработать проект на тему «Мир шоколада».
- Познакомиться с литературой по проектной деятельности.
- Вызвать интерес у детей к данной теме.
- Вовлечение родителей воспитанников в активное участие проекта.
- Объединение педагогического коллектива в работе над проектом.
2 этап: Информационно-творческий.
- Обогатить и расширить представления детей о шоколаде.
- Объединить детей и родителей общей деятельностью.
- Способствовать развитию свободной творческой личности ребенка.
Содержание работы
Участники Формы взаимодействия
воспитанники Непосредственно образовательная деятельность;
Художественно – эстетическое развитие (рисование) «Рисование горячим шоколадом»;
Художественно – эстетическое развитие
(Аппликация) «Ваза с конфетами»;
Выставка «Самый вкусный шоколад»
Мастерская по изготовлению изделий из шоколада (исследование дома);
Сюжетно-ролевые игры «Магазин сладостей», «Кондитерская фабрика»
Комплекс утренних бесед «Все о шоколаде», «Фабрики Российского шоколада».
Выставка детских рисунков «Шоколадная фантазия»
воспитатели Наглядное информирование;
Практические консультации;
Папка – передвижка для родителей
«Шоколад»
родители Выставка «Сладкие изделия своими руками»;
Фотовыставка «Я и шоколад»;
Семейный просмотр художественного фильма -
«Чарли и шоколадная фабрика»
Инструктор по ФИЗО Физкультминутки «Все в шоколаде»
3 этап: Исследовательский.
Способствовать формированию предпосылок исследовательской деятельности: целенаправленно наблюдать, исследовать;
Давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе эксперимента.
Исследование разного вида шоколада
эксперимент Описание эксперимента. Вывод
Эксперимент №1
ломкость шоколада Берем разные плитки шоколада и разламываем его на кусочки, трём на тёрке. Шоколад хрупкий с легкостью ломается, легко трётся.
Эксперимент №2
Взаимодействие с водой. 1. Берем дольки шоколада и кладем в горячую, а затем в холодную воду.
В горячей воде шоколад растворяется. В холодной воде он опускается на дно, кроме воздушного шоколада, который плавает, т. к. в нем есть частички воздуха.
Эксперимент №3
Подтверждение чувствительности шоколада к температурным изменениям
Нагреваем шоколад с помощью шоколадного фонтана.
При нагревании
темный и белый шоколад легко плавится, становится однородной, вязкой массой.
Результативность проекта:
• Проект способствовал развитию познавательного интереса и любознательности.
• Дети получили практические навыки необходимые в повседневной жизни.
• Активизировался словарный запас детей.
• В ходе проекта происходило дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук
• В ходе проекта у детей продолжилось формирование потребности в двигательной активности через подвижные игры
• В ходе проекта у детей повысился интерес к изображению образов через музыкальные средства выразительности.
• Проект активизировал совместную деятельность детей и родителей. Родителями и детьми были созданы мини – проекты «Наш любимый шоколад»
• Проект объединил всех участников педагогического процесса единой целью, что способствовало тесному взаимодействию семьи и дошкольного учреждения.
Литература:
1. Баранова Л. А. «Конфетка по праздникам». - М. : «Питание и общество»,2006. - 140с.
2. Белокрылов И. «Сладкий, как лекарство» // Здоровье, октябрь 2002г.
3. Зинец И. И. Здоровье и питание. Пермь: Пермское книжное издательство, 1991г.
4. Кузнецова А. Н. «Известно ли вам что?», Лиза, №14, 1998.
5. Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ – С». Филологическое общество «СЛОВО» ТКО АСТ – М., 1994.
6. Мартынюк Е. А. «Конфетка по праздникам, или несладкие заботы сладкой отрасли», Пищевая промышленность, №19, 1997.
7. Мартынюк Е. А. «Несладкие заботы сладкой отрасли». - М. : «Феникс»,2001. - 202с.
8. Медведева А. «Производство конфет и шоколада», Изд. : Лабиринт Пресс,2003. - 48 стр.
9. Шпилев А. В., Смирнова Л. А. «Шоколад в новом тысячелетии». - М. :«Март», 2007. - 133с