Татьяна Афанасьева
Проект «Сенсорный уголок»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорный уголок
Основой познания ребёнком окружающего мира и первой ступенью чувственного опыта является сенсорное развитие, направленное на полноценное восприятие действительности.
Публикация «Проект „Сенсорный уголок“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» февраль 2020
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, во-первых, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Накопление детьми сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных знаний, связанных с восприятием явлений окружающего, пробуждение интересов, формирование потребностей происходит в процессе всей жизнедеятельности.
Полноценное личностное развитие ребёнка обеспечивается его непосредственным участием в практической деятельности. На становлении деятельности, прежде всего, и базируется развивающая среда дошкольного учреждения.
Цель: создание и оснащение центра сенсорного развития ребёнка во второй младшей группе детского сада.
Задачи: активизация самостоятельной деятельности дошкольников с сенсорными материалами; развитие чувственного опыта, анализаторных систем в ходе занятий с дидактическими играми и пособиями;
становление и развитие профессиональных и проектировочных умений педагогов.
Предполагаемые результаты реализации проекта.
В результате ежедневных занятий в Центре сенсорного развития, у детей создаётся ощущение спокойствия, уверенности в себе, формируется богатый запас положительных эмоций, который способствует развитию внутренних резервов, особенно созданию новых понятий и качеств. Многообразие развивающих и дидактических игр обеспечивает ребёнку свободу выбора, возможность реализовать свои замыслы, самостоятельно решать стоящие перед ним задачи. Предполагается развитие точности и гибкости восприятия, улучшения в развитии мелкой моторики рук и зрительной моторной координации, что способствует эффективной подготовке к школьному обучению.
При создании такой среды необходимо руководствоваться определёнными требованиями. Во-первых, так как все виды деятельности ребёнка (общение, предметная, игровая, учебная) в той или иной степени присутствуют одновременно, воспитателю необходимо, отдавая должное ведущей деятельности, стимулировать развитие тех её видов, которые в данный момент не являются ведущими. Вторым требованием является соответствие предметной среды возможностям ребёнка при переходе его к следующему этапу развития, то есть создание через предметную среду зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский). В-третьих, среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, то есть должна содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию. Кроме этого, предметная среда для ребёнка должна быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворяющей потребность ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении в целях применения им уже знакомых знаний и способов действия.
Перечень основного материала и оборудования:
-фигурки для шнуровки;
- детали и шнуры для сбора бус.
- пирамидки из различного количества деталей, разной формы, величины, цвета;
- различные вкладыши,
отличающиеся по форме и величине: рамки-вкладыши, объёмные, плоские, полые;
- различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаики, складные кубики с разрезными картинками;
- развивающие игры промышленного производства,
способствующие развитию мелкой моторики рук,
- сенсорные доски
- различные пазлы;
- наборы песочных формочек для игр с водой и песком;
-слоник для отгадывания спрятанных фигурок
- сенсорные мягкие картины
-сенсорный массажный коврик из пуговиц
-сенсорные тактильные кубики с разными поверхностями
Кроме перечисленного выше, особое место в Центре сенсорного развития отводится дидактическим играм.
Основные виды дидактических игр, использующиеся детьми в Центре сенсорного развития:
Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать в раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие совпадает с практическим действием с предметами.
Игры с прятаньем и поиском предметов, основанные на интересе детей к их неожиданному появлению и исчезновению, поиску и нахождению
Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
Занятия детей в Центре сенсорного развития предполагают в большинстве случаев самостоятельную деятельность детей с материалами, что ставит ряд вопросов, касающихся включенности взрослого в деятельность ребёнка. Определяя эту меру, необходимо помнить, что развитие способностей ребёнка происходит в процессе освоения им средств восприятия, мышления, воображения. Мера включенности взрослого зависит, прежде всего, от того, насколько точно он сумеет определить характер детской деятельности. Только после этого сам воспитатель решает включаться в неё или нет. Не следует мешать ребёнку, если его деятельность носит продуктивный, уравновешенный характер, и, наоборот, следует включаться в случаях, когда дети не могут самостоятельно найти себе занятие. Тактика, которой должен следовать воспитатель - сотрудничество, то есть «не рядом, не над, а вместе». Данное правило, мы позаимствовали как один из главных постулатов методики Марии Монтессори, где среда организуется из материалов, представляющих собой не готовые предметы, а только набор элементов, а манипуляции с этими материалами позволяют ребёнку приобрести чувственный опыт, который является основой сенсорной базы. Чтобы достигнуть этого, среда и должна содержать главное - равенство ребёнка и взрослого. Изучая желания и внутренние мотивы детской деятельности, педагог оказывает ему помощь.
Во время совместной деятельности с ребёнком воспитатель использует определённые приёмы:
-создание мотивированности действий детей (присоединившись к игре или начав действия первым);
-ответы на детские вопросы;
-вопросы воспитателя к детям; обсуждение действий детей.
Выступая в роли посредника между ребёнком и окружающей его предметной средой, воспитатель становится не пассивным наблюдателем, а активным участником, партнёром детей. Личные качества, умения, знания педагога организуют предметную среду таким образом, чтобы она обеспечивала развитие способностей детей, чтобы их опыт был опытом активного исследования действительности, радостного присутствия в мире детского сада.
Чтобы эффективно использовать Центр сенсорного развития, сначала дети должны подробно ознакомиться с его содержанием, почувствовать себя в нём свободно. После того, как дети освоятся, педагог может показать пример использования предметов, всячески поощряя попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту. В это время дети активно осваивают новые ощущения, что стимулирует их познавательную деятельность, мотивацию, пробуждает интерес, подвижность и исследовательский подход. Время занятий детей не регламентируется.