гужева
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад №45
комбинированного вида «Карамелька»
Проект
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр»
Составитель:
воспитатель Гужева Ю. А.
ГО Богданович 2020
Паспорт проекта
Название проекта «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр»
Публикация «Проект „Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Руководитель Воспитатель Гужева Юлия Александровна
Срок реализации Долгосрочный сентябрь-май
Участники реализации Воспитанники общеразвивающей 1 младшей группы
Родители воспитанников
Цель выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах
Задачи Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактических игр;
Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);
Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
Развивать мелкую моторику рук;
Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
Панируемый результат Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру;
Ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
Ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
Собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
Соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
Различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);
Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
Развивать исследовательские действия предметов на ощупь;
Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
Актуальность проекта
Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка : развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. От сенсорного развития ребёнка зависит его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающих в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, от чего могут быть искажения в написании букв, в построении рисунка, возможны неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда и неточности в воспроизведении образцов движений на занятиях по физической культуре. Значение сенсорного развития в раннем возрасте огромно. Именно этот период наиболее благоприятен для освоения сенсорной культуры, созданной человечеством. Мы оцениваем его словами русского писателя Л. Н. Толстого: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем теперь живу, и приобрёл так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».
В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.) . Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал, подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры.
Анализ нормативно-правовых и концептуальных документов, психолого-педагогической литературы, практики воспитания детей младшего дошкольного возраста позволил выявить ряд существующих в настоящее время противоречий: между необходимостью сенсорного воспитания детей и недостаточным методическим обеспечением.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске и определении путей совершенствования процесса сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Цель проекта : выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Объект проекта : – процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Предмет проекта : - сенсорное развитие ребенка раннего возраста посредствам дидактических игр.
Задачи проекта :
Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактических игр;
Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);
Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
Развивать мелкую моторику рук;
Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
Оптимальность и эффективность средств.
Приобретение детьми круга сенсорных представлений эталона не означает, что дети смогут воспользоваться ими самостоятельно на практике. Роль дидактических заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Дидактические игры могут выполнять функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей. Игры могут быть включены в любое занятие.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея – Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Тип проекта : познавательно – игровой
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь-май)
Панируемые результаты:
Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру;
Ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
Ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
Собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
Соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
Различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);
Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
Развивать исследовательские действия предметов на ощупь;
Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
Решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:
-создание в группе расширенного сенсорного уголка с различными дидактическими и игровыми пособиями;
-раннее начало обучения дошкольников;
-включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.
Планируемые результаты работы с родителями:
положительное влияние на формирование активной родительской позиции, интереса к участию жизни группы в ДОУ.
План реализации:
I этап – подготовительный
- знакомство с темой проекта;
- изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего возраста в соответствие с ФГОС;
II этап Основной этап:
Работа с детьми:
1. Образовательная деятельность по сенсорному развитию.
III этап Заключительный этап (презентация проекта)
План работы с родителями:
Форма работы, тема Срок реализации
Методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания.
3 я неделя января
Методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр в домашних условия В течении месяца марта
Консультация (стендовая) «Развитие сенсорных способностей у детей 2 - 3 лет».
2 неделя апреля
Памятка для родителей «сенсорное развитие детей 2 – 3 лет». 1 неделя мая
План работы с детьми:
№ Дидактическая игра Цель Сроки
1 «Разноцветные палочки» научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению. Сентябрь
2 Собери лепесточки. научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.
3 Собери цветик-семицветик. научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.
4 «Спрячь мышку» Ознакомить детей с основными цветами спектра и их названиями.
5 «Подбери по цвету» Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение). Октябрь
6 «Какого цвета не стало?» Учить различать основные цвета.
7 «У кого какое платье» Учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.
8 Лото «Цвет» Закреплять знания основных цветов спектра, учить детей соотносить предметы по цвету.
9 «Поиграем с прищепками» Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. Ноябрь
10 «Какого цвета предмет?» Закреплять знания основных цветов (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
11 «Воздушные шары» Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
12 «Бабочка» Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.
13 «Спрячь шарик в ладошках» Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький» Декабрь
14 «Собери шарики в ведерки» Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький»
15 «Вкладыши и башенки» Знакомить с величиной в ходе практических действий.
16 «Собери красивые бусы» желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.
17 «Спрячь игрушки в коробки»
Закреплять представления детей о величине, учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству. Январь
18 «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
19 «Соберем пирамидку» Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
20 «Разноцветные кружки» предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка.
21 «Подбери лепесточки к цветам» Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер) Февраль
22 «Посади бабочку на цветок» Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер)
23 «Гусеница» развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами,сенсорного восприятия (цвет и размер, логического мышления.
24 «Поручения» Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
25 «В царстве «фигурок-человечков» Познакомить детей с тремя формами (круг, квадрат, треугольник) и с их эталонами Март
26 «Веселые матрешки» Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
27 «Геометрическое лото» учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
28 «Выложи предмет» ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает ребенок, затем второй ребенок и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка).
29 «Закроем окна у домиков» Закреплять представления о трех геометрических фигурах, учить детей идентифицировать предметы по форме. Апрель
30 «Подбери фигуру» закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
31 «Найди предмет такой же формы» Упражнять детей в подборе картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму.
32 «Из каких фигур состоит?» Закрепить умение по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их.
33 «Что бывает такого цвета?» Учить идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, размер, форма) Май
34 «Спрячь шар (кубик) в ладошках» Закрепить представления детей о величине (большой, маленький) и основных цветах спектра (красный, желтый, синий). Играть с шариками, прятать и находить их, угадывать, какой шар - большой или маленький, какого цвета. Действовать по предложению воспитателя: брать по одному шару, узнавать, большой шар или маленький, на ощупь (не подглядывая).
35 «Соберем бусы для куклы» Учить идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, размер, форма)
36 «Найди пару», «Найди такую же…» учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
Игра «снежинки половинки»
Игра «одежда зимой»
Дидактическая игра «найди пару»
Дидактическая игра «найди пару»
Дидактическая игра «вкладыши»
Дидактическая игра «собери бусы»
Дидактическая игра «вкладыши»
Дидактическая игра «подбери по цвету»
Дидактическая игра «собери пирамидку»
Дидактическая игра «подбери по цвету»
Дидактическая игра «какого цвета не стало»
Дидактическая игра «какого цвета не стало»
Дидактическая игра «Собери шарики в ведерки»
Дидактическая игра «Собери шарики в ведерки»