Валентина Григорьева
Творческий проект «Семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 200 с углубленным изучением отдельных предметов»
ПРОЕКТ
«СЕМИЦВЕТИК»
Автор проекта : старший воспитатель Григорьева В. Н.
По доминирующей в проекте деятельности : творческий
По содержанию: социально-экологический
По числу участников проекта : педагоги МОАУ, дети, родители.
Публикация «Творческий проект „Семицветик“» размещена в разделах
По времени проведения: долгосрочный
Начало проекта : Март 2017г.
Окончание проекта : Апрель 2017г.
Адрес: 676850, Амурская область, город Белогорск, ул. Ленина, 26 Телефон: 2-13-47, адрес электронной почты mdoau62@yandex.ru
Актуальность проблемы.
«Любовь к родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру
Дело в том, что заложить любовь к родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок находит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психологических возможностей, начало становления личности. В этот период формируется первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Цель проекта :
Ознакомление детей с прекрасным миром цветов: Изучение особенности строения цветов и создание условий для их роста, формирование бережного отношения детей к цветам.
Задачи:
- Сформировать у дошкольников осознанное отношение к цветам;
- Развить экологическое мышление и творческое воображения в процессе опытно - исследовательской деятельности детей;
- Формировать умение и навыки наблюдений за живыми объектами природы;
-Освоить элементарные нормы поведения по отношению к живым объектам природы.
Длительность проекта :
Март – апрель 2015 год.
Участники проекта :
Воспитатель; музыкальный работник, родители, Проект рассчитан на детей 5-6 лет.
Материалы н оборудование:
Цветы в горшках, горшок с землей для посадки цветов, семена, пророщенный росток фиалки (можно использовать другой цветок); для детей - папки с файлами каждому ребенку: карандаши, фломастеры, наборы для аппликации (цветная, бумага, картон, ножницы, кисточки, клей)
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природныё объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно - исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки:
учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщится к
исследовательской работе, как к ведущему способу познания
окружающего мира
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный: (деятельность 1 неделя)
1. Подбор и анализ методической литературы;
2. Опрёделить формы и методы исследования;
3 Провести предварительную работу с родителями и детьми, - выяснить у родителей нет ли у детей аллергиков;
4. Выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы;
5. Провести анкетирование детей с целью выявления знаний,
умений и навыков бережного отношения к цветам;
6. Разработать перспективный план мероприятий по реализации
проекта
длительность подготовительного этапа - 1 неделя.
II этап - исследовательский:
В ходе данного этапа предполагается получить ответы на следующие вопросы:
Из чего состоят цветы?
Где растут цветы?
Листья - какие они?
Могут ли цветы обходиться без тепла, воды и света?
Почему цветам нужна почва? Растут ли цветы в воде?
Нужен ли цветам уход?
Поиск ответа на вопросы осуществляется посредством следующих форм и методов работы:
-самостоятельнее наблюдение, -коллективное наблюдение; -уход за цветами; -экспериментирование;
-трудовая деятельность детей.
В процессе исследований дети познакомятся с литературными произведениями о цветах: стихи, сказки, загадки.
Ход исследования:
Исследование 1:
Детям предлагается изучить особенности строения цветов. Воспитатель показывает детям цветок (объект исследования, растущий в горшке. Дети рассматривают цветок. Воспитатель отмечает строение цветка: корень, стебель, листья, распустившийся бутон цветка. Далее воспитатель демонстрирует составные части цветка: стебель, листья, распустившийся бутон цветка. У воспитателя появляется вопрос к детям: А все ли составные части цветка мы отметили? дети отвечают: Нет. Мы не отметили корень.
Воспитатель предлагает еще раз рассмотреть цветок и его составные части.
Вопрос к детям: А где же корень?
Дети: В земле.
Воспитатель: Правильно, в земле.
Далее детям предлагается нарисовать цветок. данные рисунки будут помещены в личные папки детей.
Исследование 2:
Детям предлагается исследовать листья цветка на ощупь. для этого листочек нужно аккуратно погладить сначала с одной стороны, затем с другой. Необходимо определить какие они: гладкие, пушистые, шершавые, колючие, твердые, мягкие.
Данные исследования заносятся в личные папки рисунками: гладкие -волнистая линия, шершавые - изобразить колючки, твердые - квадрат, мягкие - круг.
Исследование 3:
Детям предлагается исследовать листья на жилки. Для этого рассматриваем жилки, а затем пальчиком проводим по жилкам. Детям предлагается зарисовать контур листа и его жилки. данные рисунки помещаем в личные папки детей.
Исследование 4:
Проведение опыта с целью подведения детей к выводу о необходимости влаги для роста цветов.
Содержание опыта: Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах с сухой и влажной ватой.
Результаты опыта заносятся в личные папки детей - делаются аппликации «Капелька», означающая необходимость воды для роста цветов.
Исследование 5:
Проведение опыта с целью подведения детей к выводу о необходимости света для роста цветов.
Содержание опыта: Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Дети наблюдают за движением цветка, тянущегося к свету. далее два одинаковых растения поместить одно в теплое место, другое в холодное.
Результаты опыта заносятся в личные папки детей - дети рисуют солнышко, которое означает свет и тепло для цветов.
Исследование 6:
Детям предлагается ответить на вопрос: могут ли цветы прожить без тепла и воды? (закрепление результатов исследований 4 и 5).
Для этого совместно с музыкальным руководителем и педагогами МДОУ проводится авторское театрализованное представление «Одуванчик и ромашки».
Содержание представления: Посадил фермер ромашки. Солнышко привлекало, дождик поливал землю и выросли эти прекрасные цветы. А рядом на полянке рос одуванчик.
Однажды подул сильный-сильный ветер. Фермер накрыл ромашки пленкой. А одуванчика никто не накрыл. Он очень сильно замерз. Ромашки заметили это и попросили фермера накрыть одуванчика. Фермер накрыл
одуванчика, потом выглянуло солнышко и согрело одуванчика. Солнышко грело все жарче и жарче. Цветам стало не хватать влаги. И тогда фермер полил ромашки, а одуванчика никто не полил. И тогда одуванчик очень сильно заболел. Ромашки заметили это и попросили фермера полить одуванчика, что он и сделал. И вершилось чудо - одуванчик выздоровел. С тех пор фермер ухаживает не толь ко за ромашками, но и за другими цветами - поливает их, укрывает пленкой от ветра, потому что цветам нужна вода и тепло.
После спектакля детям предлагается ответить на поставленный вопрос. Выслушивается мнение каждого ребенка.
Затем делаются аппликации: солнышко и капелька, которые, в свою очередь, означают тепло и воду. Данные аппликации помещаются в личные папки детей.
Исследование 7:
Детям предлагается рассмотреть цветок в горшке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветы растут в почве. Далее воспитатель рассказывает детям о необходимости почвы для цветка.
Затем детям показывают проращенный росток фиалки - он находится в банке с водой. Детям рассказывают о том, что в воде можно прорастить росток цветка, а затем посадить его в почву, обеспечив его влагой, теплом и светом для дальнейшего роста цветка. Детям предлагается вместе с воспитателем посадить росток фиалки в почву, полить его, поставить в светлое и теплое место и осуществлять наблюдение за ростком.
Через неделю отметить результаты в личные нанки детей: дети рисуют схему - росток в банке с водой - посадка ростка в почву - обеспечение ростку света, тепла и влаги - росток растет в почве.
Исследование 8:
Детям предлагается поухаживать за цветами -удалить пыль с цветов. Для этого необходимо рассказать детям о необходимости ухода за цветами: цветы дышат, в том числе и с помощью листьев, чистые цветы очень красивы.
Задачи: Научить детей очищать листья цветов от пыли, используя приемлемый способ для каждого цветка в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности.
Длительность исследовательского этапа 8 недель.
Длительность заключительного этапа - 1 неделя.
III этап - заключительный.
На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Здесь предлагается организовать праздник для детей и родителей группы (День цветов», где дети представят на обозрение родителей свои личные папки, подготовят и расскажут рассказ или сказку о своем цветке. Воспитатель проведет конкурс Угадай название цветка». Далее родители вместе с детьми представят домашнее задание - выращенный цветок и рассказ о том как он рос, как за цветком ухаживали и т. д.
Лучшим завершением праздника будет чаепитие. Можно ежегодно проводить праздники, посвященные цветам1
В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:
• Самостоятельное наблюдение;
• Коллективное наблюдение
• Уход за цветами;
• Экспериментирование;
• Трудовая деятельность детей.
Представительная работа с родителями: проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Так - же родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание: провести беседу с детьми о цветах, показать и рассказать об имеющихся в доме цветах; вырастить цветок из семян.
Перспективный план мероприятий по реализации проекта
№ Содержание работы Ответственный Примечание
1 Подготовительный этап:
Принять участие в проведении, семинара по ознакомлению
содержанием проекта, реализации
методикой, целями, задачами. проекта
Познакомить с перспективным планом.
Подбор материалов для
наблюдений, экскурсий, игр. Сотрудничество с музыкальным руководителем, Старший воспитатель Григорьева В. Н. Март, Апрель в течении реализации проекта.
2 2 Заполнить альбом «Наши
Цветы», подбор загадок, имен
для цветов в пластиковом этюде или танце, в форме видеоклипа. Сочинение сказки или рассказа о цветке. Придумать эмблемы для своего цветка Дети старшей группы
3 Работа с родителями: выяснить
какие цветы растут дома, во
дворе, на даче.
Проведение совместных игр. Родители старшей группы
4 Подбор материалов для
исследования и оборудования
(альбомы, тетради, фотографии, произведений репродукции картин с
изображением цветов). Старший воспитатель Григорьева В. Н. Подбор музыкальных произведений
5 Модель цветка (или панно из,
ткани с изображением цветов
Подбор насекомых, которые
собирают пыльцу с цветов.
Совместная деятельность педагога и детей
6 Набор игр: «Что нужно нашему
цветку» (воздух, лист, солнце,
вода, почва, бабочка, червяк,
капелька росы, пчелка).
Посев семян цветов.
Проведение беседы о цветах.
(Много ли цветов растет около
нашего детского сада? Около
дома? Как они называется? Как
вы думаете, кто сажает цветы?
Для чего? Кто в лесу, на поляне
сажает цветы? Как вы считаете, в
нашем городе много, или мало
цветов? Обоснуйте отвёт. Достаточно ли внимания уделяют цветам? А вы? Что будет, если цветы исчезнут, а почему они могут исчезнуть? Совместная деятельность педагога и детей Провести подготовку к празднику «День цветка» Подготовить вопросы:
1 Чем цветы отличаются от других растений?
2 Какие цветы дети знают?
3 Цветы живые или нет?
Почему вы так считаете?
7 Организовать коллекцию цветов
(подбор семян, сухих листьев
сухих цветов и т. д.)
Совместная деятельность педагога и детей
8 Подбор литературы о цветах,
стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок о цветах.
Старший воспитатель Григорьева В. Н.
9 Проведение экскурсий на
станцию юннатов, на поляну, на луг.
Цель: определить настроение
цветов, сходство, различие,
форму. Есть ли у цветов друзья.
Старший воспитатель Григорьева В. Н.
10 Выбираем имя цветку.
Конкурс.
Составление рассказов, рисунков.
Оформление результатов в дневнике наблюдений
Литература
1. Аксенова З. Ф. «Войди в природу другом». Москва 2008 г.
2. Иванова А. И. «Живая экология». Москва 2009 г.
З. Иванова А. И. «Экологическое наблюдение и эксперименты в д/с». Москва2008г.
4. Скоролупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Ранняя весна» Москва 2009 г.
5. Скоролупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Зима». Москва 2009 г.
б. Скоролупова О. А. «Осень». Москва 2010 г.
7. Скоролупова О. А. «Лето». Москва 2009 г.
8. Николаева С. Н. «Юный эколог» в старшей группе» 5-6 лет. Москва 2010г.
9. Кравченко И. В. «Прогулки в д/с старшей и подготовительной группе» Москва 2010 г.