Получи документы

Проект по краеведению «Сасово — душа моя»

Елена Батарова
Проект по краеведению «Сасово — душа моя»
▼ Скачать + Заказать документы

"Сасово- душа моя"

Автор проекта

воспитатель МБДОУ ДС №13

Елена Сергеевна Асанова

г. Сасово 2015г.

«Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное

предшествующим поколением, может любить Родину,

стать подлинным ее патриотом»

(С. В. Михалков)

Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В. А. Сухомлинский

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Публикация «Проект по краеведению „Сасово — душа моя“» размещена в разделах

Название проекта «Сасово – душа моя»

Руководитель проекта Асанова Елена Сергеевна

Состав и возраст проектной группы Воспитатели, дети старшего дошкольного

возраста 5-6 лет, родители

Срок реализации Апрель – октябрь 2015г.

Типология проекта Информационно – творческий, познавательный, долгосрочный

Направленность Патриотическое воспитание, любовь к родному краю

Образовательная программа, в рамках которой проводится проект Н. Е. Веракса

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Речевое развитие

5. Физическое развитие

Актуальность

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

«Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой ее ты в детстве увидал»

(К. Симонов)

Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и растет, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам, поэтому перед педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении.

Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Приоритетными направлениями работы ДОУ являются:

- знакомство детей дошкольного возраста с национальным, региональным культурным наследием и историей родного края;

-обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

-воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

-формирование межличностных отношений и т. д.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом в реализация проекта : «Сасово- душа моя» возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром, эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым!

Цель проекта Разработка и внедрение в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Рязанской области, нравственно-патриотическому воспитанию в процессе ознакомления с родным краем

Задачи проекта

1. Расширить знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе, закрепить понятия «малая родина».

2. Познакомить с историей возникновения города, с памятниками истории, Великой Отечественной войны и культуры, воспитывать бережное отношение к ним.

3. Познакомить детей с именами тех, кто прославил город Сасово.

4. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды.

5. Способствовать проявлению интереса у детей к истории жизни города, умению отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

6. Создавать условия более полного восприятия сведений об историческом прошлом и настоящем родного города.

7. Способствовать активному вовлечению

родителей в совместную деятельность с ребенком в

условиях семьи и детского сада.

8. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно

мыслить.

9. Развивать познавательный интерес к миру природы родного края, умение отражать это в художественно –продуктивной деятельности.

10. Воспитывать любовь к родному городу Сасово, умение видеть прекрасное, радоваться ему и гордиться.

Этапы 1. Подготовительный с 16 по 25 марта 2015г. :

1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.

2. Сбор и анализ литературы о г. Сасово, его жителях.

3. Составление плана сотрудничества с сотрудниками центральной детской библиотеки, музея русской песни, школой искусств.

4. Установление общения с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

5. Анкетирование родителей с целью определения:

места рождения и продолжительности пребывания в г. Сасово и Рязанской области, установления приблизительного уровня информированности об истории и природе г. Сасово и Рязанской области.

2. Разработка проекта с 26 марта до 1 апреля 2015г. :

1. Определение целей и задач проекта.

2. Разработка плана мероприятий «дорожной карты» проекта.

3. Основной с 1 апреля по 30 октября 2015г. :

Реализация целей и задач проекта, деятельность, согласно разработанному плану:

- специально организованные занятия с детьми 1 раз в неделю,

- досуги - 2 раза в месяц,

- труд ежедневно,

- игры дидактические –три раза в неделю,

-настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры - ежедневно,

- продуктивные виды деятельности – 2 раза в неделю,

- экскурсии - 1 раз в месяц.

4. Заключительный 29-30 октября 2015:

1. Подведение итогов.

2. Открытое занятие «Турагентство».

3. Литературно-музыкальная композиция «Звени, звени златая Русь».

4. Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей.

Формы и методы работы при реализации проекта

1. Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

Дидактические игры

-«К нам гости пришли»

-«Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону».

Сюжетно-ролевые игры

-«Экскурсовод»

-«Турагенство», «

Оформление дидактических игр по краеведению :

-«Узнай, где я нахожусь?»

-«Собери картинку»

-«Бабушкин сундучок»

-«Карта моего города»

-«Город будущего»

-«Мой край родной»

Фотовыставка «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Познавательное развитие

Экскурсии:

-Сезонные экскурсии в парк, по городу (к вечному огню, памятникам А. Мишину, Героям гражданской войны, Чернобыльцам, Доске почета МКЦ и т. д.)

-Экскурсия в библиотеку.

-Экскурсия в музей русской песни

-Экскурсия в краеведческий музей

-Экскурсия в школу искусств

-Экскурсия в школу

Проведение цикла бесед:

-«Символика г. Сасово Рязанской области»

-«Сасово –прошлое и настоящее»

-«Герои Великой Отечественной войны

-«Их надо знать в лицо» (об известных жителях города)

-«Семья. Родословное древо моей семьи»

Встречи с интересными людьми:

-«Мы знаем о войне не по наслышке (Гортье А. А.)

-«Сасово- в творчестве поэтов и художников» (В. Хомяковым и Уткиным В. Г).

Презентация

-«Мой детский сад»

-«Наша Родина –Сасово»

Продуктивная деятельность

Лепка:

- «Животные и птицы родного края»

- «Символика родного края»

Развитие речи

Составление творческих рассказов

- «Мой любимый уголок Сасово»

-«У меня растут года…» (о профессиях, увлечениях)

Беседы с детьми:

-«Я люблю свою маму»

-«Моя бабушка самая хорошая»

- «Мы – дружная семья»

Ознакомление с художественной литературой

-Встреча с поэтами г. Сасово (библиотека)

-Разучивание стихов, песен о г. Сасово, о войне

-Конкурс стихов о ВОВ

-Смотр строевой песни «Песни, опаленные войной»

-Выставка книг о Сасове

-Знакомство с книгой А. Малинова «Сасово. Природа вокруг нас».

2. Формы и методы работы с родителями

1. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»

2. Словотворчество, брошюры, памятки о родном городе»

3. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно поделки с детьми из бросового материала)

4. Субботники

5. Информация для родителей «История родного города»

6. Лекторий «Историческое и настоящее название улиц и площадей города» (музей)

7. Семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек»

8. Консультация о поэтах, писателях, художниках (библиотека)

9. Консультации: «Красная книга Рязанской области», «Символика города Сасово», «Экология», «Ископаемые», «Природа», «Климат», «История освоения»

10. Посещение музеев, открытых мероприятий

11. Оформление альбомов

«Достопримечательности моего города», «Природа вокруг нас»

12. Круглый стол «Семейные традиции»

13. «Эхо войны» (70- летию Победы беседа)

Характеристика деятельности участников в рамках проекта (кратко)

1. Художественно-эстетическое творчество

2. Речевое

3. Познавательное

4. Культурно-патриотическое

5. Музыкальная деятельность

6. Поисковая деятельность детей и родителей.

Рабочее планирование проекта 1. Беседа с детьми о том, что они знают о своем городе.

2. Рассказ воспитателя об истории возникновения города.

3. Цикл бесед «Символика г. Сасово Рязанской области»

4. Рассматривание фотографий и беседа на тему «От села до города».

5. Просмотр слайдов и видеоматериалов о Сасове на мультимедиа.

6. Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».

7. Встреча -беседа с поэтом В. Хомяковым и художником Уткиным В. Г. «Сасово- в творчестве поэтов и художников».

8. Беседа об исторических названиях улиц.

9. Создание плакатов, буклетов ко дню города Сасово, к 70 –летию Победы.

10. Совместный труд с родителями по благоустройству детского сада (субботники по уборке территории, ремонт в ДОУ).

11. Выставка детских рисунков в группе на стендах: «Мой любимый город», «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад».

12. Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Природа вокруг нас», «Сердцу милый уголок».

Ресурсное обеспечение:

1. Интернет – ресурсы:

-компьютерная и оргтехника,

-видео- и аудиофайлы с государственной

символикой России, Сасовского района и г. Сасово

и иллюстрации.

2. Фотоаппарат и видеокамера.

3. Магнитофон, музыкальный центр.

4. Подбор книг:

Сасове (В. Пригожаева, В. Хомякова,

А. Малинова, М. Гайдова);

- о воинах-рязанцах (П. Батуркина, В. Зарубина,

Л. Николенко).

5. Подбор произведений русского народного

творчества.

6. Подбор наглядного материала (открыток,

сувенирных продуктов, иллюстраций, фотографий,

зарисовок, карт).

Презентация итогов проекта

1. Открытое занятие «Турагенство», на котором демонстрируется выполнение проделанной работы в ходе проекта, сообщается о совершенных практических делах.

2. Литературно-музыкальная композиция «Звени, звени златая Русь».

3. Обсуждение результатов работы, хода действий каждого, выявление причин успехов и неудач.

4. Создание слайдовой презентации «Сердцу милый уголок».

Предполагаемый результат

1. Пробуждение стойкого интереса к истории и культуре своего города, родного края, людям.

2. Формирование знаний, представлений дошкольников о родном крае и родном городе.

3. Расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего города, общение с интересными людьми.

4. Активное участие детей и родителей в творческих выставках и конкурсах различного уровня.

5. Приобретение навыков социального общения детей со взрослыми

6. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.

7. Привлечение семьи к нравственно- патриотическому воспитанию детей.

8. Формирование чувства ответственности, гордости, любви, патриотизма.

Предполагаемые итоговые продукты проекта

1. Создание мини музея родного города «Сердцу милый уголок»

2. Презентация о достопримечательностях родного города

3. Презентация о знаменитых людях -почетных жителях города (о В. Хомякове, А. Малинове, Рытькове, В. Трухине, М. Воронине, А. Шемарове)

4. Организация выставка семейных поделок из природного материала

5. Организация выставки детских рисунков «Край родной Мешера».

6. Презентация на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»

7. Открытое занятие «Турагенство».

8. Литературно-музыкальная композиция «Звени, звени златая Русь».

Методы проекта

1. ООД

2. Наблюдение

3. Совместные игры

4. Анкетирование

5. Познавательные игровые занятия

6. Беседы

7. Экскурсии

8. Досуги

9. Конкурсы

10. Совместные творческие выставки, презентации

Календарно- тематический план проектной деятельности ДОУ

Форма проведения Мероприятия Дата проведения

ООД Символика г. Сасово Рязанской области»

-«Сасово –прошлое и настоящее»

-«Герои Великой Отечественной войны"

-«Их надо знать в лицо» (об известных жителях города)

-«Семья. Родословное древо моей семьи»

Первая неделя месяца

Экскурсии Сезонные экскурсии в парк

- по городу (к вечному огню, памятникам А. Мишину, Героям гражданской войны, Чернобыльцам, Доске почета МКЦи т. д.)

-В школу искусств

-В школу

Апрель-октябрь

По плану школы

Сентябрь

Посещение:

Музея русской песни

Краеведческого музея

Библиотеки

Тематические выставки в музее русской песни

Тематические выставки, при знакомстве с символикой города

Знакомство с творчеством поэтов и писателей сасовцев

По плану музея

Последняя суббота месяца

1 раз в месяц

Сюжетно-ролевые игры

«Экскурсовод»

«Турагенство» В течение дня

Дидактические игры К нам гости пришли. Кто что делает. Вежливый разговор по телефону. Узнай, где я нахожусь? Собери картинку. Бабушкин сундучок. Карта моего города. Город будущего. Мой край родной. В течение дня

Работа с литературой Чтение стихотворений, пословиц и поговорок, скороговорок и художественной литературы о Родине, о Сасове, о ВОВ Занятия

Выставка детского творчества Семейных поделок из природного материала

Детских рисунков

«Край родной Мешера».

«Мой любимый город», «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад». Апрель-октябрь

Открытое занятие

Открытое занятие «Турагенство».

Литературно-музыкальная композиция «Звени, звени златая Русь». 29.10.15

30.10.15

Работа с родителями

Помощь в оформлении мини музея родного города «Сердцу милый уголок»

Оформление альбомов

«Достопримечательности моего города», «Природа вокруг нас»

Круглый стол «Семейные традиции»

«Эхо войны» (70- летию Победы беседа)

Апрель- октябрь

Вывод:

Данный проект был разработан в соответствии с международными документами и нормативными актами федерального и регионального уровней, ФГОСТ.

Проект является составляющей вариативной части «Проекта Основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения». В проекте освещена проблема сохранения и изучения культурно исторического наследия города Сасово Рязанской области, нравственно - патриотического воспитания через знакомство с малой Родиной, в конкретном дошкольном учреждении.

Основными принципами организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников являются:

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, к родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем: в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды деятельности

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.

Хочется верить, что любовь к родному краю останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.

И сладко песнь в честь родины поётся,

И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,

И с радостью внимаешь звуку слов:

«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»

(И. Никитин)

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Семья вместе — душа на месте» Поляна украшена шарами, эмблемой праздника «Семья вместе – душа на месте». По прибытию родителей и детей, на плакате «Нить жизни – семья».

«Эх, ярмарка — красна, веселись, душа!»«Эх, ярмарка — красна, веселись, душа!» «Эх, ярмарка – красна, веселись, душа!» Россия – Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить.

Общее родительское собрание «Когда душа с душою говорит» Общее родительское собрание «Когда душа с душою говорит…» Повестка дня: 1. «Давайте познакомимся» 2. Задачи воспитательно-образовательного.

Проект «Вся семья вместе — и душа на месте!» для подготовительной к школе группы Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой, творческий Длительность: средней продолжительности Сроки проведения: 1 ноября.

Развлечение для детей старшей группы «Душа ль моя, Масленица» Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями (проводы зимы и встреча весны, обрядовыми играми, которые сопровождали праздник.

Сценарий праздника ко Дню защитника Отечества «Морская душа»Сценарий праздника ко Дню защитника Отечества «Морская душа» “Морская душа” (развлечение совместно с папами детей, посвящается Дню защитника Отечества) 1. Зима прощается, пора! Она уходит со двора.

Студийная встреча «Семья вместе, и душа на месте» Цель. Показать значимость семьи в воспитании подрастающего поколения, подчеркнуть доброе, внимательное отношение членов семьи друг к другу,.

«Зима в гостях у Осени», «Где живешь, моя душа?» — стихи Зима в гостях у Осени Повстречалась Осень С Зимушкой Зимой "Можно к тебе в гости?" "-Нет Зима, постой! Твое время не пришло Снег не сыпь.

Выставка «Золотая хохлома» — душа России!Выставка «Золотая хохлома» — душа России! Хохлома Хохлома ты моя золотая, Твой характер цветист без прикрас, Над Россией жар-птицей взлетая, Ты волнуешь придирчивый взгляд. Чтоб.

Эссе «Нет ничего более хрупкого, чем детская душа» Язык чужой обиды и печали, Психолог изучает с детских лет. Его вселять надежду обучали – И это основной его секрет. Юнна Мориц. Свою педагогическую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по краеведению «Сасово — душа моя»
Опубликовано: 21 февраля 2016 в 19:21
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по краеведению «Сасово — душа моя»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Батарова (УИ 493814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД