Ирина Погорелова
Эссе «Нет ничего более хрупкого, чем детская душа»
▼ Скачать + Заказать документы
Язык чужой обиды и печали,
Психолог изучает с детских лет.
Его вселять надежду обучали –
И это основной его секрет.
Юнна Мориц.
Свою педагогическую деятельность я начала в детском саду более двадцати лет назад. Работала воспитателем. Всегда рядом дети: со своими удачами и проблемами, открытиями и нерешёнными вопросами. И так хочется всем помочь.
Публикация «Эссе „Нет ничего более хрупкого, чем детская душа“» размещена в разделах
Жить в мире, среди людей, на первый взгляд, самое простое и самое естественное предназначение человека, но с другой стороны, это и есть самая трудная миссия. Современный мир противоречив и непостоянен, предъявляет к ребенку множество требований. Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь. Иногда, некоторые детские переживания проносятся с нами в течение колоссального промежутка времени и определяют наши поступки и наши отношения с людьми уже во взрослой жизни. Конфликты детского возраста определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни, депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом тех же переживаний в раннем детстве.
Желание протянуть руку помощи в нужную минуту ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, научить его жить в гармонии с самим собой и с другими и побудило меня пойти по пути к профессии, сочетающей в себе и педагогическую деятельность, и врачевание человеческих душ. И эта профессия педагог – психолог.
Психология – наука о душе. В моих руках душа, а значит в некотором роде и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Нет ничего более хрупкого и бесценного, чем детская душа.
Какая тонкая струна,
Что называется Душа.
Чуть тронул мысленно ее,
Она поет, но, как и что?
Зависит это, как всегда,
От тех, кто рядом.
Михаил Жовнерчук
В своей практической работе я сталкиваюсь с проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у детей. Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие - отсутствие их внимания к своим детям, поэтому у детей возникает трудность в усвоении норм этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.
Чуть пониже губ, чуть повыше сердца –
Там Душа живет, без окна, без дверцы.
Вольная она, словно птичья стая,
Когда ей легко – она воском тает,
Когда есть в Душе хоть немного света –
Она – словно май, нет… кусочек лета!
Когда лживых фраз брошена охапка,
Чуть пониже глаз, нежно, словно лапкой,
Вытрет мокрый след и вздохнет от боли –
Здесь защиты нет…
Александр Кушнер.
Смысл моей деятельности как педагога-психолога в том, чтобы помочь ребенку сохранить свою хрупкую душу, наполнить ее добром, уберечь от зла. В жизни каждого ребенка много трудностей и педагог-психолог всегда рядом. Я помогаю детям преодолеть трудности адаптации к школе, учу общаться, управлять эмоциями, вместе с детьми тренируемся конструктивно разрешать конфликтные ситуации, стремлюсь быть рядом с ребенком в трудных жизненных ситуациях, помочь ему сделать правильный выбор и не совершать необдуманных поступков. Свою работу я строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Помогаю воспитанникам познать себя, учу выстраивать отношения со сверстниками, воспитателями, родителями, а воспитателям помогаю найти оптимальные формы обучения и воспитания.
Немаловажную роль в моей работе занимает работа с родителями, как полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
Свой профессиональный путь стараюсь проходить с улыбкой, с улыбкой встречать детей, приходящих ко мне на индивидуальные и групповые занятия, родителей и педагогов, обратившихся за консультацией. Ребёнок и взрослый - это две личности, дополняющие друг друга. Ребёнок – ценность перед взрослым, продолжение жизни на Земле, а Взрослый для ребёнка – опора и вершина.
Работа с детьми это не только вечная молодость, это ещё и вечное развитие, движение вперёд. Нашей профессии психолога, можно позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает, не прост, на психологическом тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха мне помогают наука, творчество, оптимизм.
Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может повести воспитанника в мир прекрасного, только увлеченный психолог может заинтересовать детей каким-либо делом.
Если вы спросите меня: «Что самое трудное в нашей профессии?», то я отвечу следующее: «Очень сложно искать новые формы и методы работы, разбираться в проблемах человеческой души и сознания, но ещё труднее это быть в этих условиях Человеком в самом широком смысле этого слова, к которому тянуться дети и взрослые».
Философский смысл работы педагога-психолога похож на действия рыбака из известной притчи:
«Человек шел по берегу и вдруг увидел рыбака, который поднимал морские звезды с песка и бросал их в море.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут,- ответил рыбак, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо! – закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Рыбак поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много…пусть не для всех, а лишь для этой звезды»
Когда я вижу, что ребенок с моей помощью справился с трудной ситуацией, понимаю, что как педагог-психолог я состоялась.
Проработав несколько лет педагогом - психологом в детском саду, я теперь точно знаю, что ребенку для счастья нужно совсем немного. Нужно его понять, принять таким, какой он есть, вселить надежду в успех, поверить в его возможности, создать ситуацию успеха. И он пойдёт по лестнице восхождения, ведь в каждом человеке изначально заложено «Я – есть», «Я – хороший», «Я – могу».
Верю, что самое хорошее ещё впереди, уверена, что неразрешимых ситуаций нет. И я иду по жизни с таким девизом: «Думать только о прекрасном, работать только от души и ожидать только лучшего», а слова Ш. А. Амонашвили «Человек может жить своей профессией, только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путём он может принести наибольшую пользу обществу» убеждают меня в правильности моего выбора. А также я благодарю Бога за то, что Он открыл для меня частичку себя – этот удивительный мир детской души, указал мне путь к профессии, которая так нужна самому бесценному в нашей жизни – детям!
На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Это и побудило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы. Для более продуктивного использования времени, стараюсь работу с воспитанниками сделать не только познавательной, но и творческой, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии. Прилагаю все силы к тому, чтобы детям на занятиях и в игре было интересно. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность, формируется положительный эмоциональный фон.
Что является самой большой ценностью для педагога-психолога? Это душа!
Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по - своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал Л. А. Венгер.
Сейчас очень много пишут о психологии детей, и все родители постоянно читают различные источники, но зачастую профессия психолога идеализируется, психологи представляются в образе человека, обладающими особыми свойствами, знающими ответы на все вопросы. Но мы, прежде всего люди, а потом уже психологи! Психолог не лечит, в прямом смысле этого слова, а помогает человеку обрести гармонию, как с самим собой, так и с окружающими его людьми.