Татьяна Огурцова
Проект «Сам себе я помогу и здоровье сберегу»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сам себе я помогу и здоровье сберегу»
Автор проекта : Огурцова Татьяна Васильевна –
воспитатель 1 квалификационной категории.
Тип проекта : информационно - практический
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: дети, воспитатели группы, сотрудники ДОУ, родители воспитанников.
Обоснование проекта
Публикация «Проект „Сам себе я помогу и здоровье сберегу“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Исходя из этого, мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни, прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая тем самым крепкую базу здоровья.
Сущность проекта
Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания, составляющих триаду здоровья :
физических упражнений;
рационального режима;
закаливания.
Актуальность
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье лишь только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья. А обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Практическая значимость• валеологические знания и умения, массаж, закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью;
• утренняя гимнастика, бег, НОД по физической культуре, дыхательные упражнения – к ежедневным занятиям по физической культуре;
• НОД, совместная деятельность, игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.
Принципы реализации
Доступность
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
Систематичность и последовательность
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных правил и норм.
Дифференциация
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Динамичность
- интеграция образовательных областей.
Цель проекта
Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.
Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.
Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Задачи
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей
Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность
Задачи проекта по образовательным областям
Образовательная область «Физическая культура»
Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содействовать гармоничному физическому развитию детей
«Образовательная область «Здоровье»
Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей
Обогащать и углублять представления детей о том, как поддерживать и сохранять здоровье
Образовательная область «Безопасность»
Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
«Образовательная область «Социализация»
Всестороннее и гармоничное развитие ребенка, социализация в обществе
Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.
Образовательная область «Труд»
Способствовать развитию детских творческих способностей
Воспитывать добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности, оказать посильную помощь, проявить заботу, внимание.
Образовательная область «Познание»
Развивать познавательный интерес детей
Расширять кругозор детей.
Образовательная область «Коммуникация»
Развивать умение строить общение с разными людьми.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Обеспечивать формирование у детей целостной картины мира
Обогащать читательский опыт детей.
Образовательная область «Художественное творчество»
Совершенствовать изобразительную деятельность детей
Совершенствовать технические и изобразительно – выразительные умения.
Ожидаемый результат
Для детей:
1. Формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;
2. Повышение уровня физических способностей детей.
Для родителей
1. Сформированная родительская позиция;
2. Систематизация знаний родителей по вопросам здорового образа жизни;
3. Повышение активности родителей в образовательном процессе, в укреплении здоровья детей и физического совершенствования.
Формы и методы работы с детьми
Сотрудничество ребенка и взрослого в развивающих занятиях
Игровая форма занятий
Беседы
Чтение художественной литературы
Выставка рисунков
Наглядная пропаганда
Утренники, досуги, развлечения
Наблюдения
Самостоятельная детская деятельность
Игры детей: сюжетно – ролевые, дидактические, словесные, настольные, подвижные.
Этапы реализации проекта
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: ФГОС к развивающей предметной среде
Подбор и изучение педагогической и справочной литературы с учетом возрастных особенностей детей
Разработка проекта
Составление рабочего плана реализации проекта
Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных рисков проекта.
2 этап: ОСНОВНОЙ
Расширение детских представлений о здоровом образе жизни
Накопление и закрепление полученных знаний и умений через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
3 этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Защита проекта
Работа с родителями
• Беседа об актуальности данной проблемы
• Анкетирование родителей
• Фотогазета «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
• Консультация медицинского работника «Грипп и его профилактика»
• Консультации родителей:
- «Закаливание детского организма»
- «Солнце, воздух и вода»
- «Закаливание детей в домашних условиях»
- «Некоторые правила закаливания организма»
- «Прогулки с детьми в зимний период»
• Папки – передвижки:
- «Учимся кататься на лыжах»
- «Советы доктора Градусника»
- «10 заповедей для здоровья вашего малыша»
- «Прививки детям»
- «Весенний авитаминоз»
- «Кислородный коктейль»
- «Курить – здоровью вредить»
- «Грипп и его профилактика»
- «Здоровье – всему голова»
- «Личная гигиена дошкольника»
• Советы и рекомендации.
Планирование мероприятий по реализации проекта :
Сентябрь Подготовительный этап
1. Анкетирование родителей
2. Подбор и изучение литературы с учетом возрастных особенностей
3. Разработка проекта, составление рабочего плана реализации проекта
4. Прогнозирование ожидаемых результатов
5. Обзорная беседа с детьми о здоровье
6. «Копилка здоровья» - подборка материала о нетрадиционных методах оздоровления, о здоровом образе жизниОктябрь Основной этап
1. НОД - «Зеркало нашей души – глаза»
- «Сохрани свое здоровье сам»
- «Дети делают зарядку» (рисование)
2. осенний марафон
3. Фотовыставка для родителей «Как мы закаляемся в д/с»
4. Диспут «Сохраним свое здоровье»
Ноябрь
1. НОД - «Рассказ о слухе»
- «Спортивные развлечения» (лепка)
2. Беседы: - «Береги здоровье смолоду»
- «Значение спорта в жизни человека»
3. Выставка рисунков «Чтобы нам не болеть»
4. Досуг «Вечер стихов и загадок о спорте»
Декабрь
1. НОД - «Спорт – это здоровье»
- «Мы катаемся на лыжах» (рисование)
2. Беседы: - «Полезная и вредная пища»
- «В стране Болючке»
3. Чтение из энциклопедии «Как люди в старину спасались от простуды»
4. Игровая ситуация- проблема «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
Январь
1. НОД - «Что такое Олимпиада» (интегрированное)
- «Олимпиада в Сочи» (аппликация)
2. Беседы «О хоккее», «О коньках», «О лыжах»
3. Зимняя олимпиада в д/с
4. Выпуск газеты «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
5. Экскурсия в медицинский кабинет
Февраль
1. НОД - «Для чего человеку нос?»
- «Мы – спортсмены»
2. Спортивная игра «Зарница»
3. Беседа «Простуда»
4. Спортивно – развлекательный досуг «День защитников Отечества»
5. Консультация медицинского работника «Грипп и его профилактика»
Март
1. НОД - «Что и как человек ест»
- «Мы любим спорт» (рисование)
2. Беседа «С утра до вечера» (режим дня)
3. Ситуация «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить»
4. Чтение художественной и научно – популярной литературы «Как я устроен»
Апрель
1. НОД - «Зеленая аптека»
- «В стране здоровья»
- «Мое здоровье» (аппликация)
2. Беседа «О здоровье»
3. Моделирование ситуаций «Почистим зубы Лунтику»
4. Развлечение «Путешествие в страну здоровья с Айболитом»
Май Заключительный этап
1. НОД «Путешествие вокруг света» (интегрированное)
2. Пополнение развивающей среды группы:
приобрели физкультурный уголок,
пополнили нетрадиционным физкультурным оборудованием
(массажеры, султанчики, ленточки, флажки).
3. Совместный просмотр (дети и родители) фильма
«Занятие «Путешествие вокруг света»
4. Презентация проекта.
Результативность
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого – педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях, способствует гармоничному физическому развитию детей. В целом эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребенка. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволил избежать несчастных случаев.