Галина Метлина
Проект по ознакомлению с окружающим миром «От ниточки к ниточке — платье для куклы Ниночки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«От ниточки к ниточке-платье для Ниночки»
«Грандиозные вещи делаются
грандиозными средствами.
Одна природа делает
великое даром»
Герцен А. И.
Введение
Дошкольный период - важный этап в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к окружающему миру, ценностное и бережное отношение к окружающим его вещам. Ведь тенденцией нашего века является такое понятие как вещизм - люди не испытывают, в основной массе, недостатка в вещах и стремятся приобретать их, не задумываясь о их ценности. Вот поэтому основы культуры в поведении могут быть заложены лишь в процессе педагогически грамотно организованной деятельности. Сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают чувство эмпатии. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка.
Публикация «Проект по ознакомлению с окружающим миром „От ниточки к ниточке — платье для куклы Ниночки“» размещена в разделах
- Одеваем кукол. Куклы с одеждой
- Одежда, обувь, головные уборы
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
В рамках проекта создаются условия для занятия моделированием одежды. Ребенку предлагается заняться моделированием, который представляет собой процесс познания объектов на моделях с целью получения объяснения их сущности. Определяя направление работы, мы ориентировались на моделирование как на целостное занятие, в котором ребенок:
–может самостоятельно экспериментировать с материалом, который ему предлагается или он самостоятельно его выбрал;
– проверить, уточнить подлинность своих представлений о том или ином объекте в процессе создания новой формы;
– сформулировать свой замысел, исходя из личных побуждений, представлений и общих для всех детей условий осуществления деятельности;
– реально оценивать реализуемость своего замысла и уточнять его, исходя из своих личных возможностей, понимания и свойств материала.
Таким образом, при моделирование одежды у детей формируется эстетический вкус. И как следствие, красота одежды воспринимается ребёнком как единство формы и содержания.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы: - Ознакомление с видами тканей, одежды и их свойствами и ценностью для людей;
Проектом предусмотрен объект исследования и условия, при которых дети узнают свойства ткани и одежды. Предметом деятельности является процесс, при котором, дети овладевают новыми знаниями и умениями.
Актуальность
Дети входят в этот мир, думая, что всё, окружающее их, было всегда. И мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими качествами обладает предмет? И т. д.» И как же сделать так, чтобы у детей проснулся интерес к тому, с чем они соприкасаются каждый день?
Думаю, что создание такого проекта даст детям не только возможность понять из чего сделаны вещи, и какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека.
Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «От ниточки к ниточке-платье для Ниночки».
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности, обладающие ценностным отношением к труду других людей, умеющие проявлять чувство эмпатии, обладающие эстетическим вкусом.
Цель: Сформировать основные знания детей о том из чего сделаны вещи, о видах тканей (натуральных и искусственных, об их происхождении, ценностное и бережное отношение к вещам.
Задачи:
- Вызвать интерес у детей к материалу, из которого сделана их одежда;
- Узнать свойства различных тканей;
- Развивать умение, используя традиционную технику рисования изготавливать и украшать изделия из ткани, рисовать эскиз будущего изделия для куклы;
-Воспитывать бережное отношение к вещам, одежде, доброжелательное отношение друг к другу.
Аннотация
Педагогический проект «От ниточки к ниточке – платье для Ниночки!» предусматривает эстетическое просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о бережном отношении к вещам, повышению уровня знаний о происхождении тканей, технике изготовления одежды. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной компетентности дошкольника.
Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей и организациями по формированию правильного мировоззрения детей, которые основываются на формах совместной деятельности детей и взрослых. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов и по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Идея конструктивного взаимодействия детей и взрослых;
2. Идея проживания ситуации ребенком на примере взрослых;
3. Идея собственного творчества ребенка, без помощи взрослых.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Пути решения проекта :
• рассуждение и задумывание «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
Возможные риски
1. Недостаточная информационная и материальная база для проектной деятельности.
2. Низкая информационная культура родителей в области эстетического воспитания.
Возможное исправление ситуации
1. Создание условий для участников проекта в сфере самообразования и использование бросового материала;
2. Создать условия по формирования информационной культуры родителей в области эстетического воспитания посредством включения в воспитательно-образовательный процесс группы;
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, сотрудники ДОУ, родители, народные умельцы - мастера;
Вид проект : практико-ориентированный, творческий, познавательный;
Время реализации проекта : краткосрочный, 3 недели.
Предполагаемый результат реализации проекта.
Проявление сообразительности, смекалки;
удовлетворение от проведенных самостоятельно опытов, развитие интереса к событиям за рамками личного опыта.
сплоченность детского коллектива;
проявление самостоятельности в разнообразных видах деятельности;
стремление к проявлению творческой инициативы;
развитие умения самостоятельно добиваться заданной цели, умение обдумывать пути ее содержания.
Развитие способности к достаточно самостоятельному осуществлению познавательного - исследовательской деятельности;
Продукты проектной деятельности : рисунки, эскизы одежды для куклы –пупса, бумажная одежда для бумажной куклы, русская национальная одежда для кукол, рассказы детей.
Материально-техническое и методическое обеспечение проекта :
Предварительная работа воспитателя
Изучить и подбирать методическую и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
Подобрать материал и атрибуты для запланированных мероприятий.
Оформить материал для продуктивной деятельности.
Изготовление Лепбука на тему: «Моя Россия»
Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на 3 недели.
Этапы
1. Подготовительно-проектировочный этап
1) Создание условий для проведения занятий.
2) Проведение бесед с детьми с целью пополнения знаний по теме проекта.
2. Практический этап
1)мастер-класс по изготовлению наряда для кукол по эскизу детей, посещение мини-музея «Русская изба» где представлена экспозиция Русские народные куклы и куклы- обереги ;
2) Рассматривание картин художников, где изображены русские народные праздники
3)творческое занятие «Нарисуй-ка платье на праздник «Троица» - изготовление наряда для бумажной куклы;
4) занятие «Изучаем свойства тканей»;
3. Заключительный - результативный этап
1) Инсценировка детьми фрагмента из рассказа
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
2) Организация выставки «Такая разная одежда»
3) Изготовление альбома «Русская национальная одежда»
4) Раскраска: «Народы России»
5) Изготовление кукол в национальной одежде
6) Мастер-класс по изготовление обрядовых кукол
7) Изготовление альбома «История русских обрядовых кукол»
8) Посещение краеведческого музея районного значения
Тематическое планирование
Тема
образовательная
обл. Цели и задачи Содержание деятельности
Беседа «Откуда берется ткань для одежды?»-
Познание
Речь Коммуникация Познакомить детей с растением – хлопок, а также с этапами получения хлопчато-бумажной ткани.
Познакомить детей с технологией изготовления одежды в давние времена.
Познакомить детей с приспособлениями, которые использовались для получения льняных полотен
1. «Чудо растения – лен и хлопок»
2. «Как шили одежду в древние времена»
3. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»
4. Посещение мини- музея «Русская изба»
5. Посещение районного краеведческого музея
Беседа
«Какая бывает одежда?»-
Познание
Речь Коммуникация
Худ. творчество Расширить представления детей о многообразии видов одежды.
Развитие познавательных интересов в области вещей, окружающих человека в повседневной жизни.
1. Изучение книг по истории костюма (В. Брун, М. Тильке «История костюма от древности до Нового времени»; М. Аксенова, Е. Дукельская, Т. Евсеева «Мода и стиль»
2. Дидактическая игра «Это все одежда»
3. Самостоятельная деятельность детей «Я - дизайнер»
Кто и как шьет одежду?-
Познание
Речь Коммуникация
Худ. творчество Воспитание уважения к труду взрослых.
Познакомить детей с профессиями : дизайнер, художник-модельер, художник по костюмам, швея.
Воспитывать аккуратность в одежде. 1. Экскурсия в мини-музей «Русская изба» на экспозицию: «Русские народные куклы и обереги»
2. «Новый наряд для куклы Ниночки»
3. Наблюдение за деятельностью швеи
Я самостоятельно изготавливаю одежду-
Познание
Речь Коммуникация
Худ. творчество Развивать умение самостоятельно изготавли-вать наряды для бумажной куклы 1. Творческое занятие
«Нарисуй-ка платье на праздник»-изготовление наряда для бумажной куклы;
Итоговое мероприятие -Речь Коммуникация Худ. творчество
Развитие познавательных интересов в области вещей, окружающих человека в повседневной жизни.
Инсценировка фрагмента
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Организация выставки «Такая разная одежда»;
Выводы:
Проект может стать импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами развития и воспитания подрастающего поколения.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только научиться, детям самостоятельно экспериментировать, но и даст толчок для воспитания бережного отношения к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых.
Литература:
1. Браун В., М. Тильке история костюма от древности до Нового времени. – М. : Эксмо, 1997 – 463с.
2. Мода и Стиль. Серия «Современная энциклопедия». Под ред. В. Володин. – М. : Аванта +, 2002. – 482с.
3. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб. :«Детство-пресс», 2002. 160с.
4. Одинцова Л. И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. : ООО ТЦ Сфера, 2012 – 128с.