Получи документы

Проект по экспериментированию с детьми второй младшей группы «Неизведанное рядом»

Сорокина Татьяна Васильевна
Проект по экспериментированию с детьми второй младшей группы «Неизведанное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 20

города Воткинска Удмуртской Республики

Проект

Опытно – экспериментальная деятельность

с детьми II младшей группы

«Неизведанное рядом»

2022 г.

Актуальность проекта : Дети не имеют представления об окружающем их живом и не живом мире, а также о том, что такое опыт и экспериментальная деятельность, как она осуществляется, на что направлена и для чего необходима.

Публикация «Проект по экспериментированию с детьми второй младшей группы „Неизведанное рядом“» размещена в разделах

Цель проекта : Формирование и развитие у детей интереса к окружающему их как живому, так и не живому миру, к опытнической и исследовательской деятельности по исследованию окружающего мира (земля, вода, воздух, снег, лёд, глина, почва, ветер, растения, бумага, ткань, дерево, железо и т. д.)

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с окружающим их живым и не живым миром.

2. Расширять знания детей о явлениях в живой и не живой природе.

3. Познакомить детей с процессом проведения элементарного опыта и экспериментальной деятельности.

4. Обогащать представления детей о необходимости тепла, света, влаги и почвы для роста растений.

5. Учить детей проводить элементарные опыты под наблюдением взрослого, делать выводы, умозаключения.

6. Способствовать развитию самостоятельности, любознательности, интереса, поощрять вариативность.

7. Развивать связную речь через составление описательных рассказов.

8. Обогатить словарь детей за счёт обозначения качеств (цвет, форма, величина).

9. Развивать чувство ответственности за благополучное проведение опыта с живой природой (растения) и всегда помнить, что растению не должно быть плохо от проводимого опыта.

10. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения, происходящие во время опыта, учить связывать их с условиями, которые повлияли на эти изменения (лёд в тепле тает и т. д.).

11. Развивать познавательную активность детей.

Предполагаемый результат:

1. Дети познакомятся с окружающим их живым и не живым миром.

2. С помощью опытно – исследовательской работы дети смогут выявить разнообразие, характерные качества и свойства явлений живой и не живой природы (вода не имеет цвета, запаха и формы).

3. У детей будет сформировано представление о том, что такое опыт и экспериментальная деятельность.

4. Формирование у детей ответственности к проведению экспериментальной деятельности.

5. Создание фотоальбома «Это очень интересно!», а также запись детских рассказов о запомнившемся им опыте.

6. Создание картотеки опытов и экспериментов.

7. Активное участие родителей в реализации проекта (подбор приборов и материалов для мини-лаборатории).

Вид проекта : информационно – практико – ориентированный

Продолжительность проекта : средней продолжительности (сентябрь – май)

Руководители проекта : воспитатель Сорокина Т. В.

Участники проекта : воспитатели и воспитанники группы (дети младшего дошкольного возраста, а также родители воспитанников.

Предметно – пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лаборатории в детском саду

В мини-лаборатории может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для природного и бросового материала.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода», и ёмкость для песка и воды и т. д.).

Приборы и оборудование для мини-лаборатории:

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, верёвки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонари, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колёсики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.

2. Ё мкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной величины и формы, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (жёлуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки, магниты, свечи, стекло, зеркала и т. д.).

4. Неструктурированный материал: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.

Материалы для организации экспериментирования в младшей группе :

1. Бусинки, пуговицы.

2. Верёвки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

9. Фотоплёнки.

10. Полиэтиленовые пакетики.

11. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

12. Спилы дерева.

13. Вата, синтепон.

14. Деревянные катушки.

15. Киндер-сюрпризы.

16. Глина, песок.

17. Вода и пищевые красители.

18. Бумага разных сортов.

19. Ткань разных видов.

20. Линзы, лупы.

Алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели и задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятии, памяти, мышления («Чудесный мешочек», «Узнай по звуку» и т. д.).

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом возраста детей.

7. Обобщение результатов, наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Интеграция опытно – экспериментальной деятельности

с образовательными областями

№ ОО Опытно-экспериментальная деятельность

1 Труд Дать представление детям о труде людей, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью, познакомить с профессиями людей, работающих в лабораториях.

Поддерживать интерес к труду, желание трудиться, получать удовольствие от труда.

Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате.

2 Познание Способствовать развитию познавательных способностей у детей, дать представление о том, что такое опыт, эксперимент; как правильно его проводить, какие правила необходимо соблюдать, для чего он нужен и на что направлен; показать разнообразие оборудования и материалов, необходимых для проведения опытно-экспериментальной деятельности, чем они похожи и чем отличаются; познакомить с самым главным правилом проведения опытов и экспериментов «НЕ НАВРЕДИТЬ!».

3 Коммуникация Способствовать развитию у тетей таких коммуникативных навыков как внимательно слушать, задавать вопросы, делиться собственным мнением, рассуждать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Способствовать развитию монологической речи при составлении описательных рассказов, пополнять и активизировать словарный запас детей; учить отвечать на вопросы небольшими предложениями.

Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, помогать логично и понятно высказывать суждение. Расширять представления о предметах, явлениях. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.

4 Чтение художественной

литературы Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений об окружающем мире; учить детей выразительно читать стихотворения, понимать смысл произносимы слов; вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение; поддерживать интерес к чтению, умение внимательно слушать и слышать.

5 Художественное

творчество Продолжать учить детей рисовать, лепить и выполнять аппликацию на тему окружающего мира (мир живой и неживой природы); развивать умение детей передавать в своей работе характерные особенности объектов живой и неживой природы; развивать мелкую моторику рук, а также знания, умения и навыки; воображение и творчество.

6 Социализация Способствовать формированию у детей знаний об окружающем их живом и неживом мире; развивать знания детей о процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности; о профессиях людей, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью; воспитывать уважение к этим профессиям и труду взрослых.

Учить детей взаимодействовать друг с другом, не ссориться, выполнять действия дружно и с удовольствием.

Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил. Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов

7 Здоровье Познакомить детей с полезными свойствами объектов живой и неживой природы (солнце, воздух и вода, растения и т. д.) : что они в себе содержат, чем полезны и где используются; способствовать формированию детей представлений о здоровье.

8 Физическая

культура Способствовать развитию у детей физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости и т. д., дать понятие о том, что они необходимы для укрепления здоровья;

развивать двигательную активность детей, умение и желание играть в подвижные игры, выполнять физические упражнения.

9 Безопасность Познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытно-экспериментальной деятельности, учить правильно пользоваться оборудованием и материалами (баночки, бутылочки, ножницы, пищевые красители, зеркала и т. д., соблюдая технику безопасности

I Блок – «Мир вокруг нас»

(опыты с различными материалами)

1. «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить детей с органами чувств и их назначением.

2. «Волшебные дощечки»

Цель: учить определять с помощью пальцев форму и структуру поверхностей.

3. «Что в коробке?»

Цель: познакомить детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа и т. д., показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Лёгкий – тяжёлый»

Цель: показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

5. «Найди по звуку»

Цель: научить определять и различать издаваемые шумовые звуки.

6. «Бумага, её качества и свойства»

Цель: научит детей узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять её качества (цвет, гладкость, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит).

7. «Поплывёт – не поплывёт»

Цель: продолжать развивать представление о весе предметов.

8. «Древесина, её качества и свойства»

Цель: учить детей узнавать предметы из древесины, определять её качества (твёрдость, структуру поверхности, толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде).

9. «Ткань, её качества и свойства»

Цель: учить детей узнавать предметы из ткани, определять её качества (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнётся, режется, намокает, горит).

10. «Ткань и бумага»

Цель: учить сравнивать качества и свойства бумаги и ткани, определять

сходства и различия.

11. «Ткань и древесина»

Цель: учить сравнивать качества и свойства ткани и древесины.

II Блок – «Волшебница – вода»

(опыты и эксперименты с водой)

1. «Узнаем, какая вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без цвета, вкуса, запаха).

2. «Окрашивание воды»

Цель: продолжать выявлять свойства воды (вода прозрачная, но может менять окраску, когда в ней растворяются определённые вещества).

3. «Как воду превратить в лёд?»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды (превращается в лёд при низких температурах).

4. «Какой формы вода?»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды (вода принимает форму сосуда в котором находиться).

5. «Изготовление цветных льдинок»

Цель: продолжать знакомить с такими свойствами воды как окрашивание и замораживание.

6. «Плавает – тонет»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды (лёгкие предметы остаются на поверхности воды, а тяжёлые тонут).

7. «Спрячь пуговку»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды (в прозрачной воде предметы видны, а в окрашенной – нет).

8. «Принеси воды в колечке»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды (жидкая, текучая).

9. «Напоим Мишку»

Цель: показать, что количество воды зависит от сосуда в котором она находится.

10. «Лодочка»

Цель: продолжать знакомить с таким свойством воды как впитывае –

мость, показать, что происходить с предметами, напитанными водой.

11. «Вымоем руки»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды (вода растворяет некоторые вещества) и показать, что вода помогает мылу мылиться.

12. «Вода нужна растениям»

Цель: показать потребность растений в воде.

III Блок – «Живая и не живая природа»

(опыты с почвой, песком, глиной, воздухом, снегом)

1. «Поиграем с ветерком»

Цель: обнаружить движение воздуха в природе (ветер)

2. «Поиграем с солнышком»

Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (тёмные или светлые, где это происходит быстрее (на солнце или в тени).

3. «Свойства песка»

Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, лёгкий, сыплется, пропускает воду, слипается. Темнее, когда мокрый).

4. «Почему осенью бывает грязно?»

Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

5. «Глина, её свойства и качества»

Цель: познакомить со свойствами глины (мягкость, пластичность, степь прочности, бьётся, размокает, мнётся и т. д.).

6. «Снег, какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега (белый, пушистый, холодный)

7. «Игры с соломинкой»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его лёгкими, воздух нельзя потрогать и увидеть.

8. «Как из снега получить воду?»

Цель: продолжать знакомить со свойствами снега (тает в тепле).

9. «Лёд – что это такое?»

Цель: познакомить со льдом и его свойствами (это твёрдая вода).

10. «Посадка лука»

Цель: уточнить представление о луковице, показать необходимость света

и воды для роста и развития растений.

11. «Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч

солнечного света, отражённого от зеркальной поверхности.

12. «Что в пакете?»

Цель: дать понятие о том, что воздух находится вокруг нас.

13. «Веточка берёзы»

Цель: наблюдать за появление листиков на ветке берёзы.

14. «Пирожки для Мишки»

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка.

Перспективны план работы

по опытно – экспериментальной деятельности

Сентябрь - «Чудесный мешочек»

- «Что в коробке?»

- «Волшебные дощечки»

- «Найди по звуку»

Октябрь - «Узнаем какая вода?»

- «Окрашивание воды»

- «Какой формы вода?»

- «Как воду превратить в лёд?»

Ноябрь - «Поиграем с ветерком»

- «Почему осенью бывает грязно?»

- «Игры с соломинкой»

- «Что в пакете?»

Декабрь - «Снег – какой он?»

- «Как из снега получить воду?»

- «Лёд – что это такое?»

- «Цветные льдинки».

Январь - «Лёгкий – тяжёлый»

- «Поплывёт – не поплывёт»

- «Спрячь пуговицу»

- «Вода нужна растениям»

Февраль - «Ткань, её качества и свойства»

- «Древесина, её качества и свойства»

- «Бумага, её качества и свойства»

- «Ткань и бумага»

Март - «Здравствуй, солнечный зайчик»

- «Веточка вербы»

- «Посадка лука»

- «Поиграем с солнышком»

Апрель - «Принеси воды в колечке»

- «Напоим Мишку»

- «Лодочка»

- «Вымоем руки»

Май - «Плавает – тонет»

- «Песок, его свойства и качества»

- «Глина, её свойства и качества»

- «Пирожки для Мишки»

Результаты проекта

В результате реализации данного проекта, дети:

• познакомились с такими понятиями как опыт и эксперимент;

• познакомились с процессом и правилами проведения опытов и экспериментов : подготовка места для проведения опыта, подбор необходимого материала и оборудования;

• получили представление об окружающем их живом и не живом мире, о том, что для полноценного роста и развития всем растениям необходим свет, тепло и влага;

• научились самостоятельно проводить элементарные опыты;

• познакомились с правилами техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;

• был создан фотоальбом «Это очень интересно!»;

• создана картотека опытов и экспериментов.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о создании фотогазеты «Рядом, с мамочкой моей!» с детьми средней группыФотоотчёт о создании фотогазеты «Рядом, с мамочкой моей!» с детьми средней группы День Матери празднуется в РоссииЭто молодой праздник, его отмечают в последнее воскресение ноября, в этом году его отмечали 24 ноября. Это.

Интегрированный краткосрочный проект с детьми второй младшей группы «Репка»Интегрированный краткосрочный проект с детьми второй младшей группы «Репка» Образовательная деятельность: интеграция образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие,.

Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе «Волшебная бумага»Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе «Волшебная бумага» Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе "Волшебная бумага" Цель: познакомить детей с основными свойствами бумаги.

Конспект занятия по экспериментированию «Бутон» во второй младшей группеКонспект занятия по экспериментированию «Бутон» во второй младшей группе Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по экспериментированию во второй младшей группе. Цель: продолжать.

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебная вода» во второй младшей группеКонспект занятия по экспериментированию «Волшебная вода» во второй младшей группе Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по экспериментированию «Волшебная вода» Цель: дать представление.

Мини-проект с детьми второй младшей группы «Репка»Мини-проект с детьми второй младшей группы «Репка» Образовательная деятельность: интеграция образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие,.

Проект для второй младшей группы «Наши зубки»Проект для второй младшей группы «Наши зубки» Название проекта: «Наши зубки!» Продолжительность проекта: 1 неделя Тип проекта: познавательно-практический Участники проекта: дети 2.

Проект «Моя семья» с детьми второй группы раннего возрастаПроект «Моя семья» с детьми второй группы раннего возраста Актуальность темы заключается в том, что она помогает детям получить более широкие знания о семье. Формировать осознанное представление.

Проект «Сказки о медведях» с детьми второй младшей группыПроект «Сказки о медведях» с детьми второй младшей группы ЦЕЛЬ: создание условий, для приобщения детей к художественной литературе. ЗАДАЧИ: - Познакомить со сказками и стихотворениями о медведях.

Проект «Умные игры» для второй младшей группы Проект «Умные игры», краткосрочный практико-ориентированный проект для второй младшей группы Проблема: внешний интерес детей и родителей.

Автор публикации:
Проект по экспериментированию с детьми второй младшей группы «Неизведанное рядом»
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 21:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по экспериментированию с детьми второй младшей группы «Неизведанное рядом»» (включая файлы) размещена пользователем Сорокина Татьяна Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД