Алевтина Ларина
Проект «С чего начинается Родина?» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Разработали: Ст. воспитатель: Ларина А. В.
Воспитатель: Чеверикина А. О.
г. Родники, 2019 год
Паспорт проекта
1. Наименование проекта «С чего начинается Родина?»
2. Участники и исполнители основных мероприятий проекта
Участники и исполнители: дети и родители средней группы «Буратино»
3. Вид проекта Творческо-информационный
Публикация «Проект „С чего начинается Родина?“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
4. Цель проекта Формирование нравственно-патриотических чувств через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране.
5. Задачи проекта
1) Создание условий, обеспечивающих познание ребенком ценностей культуры родного города;
2) Формирование у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и городе в котором они живут, о стране;
3) Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности;
4) Воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
5) Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями.
6. Актуальность ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Примерная образовательная программа дошкольного образования акцентируют внимание на работе по воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу.
7. Сроки и этапы реализации проекта 1 этап. Организационно – подготовительный (август 2017г. - сентябрь 2018г.)
2 этап. Основной (октябрь 2017г. – май 2019 г.)
3 этап. Заключительный (август 2019г.)
8. Структура и содержание проекта Проект состоит из шести взаимосвязанных разделов:
1. «С чего начинается Родина?»
2. «Мой дом, моя семья – это Родина моя»
3.«Мой детский сад – это Родина моя»
4. «Моя улица – это Родина моя»
5. «Мой г. Родники – это Родина моя»
6. «Моя страна Россия – это Родина моя»
9. Ожидаемые результаты реализации проекта 1) Создание условий для развития и обогащения образовательного пространства ДОУ, повышение качества образования в соответствии с ФГОС.
2) Систематизирование материала по теме, который обогатит знания детей, создаст предпосылки поисковой деятельности (умение выполнять творческие задания вместе с родителями, добывая информацию из различных источников, интеллектуальной инициативы, будет способствовать активному формированию интегративных качеств личности дошкольника, ключевых компетенций (коммуникативная деятельность, социальная, информационная, здоровьесберегающая, развитию познавательных, речевых, творческих способностей детей, позволит добиться устойчивых результатов в воспитании у дошкольников ценностного отношения к труду, что в итоге, отразиться на формировании готовности к обучению школе, социальной адаптации ребенка в обществе.
3) Оформление полки избыточной информации «Россия - Родина моя»; тесное взаимодействие между родителями, участниками проекта и образовательным процессом МКДОУ.
Сформированность ресурсной базы ДОУ
Для реализации проекта в группе создана предметно-пространственная среда, т. е. условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей.
Созданная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, группы, а также игрового участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с целями и задачами проекта.
Пространство группы не делится на «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определенным видом деятельности. Отсутствие жесткого зонирования средового окружения имеет принципиальное значение, так как развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не от предмета, а от замысла к результату с использованием предмета.
В качестве системообразующих элементов среды выступают разные виды детской деятельности: игровая, конструктивная, трудовая, познавательная, двигательная, художественно-эстетическая, коммуникативная.
Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы, позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию, а также даёт возможность организации пространства группы и предметной среды по тематическому принципу.
• игротека подвижных и дидактических народных игр;
• картотека детской художественной литературы на военную тематику, животных, о Родине;
• карты нашей страны, области, района;
• дидактические игры «Моя семья», «Животные нашего леса» «Государственные праздники»;
• альбомы «Времена года», «Семья», «Птицы, животные и растения нашего края», «Профессии», «Путь в детский сад», «Чей флаг», «Что лишнее», «Права и обязанности детей» и другие;
• игротека народных и спортивных игр;
• «полка избыточной информации», «Символы России», куда входят: символика страны, области, родного края; альбомы с фотографиями столицы, области, страны;
• серии картин «Кем быть», «Нам нужен мир», «Наша Родина», «Российская армия», «Детям о хлебе», «Мой дом», «Потешки»;
• настольные театры по русским народным сказкам, театр ложек, теневой, пальчиковый; вязанной, резиновой, соломенной игрушки и др. ;
• сюжетно – ролевые игры (атрибуты к ним) : «Семья», «Строительная компания», «Библиотека», «Больница», «Салон красоты», и др. ;
• наборы сюжетных картинок, знакомящие дошкольников с народными традициями;
• аудиотека народных мелодий, видеотека презентаций для детей «Золотое кольцо России», «Природа России» и т. д. ;
• репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина и др. Разработана серия занятий по циклам: «Народные промыслы и традиции», «Православные праздники», «Платье для куклы Маши», «Узоры для праздника»;
Правильно организованная среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства.
Содержание проектной деятельности
Время проведения Тема Цели Форма проведения
Сентябрь «Знаешь ли ты свой город?» Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию. Беседа, анкетирование.
«Угадай где я нахожусь?» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Дидактическая игра.
«Где я отдыхал летом?» Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке. Изобразительная деятельность.
Октябрь «Знай и люби природу родного края». Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. Дидактическая игра.
«Птицы родного края» Формирование знаний о птицах и животных родного края, поиск необходимой информации совместно с родителями. Изготовление альбома.
«Животные родного края».
«История русского хлеба». Познакомить детей с выращиванием хлеба. Оформление альбома.
Ноябрь «Русская изба». Знакомить с историей строительства домов. Наглядное пособие.
«Вот какая моя семья большая». Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому. Изобразительная деятельность.
«Наши семейные традиции». Активизировать роль семейной традиции в гармоничном развитии личности ребенка. Анкетирование родителей и детей.
«Я знаю героев своей семьи!» Совместно с родителями познакомить детей с историей предков, участвующих в ВОВ. Оформление семейного древа.
Декабрь «Все профессии важны…» Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда. Сюжетно-ролевые игры.
«Угадай профессии». Учить детей сравнивать профессии разных людей. Сюжетно-ролевые игры.
«Детский сад мой второй дом». Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад). Экскурсия по детскому саду.
«Мои друзья». Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. Коллективное творчество.
Январь «Улицы родного города». Учить передавать красоту родного города. Изобразительная деятельность.
«Центральная улица города».
Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото, и современную. Дидактическая игра.
«Достопримечательности родного города». Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Экскурсия.
«Придумай названия будущим улицам». Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали. Творческое занятие.
Февраль «История русской печи». Расширять знания детей о происхождении русской печи. Наглядное пособие.
«История русской народной песни». Познакомить детей с возникновением русской народной песней. Наглядное пособие.
«История русской народной одежды». Познакомить детей с достоянием культуры народа. Наглядное пособие.
«История старинной посуды». Расширять знания детей о предметах старины. Оформление уголка старины.
Март «История возникновения родного города». Познакомить детей с историей возникновения города, его постройками. Воспитывать интерес к истории города. Занятие.
«Мой город - моя гордость». Познакомить родителей с историей образования края и его достижениями. Оформление стенда для родителей.
«Памятники родного города». Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Наглядное пособие.
«Родники – моя малая Родина». Продолжать воспитывать у детей чувства любви к малой Родине, родному городу. Презентация.
Апрель «Наша родина - Россия». Закрепление знаний детей о названии нашей страны, столицы. Наглядное пособие.
«Символика России». Познакомить детей с символикой России. Оформление патриотического уголка.
«Начинается Москва как известно от Кремля». Познакомить детей со столицей нашей Родины. Изобразительная деятельность.
«Эти мудрые русские сказки». Расширять знания о величайшем богатстве русской народной культуры – сказками. Чтение.
Май «Наши защитники». Осуществление гендарного воспитания (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам, как будущим защитникам Родины Экскурсия.
«Государственные праздники». воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ. Утренники.
«Страна где мы живем». Обучение детей ответам на вопросы полным предложением. Воспитание любви к Родине. Беседа.
«С чего начинается Родина?» Закрепить представление о своей малой родине и России. Квест игра по городу.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
На основе изученных проблем детей постановка цели проекта :
1) Разработка плана движения цели.
2) Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
3) Составление плана – схемы проекта.
4) Сбор, накопление материала.
5) Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.
6) Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.
Разработка этапа общественной презентации проекта.
Сотрудничество с родителями :
1) Проведение совместной экскурсии к достопримечательностям города;
2) Совместная продуктивная деятельность;
3) Совместная трудовая деятельность;
4) Сбор интересной информации о городе;
5) Совместная деятельность родителей и детей (домашнее задание).
Ресурсное обеспечение проекта : наглядный материал, музыкальное сопровождение, материал для изобразительного деятельности.
Структура содержания проекта
«С чего начинается Родина»
1) Беседы: «Что такое Родина?», «Русская берёзка – символ Родины моей», «Главные праздники моей России» и «Москва – столица нашей родины»;
2) Рассматривание карт: города, края, страны;
3) Рассматривание энциклопедий: «Моя Родина», «Народы России»;
4) Слушание и разучивание слов песен: И. П. Ларионов «Калинка», РНП «Во поле берёзка стояла», М. Матусовский «С чего начинается Родина»;
5) Д/ И: «Путешествие по городу», «Собери флаг», «Найди лист берёзы», «Профессии», «Чей инструмент?», «Моя армия». Домино: «Военная техника»;
6) Р/ И: «Гуляй да присматривай», продолжи: «Я люблю свой город…»(край, страну);
7) Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница»;
8) Рисование: «Берёзовая роща», «Флаг моей страны»;
9) Консультации: «С чего начинается Родина», «Семейные традиции»;
10) Подбор фотографий: «Мой город», «Наш семейный отдых»; художественной литературы.
«Мой дом, моя семья – это Родина моя»
1) Познавательное занятие «Моя семья»;
2) Беседа «Мой дом»;
3) Составление рассказов на тему: «Моя семья»;
4) Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы»;
5)Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»;
6) Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»; Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка;
7) Прослушивание аудиозаписей: «Разноцветная семья», «Вся моя семья»;
8) Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья";
9) Пальчиковая гимнастика «Семья»;
10) Сотворчество детей с родителями : «Родословное древо нашей семьи».
«Мой детский сад – это Родина моя».
1) Д/И «Все профессии важны…»; «Угадай профессии»;
2) Лепка «Детский сад мой второй дом»;
3) Экскурсия в медицинский кабинет;
4) Сюжетно – ролевые игры «Мои друзья»;
5) Беседа: «Я люблю свой детский сад, потому что…»;
6) Рассматривание фотографий «Наши праздники».
«Моя улица – это Родина моя»
1) Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»;
2) Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада;
3) Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем»;
4) Рассматривание дидактической картины «Петрушка почтальон»;
5) Конструирование «Дома на нашей улице»;
6) Малоподвижная игра «Колечко»;
7) П/И «Автобусы»;
8) Сюжетно-ролевая игра «Почта»;
9) Д/И «Улица, на которой я живу»;
10) Д/И «Перекрёсток» использование макета микрорайона;
11) Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!».
«Мой г. Родники – это Родина моя»
1) Чтение казачьей сказки «Кто работает тот и ест»;
2) Познавательная беседа «Знаешь ли ты кто твои соседи»;
3) Заучивание стихотворений У. Камышной «Степная даль», «Наш край донской богат» Костарев;
4) Коллективная лепка «Степные животные»;
5) Прослушивание казачьей песни «Родимая моя сторонушка», «Русская зима», «Как при лужке при лужке», «Как за Домом, за рекой»;
6) Хороводная игра «Синички-сестрички»;
7) П/И «Коршун», «Карусель», «Уточка и селезень»;
8) Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край»;
9) Дидактическая игра «Заселим реку Дон»;
10) Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»;
11) Фоторепортаж «Это мой, это твой, это наш край»;
12) Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну»;
13) Стенгазета «Памятники защитникам Отечества в нашей области».
«Моя страна Россия – это Родина моя»
1) Рассказ воспитателя «Символы России»;
2) Презентация «Символы России»;
3) Чтение о Москве;
4) Рассматривание иллюстраций о былинных героях;
5) Презентация «Русский народный костюм»;
6) Познавательное занятие «Россия – Родина моя»;
7) Интегрированное занятие «Города-герои» Лепка: «Флаг России»;
8) Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»;
9) Прослушивание: гимна РФ, народных песен;
10) Аппликация «Лоскутная сказка» Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «Гори, гори ясно»;
11) Д/И «Народные промыслы»;
12) Режиссерская игра «Армия»;
13) Просмотр мультфильма «Мы живём в России»;
14) Чтение русских народных сказок: «Ночь на Ивана Купалу», «По щучьему веленью».
Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы, проводится в совместной деятельности взрослого с детьми в ходе специально организованных образовательных ситуаций и в самостоятельной свободной деятельности детей.
Результат работы проекта
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что в результате мероприятий, которые были проведены, был получен положительный результат.
Создана предметно – пространственная развивающая среда
Наработан консультативно – практический материал для родителей и педагогов по данной теме.
Дети стали ярко проявлять выраженный интерес к достопримечательностям города, края, к символам страны.
Развилось чувство гордости за свою страну, «малую Родину».
Проект дал возможность :
- реализовать творческие возможности не только детей, но и их родителей,
- привлекать внимание взрослых и детей к интересным общественным явлениям,
- стремиться к исследованию объектов живой природы,
- делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
В процессе работы над проектом родители и дети, педагог стали одной командой. Родители стали активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых в детском саду
Используемая литература:
Закон "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 N 273-ФЗ
Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ,