Ирина Колоколова
Проект «C 8 Марта!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Мама — первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Песня из к/ф «Мама»
Мама — это начало нашей жизни, самый тёплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Порой мы забываем говорить мамам самые нежные слова, признаваться им в любви, но мы знаем пока у нас есть мама — мы находимся под защитой ангела-хранителя. В её сердце живёт к своим детям бесконечная любовь, тревога и всепрощение. Задача педагогов стремиться сформировать у детей желание заботится о мамах, радовать их хорошими поступками, баловать ласковыми и нежными словами, преподносить подарки, не купленные в магазине, а сделанные своими руками.
Публикация «Проект „C 8 Марта!“» размещена в разделах
- Международный женский день. 8 марта
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Поздравить маму – это подарить не просто подарок, а красивую вещицу, которую она, несомненно, будет хранить долго, и вспоминать своего малыша с радостью и любовью.
Дошкольный возраст — благодатный период для нравственного развития личности. Знакомясь с нормами и правилами поведения, дошкольники учатся и нравственным основам. Современные дети порой не понимают своего внутреннего состояния, они не знакомы с такими понятиями, как забота, сочувствие, сопереживание, щедрость и взаимовыручка.
Педагогика в области нравственного воспитания выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение.
Нравственность – это совокупность требований, правил и норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Нравственность выполняет незаменимую для человека роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в общественной жизни.
Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.
Овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс. Основа нравственного воспитания закладывается у ребенка внутри семьи, в отношении в ней друг к другу всех членов семьи.
Изучив теоретический материал по данному вопросу [12], становится видна актуальность проектной деятельности направленной на повышение уровня нравственного воспитания у детей с самого детского сада.
Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Поэтому невозможно поспорить с тем, что 8 МАРТА — праздник вечности.
Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию и нравственности.
8 МАРТА отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству, объединяет все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины – Матери.
Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нем. Но если ребенок не приобретет впервые годы своей жизни опыта сопереживания, заботы о самом близком человеке, вряд ли он вырастет чутким и внимательным. Недаром народная мудрость гласит: «Сердце матери – в детях, а сердце ребенка – в игрушках и камешках», поэтому воспитание любви к матери – одна из самых важных задач, которая стоит перед нами, педагогами. День современной мамы расписан буквально по минутам. При этом время на общение с ребенком, к сожалению, сводится к минимуму. С детьми в самые важные моменты их жизни, в лучшем случае, находятся бабушки, а то и няни. Учитывая это, роль совместных с родителями мероприятий в ДОУ значительно возрастает.
Дети подготовительной группы вместе со своим воспитателями, устроили в этот день праздник для своих мам. Ведь праздник – не только радость, но и деятельность, направленная на эмоциональную разрядку, и на реализацию социальных требований. Учитывая занятость родителей в современном мире, значительно возрастает роль совместных с родителями мероприятий в ДОУ, а именно празднование традиционных праздников в интересной для всех форме и различных мероприятий в развлекательной форме.
Дети читали стихи, разыгрывали сценки, играли вместе со своими мамами и прочее. Особо запомнились «семейные выступления». С любопытством рассматривали мамы экспозицию фотографий «Я помогаю мамочке», выполненную из фотографий, принесенных детьми из дома, либо из фотографий выполненных в группе. А далее в группе состоялось чаепитие.
Принципы построения педагогического процесса:
1. Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю.
2. Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о нравственных нормах поведения, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
3. Принцип интегративности
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с детьми является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. А так же объединить детей общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.
Повышение интереса к патриотизму и формирование личностных качеств ребенка в современных условиях жизни является важной, целенаправленной и спланированной работой на протяжении всего дошкольного возраста. Это целый комплекс мероприятий, которые проводятся воспитателями группы, родителями воспитанников группы, преподавателем по физическому воспитанию, музыкальным руководителем.
Цель:
Воспитывать дошкольников как нравственную личность через формирование представление о государственном празднике нашей страны 8 МАРТА и прививать трепетное отношение к маме.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения праздника 8 Марта
Учить детей анализировать произведения о мамах
Развивать грамотную речь, при составлении описательного характера о мамах
Вызывать желание детей создавать подарки к празднику своими руками
Развитие мелкой моторики
Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе и любят друг друга.
Воспитывать желание, заботиться о близких.
формировать у детей целостное представление образа матери – хранительнице домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.
Углублять знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений.
Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контактов между родителями и работниками детского сада.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в ООД, в играх, в труде, в быту и т. д. И все это еще формирует взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Этапы реализации проекта
Первый этап (поисково-аналитический, подготовительный) - мы обозначили проблему: что мы знаем о празднике День мам? Что хотели бы узнать о нем? Как и из каких источников, мы можем получить информацию?
Второй этап (практический) - был насыщен разными видами совместной и самостоятельной деятельности детей.
Проведена ООД с использованием чтения художественной литературы такой, как: А. Барто «Разлука», «Мама поёт», Н. Саконская «Разговор о маме», Б. Емельянов «Мамины руки», В. Берестов «Праздник мам», Е. Благинина «Мамин день», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» и т. д.
Третий этап – состоит из обмена мнениями и проводился совместно с детьми и родителями.
Результатами реализации проекта стали :
оформление фотовыставки на тему: «Я помогаю мамочке»;
организация досуга «Дорогие мамочки, мы вас любим!»;
организация праздника «8 МАРТА».
Родители пришли к единому мнению — их участие в проекте позволило установить содержательное взаимодействие с детьми и педагогами, больше наладить сотрудничество детского сада и семьи.
Результаты работы по реализации проектной технологии в формировании воспитания дошкольника как нравственную личность подтверждает высокий развивающий эффект отобранного содержания знаний и целесообразность системы педагогической работы на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.
Формы работы по проекту :
- работа с детьми:
1. чтение и рассматривание художественной литературы.
2. беседы о маме
3. Игры
4. Коллективная работа детей и воспитателей над изготовлением подарков мамам к 8 МАРТУ
-работа с родителями:
1. подбор художественной литературы;
2. совместные праздники и развлечения
1. консультации на тему «Ребенок и его семья», «Нравственное воспитание детей»
3. Изготовление воспитателями стен газеты в подарок мамам своих воспитанников.
Структура и содержание проекта.
В данном проекте представлены :
перспективный план работы на;
консультации для родителей;
фотографии;
анкетирование родителей;
конспекты ООД.
Педагогический проект рассчитан на старший дошкольный возраст детского сада. По характеру контактов является открытым: к работе над проектом привлекаются родители воспитанников детского сада.
По типу проект является кратковременным, групповым, творческо-поисковым.
Срок реализации проекта : 2 недели марта.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Ожидаемые результаты:
Воспитанник:
Компетенции:
- научились ценить и уважать мам и бабушек;
- умеют проявлять инициативу и ответственность в помощи мамам и бабушкам;
- углубить знание детей о роли мамы и бабушки в их жизни.
Коммуникативные навыки:
- развитие речи детей через выразительное чтение стихов и составление рассказов о маме;
- воспитывать любовь и уважение к маме.
Социализация:
-вступают с удовольствием в диалогическое общение, приобрели и закрепили навык социального общения с взрослыми;
- получают удовольствие от совместной деятельности с взрослыми;
- получают положительные эмоции от праздников и развлечений.
Содержанием нравственного воспитания является формирование нравственных качеств дошкольника: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности и т. д. Методы реализации этих задач разделяют на 2 направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок [10, с. 33].
К методам первого направления, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:
• воспитание нравственных привычек;
• пример взрослого или других детей;
• целенаправленные наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, ООД, труда и т. д.
Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность, выслушивание, смех над шутками ребенка – все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка [9, с. 69];
• совместная игра.
Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и в организации ООД.
Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят:
• беседа воспитателя на этические темы. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта [9, с. 72];
• чтение и анализ художественных произведений, например, В. А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К. Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности необходимо включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки, организуем выставки работ [9, с. 72-73];
• рассматривание и обсуждение картин;
• метод убеждения и метод поощрений и наказаний[10, с. 41].
Итак, большое значение в нравственном воспитании старших дошкольников придается формированию нравственных представлений. Освоение нравственных представлений помогает ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость выполнения требований и норм, формирует нравственные оценки и мотивы поведения. В процессе обучения и воспитания дети 6 – 7 лет осваивают достаточно широкий круг нравственных представлений. Он включает знание о нормах и правилах поведения в обществе, о ценных моральных качествах человека (честности, скромности, смелости). Расширяется представление о явлениях общественной жизни, труде людей. На основе этих знаний продолжается воспитание патриотизма, чувство уважения к трудящимся, к другим народам.
Материально-технические ресурсы:
1. Чтение сказок русско-народных.
2. Чтение стихотворений о маме и бабушке.
3. Разучивание пословиц и поговорок.
4. Обучение детей разгадыванию и загадыванию загадок.
5. Разучивание частушек и песен к празднику «8 МАРТА». Песня «О маме», музыка А. Филиппенко, песня о бабушке «Лучше друга не найти», музыка Осеевой.
6. Рассматривание картин из серий «Моя мама».
7. Чтение художественной литературы о маме
8. Подбор литературы и наглядного материала (иллюстрации, фотографии)
9. Картотека игр
10. Подборка для выставок книг, рисунков, поделок,
11. Оформление группы и музыкального зала.
12. Подбор и систематизация методических разработок педагогов.
Выводы.
Проведенная работа помогла нам понять всю значимость и важность проблемы нравственного воспитания дошкольников. Эта проектная деятельность сплотила детей, родителей и педагогов, оставив в наших сердцах самые теплые воспоминания.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Проект был краткосрочным и очень интересным. Родители проведенной работой остались довольны.
Дети лучше осознали важность роли мамы в их жизни и стали стараться ей помогать.
Спасибо вам, дорогие мамы и бабушки!
И пусть каждой из вас почаще говорят теплые слова ваши любимые дети!
Пусть на ваших лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах!
Литература:
1. Акулова О. В., Бабаева Т. И., Березина Т. А. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
2. Нищева Н. Б. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. С 3 до 7 лет. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
3. Нищева Н. Б. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультми-нуток, пальчиковой гимнастики. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 г.
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
5. Нищева Н. Б. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
6. Липницкая А. В. Программа нравственного воспитания дошкольников. Мн. : Народная асвета, 2003. – 150с
7. Смирнова Е. О. Системы и программы дошкольного воспитания. – М. : Владос, 2005. – 160с
8. Комарова Т. В., Милова О. М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М., 1999. – 248 с.
9. «Нравственное воспитание в детском саду» В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. М., 2006.
10. «Воспитание нравственных качеств у детей» А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. М., 2008.
11. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М., 2007.