Светлана Чиган
Проект «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культур
К. Д. Ушинский: “Как нет человека без самолюбия,так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ”
Тема проекта : «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Публикация «Проект „Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре“» размещена в разделах
Цель: Приобщение к элементам русской народной культуры в целях речевого и художественного развития дошкольников.
Задачи:
• Знакомить детей с русским фольклором через детские песенки, прибаутки, сказки.
• Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
• Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
Развивать интерес, расширять представления об русских народных играх.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Хохломе, Дымкове, русской народной игрушке).
• Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
• Развивать интерес к изучению истории русского народа, русского народного творчества.
• Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским народным бытом.
Актуальность:
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России, знакомство с обычаями, традициями, народным творчеством.
Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный.
Участники реализации педагогического проекта :
1. воспитанники в возрасте 6 лет.
2. родители
Проект направлен на взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Срок реализации проекта : 1 месяц
Применяемые формы и методы работы: Чтение художественной литературы, просмотр презентаций, посещение «Избы в старшей группе» д/с, дидактические игры, просмотр театрализованных сказок, художественная лепка, рисование, подвижные русские народные игры.
Ожидаемые результаты:
1. Обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т. д. ;
2. Использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т. д.);
3. Умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинкам;
4. Развитие умения пересказывать сюжет услышанного произведения;
5. Расширить представление об истории России;
6. Дать представление о декоративно-прикладном искусстве;
7. Укреплять понимание детьми того, что в основе социальных понятий (семья, родина) лежат особые отношения к людям, к месту, где родился и вырос.
8. Пополнить знание малых форм устного народного творчества : потешек, песенок, загадок, поговорок, пословиц, прибауток, небылиц;
9. Увеличение потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу её содержания.
10. Развивать умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской, хохломской росписей (знать и изображать элементы, использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета).
11. Развитие творчества и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно – выразительного образа.
12. Удовлетворение потребности детей в самовыражении.
13. Знание и умение играть в русские народные игры.
Материально - техническое обеспечение проекта
• Наглядный материал для проведения бесед и организованной деятельности с детьми;
• Художественная литература русского народного творчества
• Тематические маски театрального уголка для самостоятельной игры в постановках сказок.
• «Соленое» тесто для лепки. Глина для лепки.
• Керамические изделия народного творчества (игрушки, свиристель, статуэтки)
• Русские народные инструменты.
Этапы проекта :
1-этап: Подготовительный
- опрос родителей: Народное творчество в нашей семье. Цель: выяснить уровень ознакомления детей с русским народным творчеством.
- Сбор и анализ информации, подбор иллюстраций и художественной литературы, материалов для реализации игр, подборка предметов русского быта, презентации.
- Проведение первичной беседы с детьми на тему: «Какие народные сказки я знаю. Что значит сказка «народная»?».
-Анализ результатов беседы.
-Подбор методической художественной литературы для чтения, демонстрационного материала для наглядного просмотра.
2-этап: Основной
1-я неделя
1. Консультации для родителей: «Чтение русской народной литературы в свободное время», «Развиваем творческие способности детей»
2. Утренняя беседа «Что такое «народная сказка»? «Какие сказки я люблю? Почему?»
3. Чтение народных сказок.
4. После сна, дети разыгрывают сказку «Царевна лягушка» самостоятельно, с использованием масок театрального уголка.
2-я неделя
1. Беседа на тему: «Что такое пословица, поговорка?». Цель: Знакомство с малыми фольклорными формами: пословицы и поговорки.
2. Разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение. Цель: вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной жизни, в нужных ситуациях
3. Беседа на тему: «Какие народные инструменты мы знаем?» Цель: введение в разговорную речь детей такие слова как «Свиристель», «Гусли», «Гармошка», «Баян».
2. Прослушивание аудиозаписи звучания народных инструментов.
3. Самостоятельная игра в шумовом оркестре.
4. Знакомство с русскими народными играми «Золотые ворота», «Бояре», «Бой петухов», «Заря. заряница», «Ручеек» Цель: познакомить с русскими народными играми; вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры; воспитывать чувство коллективизма.
3 я неделя
1. Утренняя беседа на тему: «Что такое роспись игрушек?». Цель: Дать представление об художественном оформлении музыкальных инструментов, о такой форме творчества, как народная роспись игрушек.
2. Работа с родителями: раздать каждому рецепт изготовления «соленого теста», с просьбой изготовления для работы детей игрушки «Свиристель»
3. Экскурсия в «Комнату русской избы в старшую группу» д/с. Цель: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище, развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты; разъяснить понятия «горница, печь, ухват, котелок» их назначение; совершенствовать знания о предметах народного быта.
4. Проведение изодеятельности «Лепка из соленого теста». Тема: «Барышня», «Козленок» своими руками.
4 я неделя
1. Окончательное оформление вылепленных игрушек акварельными красками.
2. Оформление выставки «Народная игрушка» для родителей
3. Итоговое мероприятие с детьми «Русские народные игры»
Работа с родителями.
1. Консультации для родителей: «Чтение русской народной литературы в свободное время», «Развиваем творческие способности детей»
2. Консультации о необходимости выполнения предложенных развлечений вместе с детьми, рекомендованных педагогами.
3. Участие в создании мини-музея «Русский народный быт и промысел»
4. Выставка народного промысла «Петушок» или «Свиристель» из соленого теста»
3 этап: Итоговый
1. Изготовление буклетов для родителей «Русское народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
2. Оформление в группе Мини-музея «Русский народный промысел и быт»
Анализ проекта :
В рамках проекта была реализована вся запланированная деятельность. Проведена работа по художественно-эстетическому, речевому, познавательному, социально-коммуникативному развитиям. По итогам многими детьми был усвоен материал в полном объеме, дети отвечают на поставленные вопросы об узнанном в ходе проекта. С теми детьми, которые не смоли ответить на поставленные вопросы, будут проведены дополнительные беседы по закреплению информации проекта. Воспитанники с удовольствием приняли участие в оформлении выставки. При работе с родителями наблюдалась их заинтересованность и желание детей участвовать в подобных проектах. При повторном проведении проекта на данную тему, будут привлечены родители для более продуктивной работы с детьми. Необходимо проводить мероприятия, направленные на ознакомление детей с народным творчеством как можно чаще, с участием родителей, с усложнением программы, согласно возрасту.