МААМ-картинки

Проект «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Светлана Чиган
Проект «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культур

К. Д. Ушинский: “Как нет человека без самолюбия,так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ”

Тема проекта : «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Темочки:

Цель: Приобщение к элементам русской народной культуры в целях речевого и художественного развития дошкольников.

Задачи:

• Знакомить детей с русским фольклором через детские песенки, прибаутки, сказки.

Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

• Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

Развивать интерес, расширять представления об русских народных играх.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Хохломе, Дымкове, русской народной игрушке).

• Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

• Развивать интерес к изучению истории русского народа, русского народного творчества.

• Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским народным бытом.

Актуальность:

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России, знакомство с обычаями, традициями, народным творчеством.

Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный.

Участники реализации педагогического проекта :

1. воспитанники в возрасте 6 лет.

2. родители

Проект направлен на взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Срок реализации проекта : 1 месяц

Применяемые формы и методы работы: Чтение художественной литературы, просмотр презентаций, посещение «Избы в старшей группе» д/с, дидактические игры, просмотр театрализованных сказок, художественная лепка, рисование, подвижные русские народные игры.

Ожидаемые результаты:

1. Обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т. д. ;

2. Использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т. д.);

3. Умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинкам;

4. Развитие умения пересказывать сюжет услышанного произведения;

5. Расширить представление об истории России;

6. Дать представление о декоративно-прикладном искусстве;

7. Укреплять понимание детьми того, что в основе социальных понятий (семья, родина) лежат особые отношения к людям, к месту, где родился и вырос.

8. Пополнить знание малых форм устного народного творчества : потешек, песенок, загадок, поговорок, пословиц, прибауток, небылиц;

9. Увеличение потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу её содержания.

10. Развивать умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской, хохломской росписей (знать и изображать элементы, использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета).

11. Развитие творчества и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно – выразительного образа.

12. Удовлетворение потребности детей в самовыражении.

13. Знание и умение играть в русские народные игры.

Материально - техническое обеспечение проекта

• Наглядный материал для проведения бесед и организованной деятельности с детьми;

• Художественная литература русского народного творчества

• Тематические маски театрального уголка для самостоятельной игры в постановках сказок.

«Соленое» тесто для лепки. Глина для лепки.

• Керамические изделия народного творчества (игрушки, свиристель, статуэтки)

Русские народные инструменты.

Этапы проекта :

1-этап: Подготовительный

- опрос родителей: Народное творчество в нашей семье. Цель: выяснить уровень ознакомления детей с русским народным творчеством.

- Сбор и анализ информации, подбор иллюстраций и художественной литературы, материалов для реализации игр, подборка предметов русского быта, презентации.

- Проведение первичной беседы с детьми на тему: «Какие народные сказки я знаю. Что значит сказка «народная»?».

-Анализ результатов беседы.

-Подбор методической художественной литературы для чтения, демонстрационного материала для наглядного просмотра.

2-этап: Основной

1-я неделя

1. Консультации для родителей: «Чтение русской народной литературы в свободное время», «Развиваем творческие способности детей»

2. Утренняя беседа «Что такое «народная сказка»? «Какие сказки я люблю? Почему?»

3. Чтение народных сказок.

4. После сна, дети разыгрывают сказку «Царевна лягушка» самостоятельно, с использованием масок театрального уголка.

2-я неделя

1. Беседа на тему: «Что такое пословица, поговорка?». Цель: Знакомство с малыми фольклорными формами: пословицы и поговорки.

2. Разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение. Цель: вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной жизни, в нужных ситуациях

3. Беседа на тему: «Какие народные инструменты мы знаем?» Цель: введение в разговорную речь детей такие слова как «Свиристель», «Гусли», «Гармошка», «Баян».

2. Прослушивание аудиозаписи звучания народных инструментов.

3. Самостоятельная игра в шумовом оркестре.

4. Знакомство с русскими народными играми «Золотые ворота», «Бояре», «Бой петухов», «Заря. заряница», «Ручеек» Цель: познакомить с русскими народными играми; вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры; воспитывать чувство коллективизма.

3 я неделя

1. Утренняя беседа на тему: «Что такое роспись игрушек?». Цель: Дать представление об художественном оформлении музыкальных инструментов, о такой форме творчества, как народная роспись игрушек.

2. Работа с родителями: раздать каждому рецепт изготовления «соленого теста», с просьбой изготовления для работы детей игрушки «Свиристель»

3. Экскурсия в «Комнату русской избы в старшую группу» д/с. Цель: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище, развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты; разъяснить понятия «горница, печь, ухват, котелок» их назначение; совершенствовать знания о предметах народного быта.

4. Проведение изодеятельности «Лепка из соленого теста». Тема: «Барышня», «Козленок» своими руками.

4 я неделя

1. Окончательное оформление вылепленных игрушек акварельными красками.

2. Оформление выставки «Народная игрушка» для родителей

3. Итоговое мероприятие с детьми «Русские народные игры»

Работа с родителями.

1. Консультации для родителей: «Чтение русской народной литературы в свободное время», «Развиваем творческие способности детей»

2. Консультации о необходимости выполнения предложенных развлечений вместе с детьми, рекомендованных педагогами.

3. Участие в создании мини-музея «Русский народный быт и промысел»

4. Выставка народного промысла «Петушок» или «Свиристель» из соленого теста»

3 этап: Итоговый

1. Изготовление буклетов для родителей «Русское народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

2. Оформление в группе Мини-музея «Русский народный промысел и быт»

Анализ проекта :

В рамках проекта была реализована вся запланированная деятельность. Проведена работа по художественно-эстетическому, речевому, познавательному, социально-коммуникативному развитиям. По итогам многими детьми был усвоен материал в полном объеме, дети отвечают на поставленные вопросы об узнанном в ходе проекта. С теми детьми, которые не смоли ответить на поставленные вопросы, будут проведены дополнительные беседы по закреплению информации проекта. Воспитанники с удовольствием приняли участие в оформлении выставки. При работе с родителями наблюдалась их заинтересованность и желание детей участвовать в подобных проектах. При повторном проведении проекта на данную тему, будут привлечены родители для более продуктивной работы с детьми. Необходимо проводить мероприятия, направленные на ознакомление детей с народным творчеством как можно чаще, с участием родителей, с усложнением программы, согласно возрасту.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения школьников к культуре Родного края НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВК КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ Народная культура является неотъемлемой.

Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество»Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет тематической недели в средней группе "Русское народное творчество". Эта неделя, впрочем как и все остальные,.

Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида» Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, даже сами.

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре» Департамента образования администрации городского округа Самара Октябрьского района. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Консультация для родителей «Развитие нравственных качеств личности дошкольников посредством приобщения к народной культуре» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуреНародные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре Воспитатель МК ДОУ «Детский сад №15 «Звёздочка» п. Белоомут Лин Светлана Павловна Народные игры как средство приобщения дошкольников к.

Консультация «Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников» Аннотация: в статье представлена точка зрения на формирование у детей духовно-нравственных ценностей средствами народной культуры. Автор.

Технология приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры Технология приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры Воспитатель: Бычкова Л. И. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Введение «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Презентация «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа» Слайд 1 «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа» Слайд 2 Распространение цифрового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 14:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чиган (УИ 757498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД