МААМ-картинки

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре (2 фото)

Светлана Лин
Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель МК ДОУ «Детский сад №15 «Звёздочка»

п. Белоомут

Лин Светлана Павловна

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре.

Народные игры, поэтому так и названы, что они созданы народом и передаются из поколения в поколение. Со времён рабовладельческого строя и до современности игра является своеобразной формой детской деятельности, через которую ребёнок осваивал нормы общественного поведения своей эпохи, знакомился со способами действия с предметами, отражающими уровень развития производительных сил определённого общества. Уже в те времена игра учила, наставляла, развивала многие способности человека: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, умение общаться в различных ситуациях. Многие виды русского фольклора, в том числе и народная игра, восходят в своем возникновении к ервобытно-общинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости. Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления народных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Кроме этого, культура Руси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа, главным образом крестьянства. Все это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа.

Публикация «Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре» размещена в разделах

Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества : от песни, которая «играется», и до свадьбы - своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т. д.

Культура детской игры развивалась во взаимосвязи с культурой взрослой, так как дети всегда принимали участие в различных событиях семьи, рода, села. С изменением быта менялась взрослая культура, многие вещи уходили из обихода, но они оставались очень интересными и притягательными для детей. Например, лук и стрелы в наши дни интересны для мальчиков, хотя человек уже давно не применяет их в своей деятельности.

В педагогике значение народных игр оценивалось высоко. А. П. Усова в своих работах отмечает, что «Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребёнка, но и в годы его школьной жизни.

П. Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования»). Усова также ссылается на К. Д. Ушинского, который считал, что народные игры наиболее понятны для детей в силу доступности их образов, сюжетов детскому воображению. В России было заложено начало новой национальной системы воспитания детей, в которую были введены и народные игры. Такие педагоги, как Ушинский, Покровский, Виноградова и другие, призывали собирать и описывать народные игры для того, чтобы сохранить и донести до будущих поколений народный колорит обычаев, празднеств, неповторимость и оригинальность самовыражения народа, своеобразие его языка и формы.

Структура народной игры очень проста. В ней есть единая цель и одно плановость действия, на которых сосредотачивается все внимание играющих. Вариации в игре относятся или к ее началу, или составляют ее конец. Игре предшествует игровой зачин или игровая прелюдия: речь идет о считалках или жеребьевках. Считалка вводит в игру, распределяет роли, самоорганизовывает детей.

Жеребьевка применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

Игровые действия: анализ поведения и характера игровых персонажей, прочувствование игрового образа. Завязка; развитие действия; кульминация; развязка.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

Народные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Сюжетные народные подвижные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п., служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры. Сюжетные народные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25, и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.

Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам. Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Несмотря на то, что бессюжетные народные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием.

Народная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены народные игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий, складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п. Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т. п., а также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с современной точки зрения недопустимые).

Наряду с творческими играми, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей («Салки», «Прятки», «Казаки-разбойники» и др., выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Такие игры удобны для проведения их с группами детей на занятиях или в свободное время под руководством воспитателя. Русские народные игры очень многообразны : детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Какие же из ловилок-догонялок, кроме банальных «салочек» и «пятнашек» были популярны на Руси? Часто это были те, что сопровождались присловьями, прибаутками, напевками, речевками. Удивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение. Вспомним их?

Горелки. Мороз – Красный нос.

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки, водящий, т. е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит :

Я Мороз - Красный нос,

Всех морожу без разбора.

Разберусь со всеми скоро,

Кто сейчас решится

В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить» : те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

Золотые ворота

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Ручеек

Дети становятся в два ряда и поднимают вверх сцепленные руки. Двое впереди стоящих "подныривают" под руки и становятся в конце ряда. Все движение игры вдет как ручеек.

САЛКИ

Сюжет игры очень прост : выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов.

• Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.

Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим.

• Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован».

«Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.

ГОРЕЛКИ

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара беги!

На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

АЛЁНУШКА И ИВАНУШКА

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.

Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.

Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

Файл "https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126505-1572786755.jpg" не найден!
Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре
Фото №1 Воспитатель МК ДОУ Детский сад Звёздочка п
Публикации по теме:

Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народаРусские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского.

Мастер-класс «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре» Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского.

Мастер-класс «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к культуре и традициям» Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение,.

Мастер-класс с родителями «Русские народные игры как средство приобщения ребенка-дошкольника к национальным культурам»Мастер-класс с родителями «Русские народные игры как средство приобщения ребенка-дошкольника к национальным культурам» Цель: Познакомить детей и родителей с русскими народными играми. Задачи: закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции,.

Мастер-класса для педагогов «Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Пермского края через народные игры» МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Пермского края через народные игры» Тема: «Приобщение.

Методический час «Народные подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому.

Народное искусство как средство приобщения к национальной культуре В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка интереса к национальной культуре и традициям. На сегодняшний.

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры [i]Знакомство детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа,.

Сценарий занятия «Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Цель: формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа. Задачи: Познавательное развитие 1. Расширять представления.

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре Театрализованная деятельность, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре. Театрализованная деятельность является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре
Опубликовано: 3 ноября 2019 в 16:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки