Анна Наумова
Проект для детей 5–6 лет «Русское чаепитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта проекта
Название проекта «Русское чаепитие»
Тип проекта Групповой с привлечением родителей
Возраст детей Старший дошкольный возраст 5-6 лет
Продолжительность
проектной деятельности Краткосрочный
Сроки реализации С 01.09.2022 по 31.01.2023 г.
Раздел программы
«От рождения
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Русское чаепитие“» размещена в разделах
до школы» Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Чаепитие органично вписалось в старинные традиции гостеприимства русского народа. Каждая эпоха привносила что-то свое, менялись правила этикета, утварь и угощения к чаю, но оставались неизменными правила гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением…
Л. Толстой
Пояснительная записка.
Чаепитие – одна из традиций русского гостеприимства. А откуда чай попал в Россию? Как его раньше приготавливали? Как правильно заваривать бодрящий напиток? На эти многие другие вопросы поможет ответить данные проект.
Учитывая возрастные и психологические особенности развития детей дошкольного возраста, имеет смысл целенаправленно знакомить детей с традициями русского чаепития начиная со старшего дошкольного возраста.
Формирование у детей интереса к русским народным традициям, умение различать их специфику, воспитание уважения к историческому наследию России – важные задачи педагогической теории и практики на современном этапе. Решение их должно начаться уже в дошкольном детстве с помощью интегрированного и проектно-творческого подхода к образовательной деятельности.
Актуальность.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, - задача, особенно актуальная сегодня.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание, или этническая деятельность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Глубокая традиционная черта русского чаепития – она всегда служила цели объединения семьи, когда вокруг самовара собирались все члены – и стар и млад. Таким образом, русская чайная церемония способствовала укреплению внутрисемейных связей, помогала людям разных поколений находить общий язык. За чайным столом семья проникалась единой атмосферой покоя
Для того чтобы ознакомление детей с традициями русского чаепития имело познавательно-развивающий эффект, недостаточно просто налить из традиционного чайника чай в чашку и предложить его выпить с пряником. Необходимо открыть детям замечательные свойства чая, традиции общения с ним, показать атрибутику чаепития, рассказать историю происхождения, познакомить с правилами поведения за столом, научить детей правильно пить чай. Чаепитие в России с давних времен – особый и всеми любимый ритуал, а главное его составляющая – общение. Чай в России пьют много, не спеша и с удовольствием.
Конечно, в современном мире все реже устраиваются традиционные семейные чаепития, но культура потребления чая, необходимые атрибуты и связанные с этим обычаи сохраняются до сих пор.
Известный русский живописец Б. М. Кустодиев подходил к изучению традиции русского чаепития педагогически и философски. Его взгляд по-прежнему актуален для нашей культуры, стремящейся к восстановлению глубоких традиций, включая чайную. Художник писал: «Говорят русский быт умер… Это чепуха! Быта не убить, так как быт – это человек, и приучить к быту нужно человека с малых лет…»
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, народной культуры, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, воспитывают уважение к труду.
Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эмоциональное, эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально в процессе ознакомления с русской народной культурой.
Направленность.
Развитие интереса детей к русской народной культуре, их творческих задатков с помощью народного декоративно-прикладного искусства, этнокультурного воспитания и образования.
Формирование ценностных эстетических ориентиров, эмоционально-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности.
Возможность каждому воспитаннику открывать для себя мир русских народных традиций через обогащение знаний о чаепитии.
Цель:
Воспитание уважения к историческому наследию России через приобщение детей к народной культуре, формирование интереса к его традициям, нравственным ценностям, особенностям культуры русского народа.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширение знаний о русских народных традициях.
2. Приобщение дошкольников к русским народным традициям, к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.
3. Расширять и обогащать знания о традициях русского гостеприимства и чаепития через произведения искусства, художественной литературы, музыкального, народного фольклора.
4. Содействие знакомству детей с чайной атрибутикой, историей ее возникновения на Руси (самовар, заварочный чайник)
5. Знакомство с историей появления традицией чаепития;
6. Формировать культуру чаепития, интереса к русским народным промыслам и умение различать их специфику.
7. Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с народной музыкой.
8. Формирование ценностных эстетических ориентиров, эмоционально-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности.
Развивающие:
1. Развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, познавательной, двигательной, коммуникативной, речевой и театрализованной деятельности.
2. Совершенствование технических и изобразительно-выразительных умений в художественной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к историческому наследию России.
2. Воспитывать уважение к традициям русского народа.
Формы проведения занятий:
- групповые;
- подгрупповые;
- индивидуальные.
Методы и приемы:
- наглядный;
- практический (опыты, экспериментирование);
- игровой (дидактическая игра, воображаемая ситуация);
- словесный (беседа, рассказ);
- просмотр презентаций и видеофильмов по теме;
- посещение краеведческого музея, музейной гостиной ДОУ.
Этапы проекта
1 этап подготовительный:
1. Выявление первоначальных знаний детей о русских национальных традициях.
2. Изучение представлений детей о традиционном русском чаепитии, его атрибутах;
3. Подбор литературы и наглядно-дидактического материала о растениях.
4. Информировать родителей важности этой проблемы.
2 этап основной:
1. Организация бесед, тематических мероприятий, конструктивных, строительных и сюжетно-ролевых игр.
2. Знакомство детей с понятиями гостеприимство, чаепитие, самовар, традиции.
3. Знакомство детей с происхождением чая;
4. Формирование представления об особенностях и правилах заваривания чая;
5. Ознакомление детей с традициями чаепития, как с частью русской народной культуры;
6. Знакомство с произведениями художников и поэтов, воспитывающих традиционное русское чаепитие;
7. Использование детьми данной темы в самостоятельно организованной, музыкальной, театральной и продуктивной деятельности.
3 этап заключительный:
1. Организация выставки детских рисунков и поделок, проведение открытых мероприятий.
2. Подведение итогов.
3. Видеопрезентация на тему проекта.
4. Изготовление бланка благодарственных писем родителям за участие в выставке творческих работ.
5. Изготовление сертификатов воспитанникам об участии в проекте «Русское чаепитие».
Ресурсное обеспечение программы.
1. Центр художественного творчества в группе.
2. Методический инструментарий (конспекты занятий, картины известных художников, оформление фотоальбомов, лепбуков, сбор поделочного материала, аудио и видеозаписи).
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей «Чаепитие – одна из традиций русского гостеприимства», «Виды, сорта и марки чая», «Чайная церемония», «Полезные свойства чая», «О возможном вреде чая», «Как правильно заваривать чай».
2. Беседы о вредном воздействии газированных напитков на молодой организм ребенка.
3. Привлечение родителей к организационным вопросам по подготовке и проведению занятий, развлечение, выставок совместного творчества детей и родителей.
4. Проведение итогового развлечения «Русское чаепитие».
5. Фотовыставка «Домашние традиции»
6. Презентация проекта «Русское чаепитие».
Ожидаемый результат:
испытывает интерес к русской народной культуре и ее традициям;
знаком с историей появления в России чая самовара, с традицией чаепития;
Знаком с музыкальными и литературно-художественными произведениями, картинами, отображающими сюжеты традиционного чаепития;
Формируются средства выразительности (звук, музыкальный ритм, цвет, цветовой ритм, форма самовара, заварочных чайников и др.);
Освоены детьми умение сравнивать, измерять, упорядочивать и классифицировать, использовать эти умения с целью самостоятельного познания окружающего мир;
Обогащен сенсорный опыт детей, совершенствуется аналитическое восприятие ими русской национальной традиции чаепития с опорой на разные органы чувства;
Развито художественное восприятие предметов народного промысла (русский самовар, гжельская, хохломская посуда, тульские прияники, чайные грелки и т. д.) обращать внимание детей на особенность декаративных образов, связь орнаментов и узоров с окружающим миром (природой, на своеобразие некоторых узоров и орнаментов (кольца, дуги, бутоны, листья, цветовые сочетания);
Формируется понимание ценности русских народных традиций, представление детей о музее (музей народных промыслов, музей самоваров, музей изобразительного искусства);
Проявляет интерес к литературе, народному фольклору за счет разных жанров фольклора, литературной прозы, поэзии;
Проявляет интерес к фольклорным музыкальным произведениям, внимательно их слушает и подпевает;
Знаком с культурой русского чаепития, уважает традиции русского народа, любить Родину;
Проявляет интерес к народному быту, изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.
Развито гостеприимство.
Принимает активное участие вместе со взрослыми в творческой деятельности;
Развивать все компоненты связной и устной речи в различных видах деятельности; монологической и дидактической речи;
Обогащен словарный запас.
Способы определения результативности (анкетирование).
ПЛАН МЕРОПРИИЯТИЙ
В рамках проекта «РУССКОЕ ЧАЕПИТИЕ»
Старшая группа «Звездочки»
№ Тема Задачи Литература
СЕНТЯБРЬ 2022 1 Пыхтит так важно самовар.
(первично-ознакомительное занятие) - способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
- дать представление о полезных свойствах чая для организма для человека, познакомить детей с конструкцией самовара и его характерными особенностями;
- формировать умение переносить ранее полученные знания в игру;
- закреплять знания обобщающего понятия (посуда);
- формировать умение классифицировать предметы (посуда кухонная, столовая, чайная);
- обогащать словарь детей за счет расширения знаний о традиции чаепития на Руси, ярко выраженных свойствах и качествах атрибутики и символики (чай, чаепитие, самовар, заварочный чайник, скатерть, посуда, чайная грелка, чайный сервиз и т. д.) Леонова Н. Н.
«Чаепитие», стр. 37
2 Пых-пых самовар (музыкальное занятие) - разучивание песен: "Пых-пых самовар» (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина, русская народная песня «Самовар».
познакомить детей с музыкальной и литературно-художественными произведениями, изображающими самовар, сюжеты традиционного чаепития;
- расширять лексический запас детей словами : самовар, чаепитие, баранки;
- развивать интерес к фольклорным музыкальным произведениям, желание внимательно слушать и импровизировать
-создавать положительный настрой. Конспект занятия
Леонова Н. Н.
«Чаепитие», стр. 42
3 Украсим самовар (раскрашиваем самовар элементами хохломской росписи) - продолжать знакомить детей с историей создания самовара, особенностями хохломской росписи (колорит, композиция, элементы);
- учить рисовать растительный узор на самоваре по мотивам хохломской росписи, используя гуашь и тонированную основу;
- закреплять умение пользоваться палитрой;
- вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров, уважение к традициям русского народа. Леонова Н. Н.
«Чаепитие», стр. 50
4 Узнай роспись (дидактическая игра)
- развивать художественное восприятие предметов народного промысла (русский самовар, гжельская, хохломская посуда, тульские пряники, баранки, калачи, русская балалайка, матрешка и т. д.);
- развивать художественное восприятие картин известных русских художников, изображающих на своих полотнах чайную церемонию на Руси;
- способствовать развитию памяти, мышления;
-воспитывать уважение к традициям русского народа. Леонова Н. Н.
«Чаепитие», стр. 40
5 Башня, или цветной сахар (исследовательская деятельность) - познакомить детей со свойством воды как растворителя;
- расширить словарный запас новыми словами: растворитель, молекула, краситель; познавательный интерес;
- создавать радостное настроение;
Н. А. Модель. Химия на кухне, стр. 98.
Месяц Занятие № Тема Задачи Литература
ОКТЯБРЬ 2022 1 Здравствуйте гости (сюжетно-ролевая игра) - Познакомить детей с традициями русского гостеприимства;
- Традиционными блюдами к чаепитию;
- Познакомить с правилами сервировки стола;
- Разучивание пословиц и поговорок. Леонова Н. Н.
«Чаепитие», стр. 56
2 Песни у самовара (музыкальное занятие) - Повторить песни: "Пых-пых самовар» (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина, русская народная песня «Самовар».
- разучивание танца «Самовар».
- развивать творческие способности детей;
- создать положительный эмоциональный фон. Конспект занятия
Леонова Н. Н.
«Чаепитие», стр. 42 Тема Задачи Литература
3 Чай (продуктивное занятие) Совместная деятельность воспитателя и детей по изготовлению лепбука о чае.
Познакомить с сортами чая и историей его появления.
Рассказать о родине чая и традициях заваривания чая в Китае.
Познакомить с благоприятными условиями для выращивания чая и особенностями его сортовых отличий в зависимости от места его произрастания.
Воспитывать любовь к традициям других народов
Конспект занятия
Леонова Н. Н.
«Чаепитие», стр. 42
4 Б. М. Кустодиев
«На террасе» (знакомство с картиной) занятие-беседа - познакомить детей с картиной художника Б. М. Кустодиева «На террасе», изображающей сюжет традиционного чаепития;
- продолжать знакомить детей с русскими народными традициями;
- расширить знания и представления об особенностях русского чаепития;
- развивать все компоненты связной и устной речи;
- продолжать формировать умение отвечать на вопросы. Леонова Н. Н.
«Чаепитие», стр. 57
5 Какого цвета чай
(исследовательская деятельность) - показать ребенку как правильно и безопасно заваривать чай;
- познакомить со словосочетанием химическая реакция;
- расширить словарный запас: кислота, пегмент.
- развивать познавательный интерес. Н. А. Модель.
Химия на кухне, стр. 76.
Месяц Занятие № Тема Задачи Литература
НОЯБРЬ 2022 1 Экологическое кафе «Медуница» - уточнить знания детей о разнообразии растительного мира, мира насекомых (пчёл);
- формировать заботливое отношение к своему здоровью через систему знаний о лекарственных растениях;
- познакомить с русскими традициями заваривания чая из трав, растений и ягод на Руси;
- познакомить с продуктом «варенье» и способом его приготовления.
- воспитывать гуманное, экологическое отношение к природе; Л. Г. Киреева. Формирование экологической культуры дошкольников, стр. 92.
2 Танцующее молоко (исследовательская деятельность - исследовать поведение молока и красителя, если их соединить;
- познакомить со свойством моющего средства при мытье посуда, почему смывается жир;
- развивать познавательный интерес.
Н. А. Модель. Химия на кухне, стр. 98.
3 Красивый пряник (тестоплатика) - расширять представления детей о народной культуре и её отражения в бытовой среде в процессе усвоения такого вид творчества, как тестопластика.
Леонова Н. Н.
«Чаепитие», стр. 89.
4 Жостовские букеты на подносах и самоварах» (рисование) - продолжать знакомить детей с народным искусством на примере изделий Жестово;
- знакомить с жостовской росписью, её содержание, элементами, композицией, цветосочетанием;
- учить расовать жостовские узоры на разных фонах: красном, желтом, черном;
- развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус.
- воспитываыть интерес к истории своего народа, народному-декаротнивно-прикладному искусству. Леонова Н. Н.
«Чаепитие», стр. 77
5 Мы принимаем гостей (сюжетно-ролевая игра) - учить детей брать на себя роль, доводить ее до конца;
- учить сопровождать игровые действия речью, играть дружным коллективом;
- развивать и обогащать монологическую и диалогическую речь.
- Леонова Н. Н.
«Чаепитие», стр. 89.
Месяц Занятие № Тема Задачи Литература
ДЕКАБЬ 2022 1 Просмотр презентаций
«Как растет чай» Цели: дать представление о том, как выращивают и изготавливают чай
2 Испекли мы каравай, Новый год скорей встречай! (лепка) - продолжать закреплять приемы лепки из соленого теста: скручивания, прищипывания;
- поднимать эмоциональный настрой;
Воспитывать интерес к народному быту, изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.
Леонова Н. Н.
«Чаепитие», стр. 56 Занятие № Тема Задачи Литература
3 Восприятие художественной литературы:
К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Федорино горе», Д. Хармс «Иван-Иваныч
Самовар» продолжать приучать детей слушать сказки, стихотворения,
воспитывать интерес и любовь к чтению.
4 Новый год встречаем – на столе разноцветные лепешки к чаю. ( исследовательская деятельность - продолжать закреплять приемы лепки из соленого теста: скручивания, прищипывания;
- поднимать эмоциональный настрой;
Воспитывать интерес к народному быту, изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.
Н. А. Модель. Химия на кухне, стр. 87.
5 «Рисуем чаем»
(нетрадиционные техники рисования) - познакомить с новой техникой рисования;
- развивать творческие способности детей, воображение;
- воспитывать интерес к рисованию, творчеству.
По МК. С. Погодиной
6 До чего ж хорош наш душистый чай! Веселей смотри да гостей встречай! (итоговое развлечение) - Обобщать и систематизировать знания детей о чае;,странах, ге выращивают чай, традициях употребления чая в России;, об истории самовара;
- Развивать познательный интерес;
- Воспитывать уважение к традициям русского народа. Леонова Н. Н.
«Чаепитие», стр. 70
Литература:
1. Н. Н. Леонова «Чаепитие». Знакомство дошкольников с русскими народными традициями. Изд. ООО «Детство_Пресс», 2016
2. Н. Г. Пантелеева «Знакомим етей с малой Родиной». Методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера», 2015
3. Г. Н. Соломатина. «Занятия по развитию речи детей 5-6 лет.» Методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера», 2018
4. Т. Н. Вострухина. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения». Изд. «Школьная пресса», 2011
5. А. В. Аджи. «Открытые мероприятия». Практическое пособие. Изд. «Метода», 2015
6. Г. А. Лапшина. «Фольклорно-экологические занятия с дошкольниками 5-7 лет». Изд. «Учитель», 2012
7. Л. Г. Киреева «Формирование экологической культуры дошкольников. Изд. «Учитель», 2012
8. Н. А. Модель. «Химия на кухне». Исследовательская деятельность детей. Изд. «ТЦ Сфера», 2017
9. З. А, Ефанова. «Познание предметного мира». Изд. «Учитель»