Папки-передвижки

Проект «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Юлия Троицкая
Проект «Русский самовар и чаепитие на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Введение.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Какие соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Темочки:

Творческий коллектив нашего образовательного учреждения посчитал необходимым донести до сознания воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, познакомить с предметами старинного быта, их историей возникновения, предназначением, с изделиями различных народных промыслов, тем самым приобщить дошкольников к истокам русской национальной культуры, воспитать чувство патриотизма к народным традициям через духовно-нравственное развитие, проникнуть чувством уважения к истории своего народа.

Одним из способов решения данной проблемы явился педагогический проект «Русский самовар и чаепитие на Руси».

Тип проекта : познавательно-творческий.

Длительность: 2 недели.

Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, музыкальный руководитель, научный сотрудник музея, библиотекарь, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Гипотеза: Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры, воспитание чувства патриотизма к народным традициям через духовно-нравственное развитие – позволит детям понять, что они часть великого русского народа, проникнуть чувством уважения к истории своего народа.

Цель проекта : приобщение к истокам русской национальной культуры; развитие познавательного интереса к народным традициям и предметам народного быта; воспитание нравственно-патриотических чувств, основанных на уважении к историческому прошлому русского народа.

Задачи:

знакомить с предметами старинного быта, их историей возникновения, предназначением, с изделиями различных народных промыслов;

расширять кругозор детей о самоваре, чаепитие на Руси, народных традициях;

развивать эстетический вкус, выразительность речи, фантазию, творческие способности, любознательность, наблюдательность;

воспитывать интерес и уважение к традициям своего народа,

вовлечь родителей в процесс пробуждения чувств любви к семье и семейным ценностям,

установить взаимодействие с культурно-образовательными учреждениями и социальными объектами города в целях совершенствования деятельности педагогов.

2. Актуальность темы.

Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержание нравственно - патриотического воспитания. Именно поэтому приобщение детей, начиная с дошкольного возраста, к истокам русской народной культуры и развитие интереса к народным традициям является актуальным вопросом в наше время.

Формирование чувства патриотизма, невозможно без обращения к истории и национальным истокам. Только так мы можем воспитать здоровое подрастающее поколение с правильными духовными ценностями.

О значимости патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ.

Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», постановлениях Правительства РФ, Федеральных программах (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является «… 6)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

На региональном уровне «Долгосрочная муниципальная целевая программа развития образования муниципального образования - городской округ город Касимов на 2012 - 2015 гг.» Стратегическими задачами Программы являются:

Создание условий и механизмов внедрения современного содержания образования через ФГОС нового поколения в муниципальной системе образования;

Обеспечение духовно- нравственного становления личности и социализации учащихся ОУ муниципальной системы образования;

В доклад П. Астахова на 10 съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ «Возрождение воспитательной роли семьи, общества и государства в системе национальных приоритетов России» от 7 октября 2014 года подчеркнуто «Руководством государства поставлена задача возрождения духовности, утраченных в постперестроечные годы нравственных ориентиров, преодоления социальной апатии, правового нигилизма и негативизма, формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России, восстановления, сохранения и защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, укрепления традиций народов России».

Именно сейчас, когда наша страна находится в непростой политической ситуации, к нам постепенно начинает возвращаться национальная память и мы по другому начинаем относиться к понятию «патриотизм», своему историческому прошлому, традициям, культуре.

Мы – педагоги понимаем, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, мы считаем необходимым начинать работу по формированию патриотизма, гражданственности у детей именно со знакомства с малой Родиной. При этом процесс познания должен происходить в предметно – наглядной активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально – насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям. Патриотами не рождаются, ими становятся. И процесс этого становления начинается в раннем детстве.

Нельзя сказать, что педагоги дошкольных учреждений раньше этого не понимали и работу с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию не проводили. Кардинальные изменения в системе дошкольного образования ставят перед воспитателями задачу обновления содержания образования и воспитания детей.

Используя наработанный опыт (содержание, методические приемы, рекомендации) выдающихся ученых, педагогов-психологов, авторов

- О. Л. Князева, М. Д. Маханева программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,

- В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Т. Д. Рихтерман программа «Детство»

- М. И. Навицкая программа «Наследие»,

- Н. А. Родин «Касимов - городец Мещерский»,

- В. П. Аникин «Живая вода» (Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок)

мы попытались спланировать содержание работы с детьми по данной теме с учетом интеграции задач образовательных областей (социально – коммуникативное, познавательное - речевое, художественно – эстетическое развитие); изменить форму подачи учебного материала, вывести образовательную деятельность за рамки дошкольного учреждения; систематизировать полученный результат в методическое пособие для воспитателей нашего учреждения.

3. Основная (проектная) часть.

Этапы проекта :

подготовительный этап: определение темы, постановка задач, подбор литературы, разработка НОД, изготовление театрализованных костюмов, атрибутов, взаимодействие со структурными подразделениями дополнительного образования, тематическая беседа с использованием ИКТ: «Встреча со стариной», экскурсия в мини- музей детского сада: «Устройство русской избы»;

основной этап:

1. Экскурсия в библиотеку «Наш красавец самовар».

2. Просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха», «Домовенок Кузя»,

«Федорино горе».

3. Экскурсия в «Музей Самоваров» г. Касимова.

4. Художественно-эстетическое развитие (рисование) тема:

«Роспись самовара».

5. Презентация с использованием ИКТ «Разогрев самовара».

6. Экскурсия в мини-музей детского сада «Традиции чаепития на

Руси».

7. Художественно-эстетическое развитие (лепка) тема:

«Бублики, калачи, баранки».

заключительный этап, подведение итогов: работа с родителями, выставка детских работ, создание в учреждении мини-музея «Русские самовары», театрализованная фольклорная деятельность: «Посиделки у самовара».

Предполагаемый результат:

Расширение кругозора детей о предметах старинного быта (самоваре, чаепитие на Руси, народных традициях;

Обогащение словарного запаса новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка); разучивание новых стихотворений, пословиц, поговорок;

Отражение детьми полученные впечатления художественно - эстетическими средствами (изодеятельность, фольклорный праздник «Посиделки»);

Улучшение работы по взаимодействую с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса; родителей к участию в жизнедеятельности дошкольного учреждения;

Расширение связей детского сада с социумом

Систематизация методического материала по теме для педагогов: конспекты НОД, альбом с фотографиями, иллюстрации к стихам.

Для успешной реализации нашего педагогического проекта необходимо было создать особую предметно – развивающую среду, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний; привлечение инновационных технологий, с помощью которых приобщение дошкольников к народным традициям сопровождалось показом соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов.

Нами были отобраны следующей приоритеты:

• создание атмосферы национального быта – окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств дошкольников, развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Подготовительный этап образовательной деятельности начался с посещения музея детского сада «Устройство русской избы». От каждой встречи со старинным бытом дети получали положительный эмоциональный заряд, радость и удовольствие, зажигались интересом к истокам русской национальной культуры.

• широкое использование фольклора (песен, частушек, пословиц, поговорок) – в русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности-представления о доброте, красоте, правде, верности. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

• знакомство с самоваром – особое внимание в основном этапе образовательной деятельности уделялось самовару, как символу семейного благополучия и незаменимым атрибутом русского застолья, посиделки у самовара представляли собой неотъемлемую часть национальных традиций, пример объединения семьи, гармонии и общения.

• сетевое взаимодействие с организациями культуры (музей, библиотека) - образовательное учреждение активно взаимодействует с «музеем-Самоваров» г. Касимова и подразделением центральной детской библиотеки, что позволяет создать условия, способствующие развитию зрительного восприятия, интеллекта, коммуникации, личностных качеств дошкольников.

• знакомство с народным искусством – все свои творческие устремления и способности в старину проявляли в создании предметов, необходимых в труде и в быту. Считаем важным знакомить дошкольников с народным искусством как с основой национальной культуры. Ребята с удовольствием рассматривали узоры дымковской и городецкой росписи, гжели и хохломы, касимовской росписи, что вызывало желание самим стать художниками и попробовать свои силы в народно-декоративном творчестве.

• привлечение родителей – вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Очень важно для успешного воспитания – установление доверительного делового контакта, между дошкольным учреждением и родителями. Активное привлечение родителей в процесс жизнедеятельности учреждения позволяет систематизировать работу детского сада с семьей.

Творческой группой нашего дошкольного учреждения разработаны методические рекомендации по организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, созданию атмосферы национального быта, приобщению к истокам русской национальной культуры; развитию познавательного интереса к народным традициям и предметам народного быта; воспитанию нравственно-патриотических чувств, основанных на уважении к историческому прошлому.

Выводы:

В результате проектной деятельности отмечался возросший интерес детей к предметам народного быта, традициям, художественному слову, особенно к сказкам, поговоркам и частушкам.

Значительно повысился уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о старинных русских семейных традициях. Дети с удовольствием отражают полученные впечатления в художественно-изобразительной и игровой деятельности. Обогатился словарный запас, что, безусловно, способствует общему речевому развитию дошкольника.

Повысилась педагогическая компетентность воспитателей, в вопросах выбора методических приемов по воспитанию у детей интереса к традициям русского народа. Пополнилось содержание «Книжных уголков разнообразной детской литературой и методическими материалами (альбомы, иллюстрации, наборы открыток) по краеведению и приобщению дошкольников к русской национальной культуре; обновился новыми экспонатами мини-музей «Русская горница».

Возросла информированность родителей, о НОД дошкольного учреждения по приобщению детей к истокам русской народной культуры и хочется надеяться, что и осознание значимости этой работы для развития детей в семье.

Педагогический коллектив пришел к пониманию о необходимости разработки долгосрочного проекта по приобщению детей к истокам русской народной культуры как одного из направлений патриотического воспитания дошкольников.

Публикации по теме:

Музыкальное занятие с использованием ИКТ «Сверху пар, снизу пар — шипит наш русский самовар» (подготовительная группа) Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционной культуре русского народа. Дидактические задачи: Образовательные: закреплять.

Коммуникативный танец «Русский самовар» для старшей группыКоммуникативный танец «Русский самовар» для старшей группы Коммуникативный танец «Русский самовар» для старшей группы Предлагаю вашему вниманию весёлый коммуникативный танец, который легко учится,.

Конспект беседы «Русский воин. Русский поэт. Русский человек — Игорь Григорьев»Конспект беседы «Русский воин. Русский поэт. Русский человек — Игорь Григорьев» Игорь Григорьев – явление уникальное в нашем литературном мире. Если говорить о его творчестве, то у поэта было две основные темы: любовь.

Конспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возрастаКонспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возраста Цель: создание условий для приобщения детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси. Образовательные задачи:.

Лэпбук «Русский самовар»Лэпбук «Русский самовар» Чаепитие за самоваром — отличительная черта русского традиционного быта. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой.

Проект «Что за чудо — самовар» для детей дошкольного возраста подготовительной группы ПРОЕКТ «ЧТО ЗА ЧУДО – РУССКИЙ САМОВАР» проект составила Слизкая Юлия Евгеньевна воспитатель МБДОУ №46 «Аленушка» Актуальность: Многие праздники,.

Русский танец «Самовар» исполняется под песню Д. Тухманова «Русский самовар» Исполняют 6-8 девочек и 1 мальчик-"самовар".Девочки в русских сарафанах, "самовар"-объемный.

Творческо-исследовательский проект в старшей группе «Игры и забавы в древней Руси» Паспорт проекта: Вид проекта: творческо - исследовательский. Продолжительность: сентябрь – ноябрь. Участники: дети старшей группы, воспитатели.

Конспект занятия в рамках проекта «Русский самовар и чаепитие на Руси»Конспект занятия в рамках проекта «Русский самовар и чаепитие на Руси» Занятие по окружающему миру. Тема: «Дегустация чая». Цель: познакомить детей с процессом приготовления чая; дать представление об основных.

Сценарий досуга «Чаепитие» в подготовительной группе в рамках проекта «Русский самовар и традиции чаепития на Руси»Сценарий досуга «Чаепитие» в подготовительной группе в рамках проекта «Русский самовар и традиции чаепития на Руси» Досуг «Чаепитие».(в подготовительной группе № 4) ЦЕЛЬ: вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 20:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русский самовар и чаепитие на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Троицкая (УИ 519697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД