Юлия Троицкая
Проект «Русский самовар и чаепитие на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Какие соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Темочки:
- Посиделки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Самовар
- Темочки
Творческий коллектив нашего образовательного учреждения посчитал необходимым донести до сознания воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, познакомить с предметами старинного быта, их историей возникновения, предназначением, с изделиями различных народных промыслов, тем самым приобщить дошкольников к истокам русской национальной культуры, воспитать чувство патриотизма к народным традициям через духовно-нравственное развитие, проникнуть чувством уважения к истории своего народа.
Одним из способов решения данной проблемы явился педагогический проект «Русский самовар и чаепитие на Руси».
Тип проекта : познавательно-творческий.
Длительность: 2 недели.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, музыкальный руководитель, научный сотрудник музея, библиотекарь, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Гипотеза: Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры, воспитание чувства патриотизма к народным традициям через духовно-нравственное развитие – позволит детям понять, что они часть великого русского народа, проникнуть чувством уважения к истории своего народа.
Цель проекта : приобщение к истокам русской национальной культуры; развитие познавательного интереса к народным традициям и предметам народного быта; воспитание нравственно-патриотических чувств, основанных на уважении к историческому прошлому русского народа.
Задачи:
знакомить с предметами старинного быта, их историей возникновения, предназначением, с изделиями различных народных промыслов;
расширять кругозор детей о самоваре, чаепитие на Руси, народных традициях;
развивать эстетический вкус, выразительность речи, фантазию, творческие способности, любознательность, наблюдательность;
воспитывать интерес и уважение к традициям своего народа,
вовлечь родителей в процесс пробуждения чувств любви к семье и семейным ценностям,
установить взаимодействие с культурно-образовательными учреждениями и социальными объектами города в целях совершенствования деятельности педагогов.
2. Актуальность темы.
Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержание нравственно - патриотического воспитания. Именно поэтому приобщение детей, начиная с дошкольного возраста, к истокам русской народной культуры и развитие интереса к народным традициям является актуальным вопросом в наше время.
Формирование чувства патриотизма, невозможно без обращения к истории и национальным истокам. Только так мы можем воспитать здоровое подрастающее поколение с правильными духовными ценностями.
О значимости патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ.
Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», постановлениях Правительства РФ, Федеральных программах (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является «… 6)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
На региональном уровне «Долгосрочная муниципальная целевая программа развития образования муниципального образования - городской округ город Касимов на 2012 - 2015 гг.» Стратегическими задачами Программы являются:
Создание условий и механизмов внедрения современного содержания образования через ФГОС нового поколения в муниципальной системе образования;
Обеспечение духовно- нравственного становления личности и социализации учащихся ОУ муниципальной системы образования;
В доклад П. Астахова на 10 съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ «Возрождение воспитательной роли семьи, общества и государства в системе национальных приоритетов России» от 7 октября 2014 года подчеркнуто «Руководством государства поставлена задача возрождения духовности, утраченных в постперестроечные годы нравственных ориентиров, преодоления социальной апатии, правового нигилизма и негативизма, формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России, восстановления, сохранения и защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, укрепления традиций народов России».
Именно сейчас, когда наша страна находится в непростой политической ситуации, к нам постепенно начинает возвращаться национальная память и мы по другому начинаем относиться к понятию «патриотизм», своему историческому прошлому, традициям, культуре.
Мы – педагоги понимаем, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, мы считаем необходимым начинать работу по формированию патриотизма, гражданственности у детей именно со знакомства с малой Родиной. При этом процесс познания должен происходить в предметно – наглядной активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально – насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям. Патриотами не рождаются, ими становятся. И процесс этого становления начинается в раннем детстве.
Нельзя сказать, что педагоги дошкольных учреждений раньше этого не понимали и работу с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию не проводили. Кардинальные изменения в системе дошкольного образования ставят перед воспитателями задачу обновления содержания образования и воспитания детей.
Используя наработанный опыт (содержание, методические приемы, рекомендации) выдающихся ученых, педагогов-психологов, авторов
- О. Л. Князева, М. Д. Маханева программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
- В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Т. Д. Рихтерман программа «Детство»
- М. И. Навицкая программа «Наследие»,
- Н. А. Родин «Касимов - городец Мещерский»,
- В. П. Аникин «Живая вода» (Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок)
мы попытались спланировать содержание работы с детьми по данной теме с учетом интеграции задач образовательных областей (социально – коммуникативное, познавательное - речевое, художественно – эстетическое развитие); изменить форму подачи учебного материала, вывести образовательную деятельность за рамки дошкольного учреждения; систематизировать полученный результат в методическое пособие для воспитателей нашего учреждения.
3. Основная (проектная) часть.
Этапы проекта :
подготовительный этап: определение темы, постановка задач, подбор литературы, разработка НОД, изготовление театрализованных костюмов, атрибутов, взаимодействие со структурными подразделениями дополнительного образования, тематическая беседа с использованием ИКТ: «Встреча со стариной», экскурсия в мини- музей детского сада: «Устройство русской избы»;
основной этап:
1. Экскурсия в библиотеку «Наш красавец самовар».
2. Просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха», «Домовенок Кузя»,
«Федорино горе».
3. Экскурсия в «Музей Самоваров» г. Касимова.
4. Художественно-эстетическое развитие (рисование) тема:
«Роспись самовара».
5. Презентация с использованием ИКТ «Разогрев самовара».
6. Экскурсия в мини-музей детского сада «Традиции чаепития на
Руси».
7. Художественно-эстетическое развитие (лепка) тема:
«Бублики, калачи, баранки».
заключительный этап, подведение итогов: работа с родителями, выставка детских работ, создание в учреждении мини-музея «Русские самовары», театрализованная фольклорная деятельность: «Посиделки у самовара».
Предполагаемый результат:
Расширение кругозора детей о предметах старинного быта (самоваре, чаепитие на Руси, народных традициях;
Обогащение словарного запаса новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка); разучивание новых стихотворений, пословиц, поговорок;
Отражение детьми полученные впечатления художественно - эстетическими средствами (изодеятельность, фольклорный праздник «Посиделки»);
Улучшение работы по взаимодействую с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса; родителей к участию в жизнедеятельности дошкольного учреждения;
Расширение связей детского сада с социумом
Систематизация методического материала по теме для педагогов: конспекты НОД, альбом с фотографиями, иллюстрации к стихам.
Для успешной реализации нашего педагогического проекта необходимо было создать особую предметно – развивающую среду, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний; привлечение инновационных технологий, с помощью которых приобщение дошкольников к народным традициям сопровождалось показом соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов.
Нами были отобраны следующей приоритеты:
• создание атмосферы национального быта – окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств дошкольников, развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Подготовительный этап образовательной деятельности начался с посещения музея детского сада «Устройство русской избы». От каждой встречи со старинным бытом дети получали положительный эмоциональный заряд, радость и удовольствие, зажигались интересом к истокам русской национальной культуры.
• широкое использование фольклора (песен, частушек, пословиц, поговорок) – в русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности-представления о доброте, красоте, правде, верности. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
• знакомство с самоваром – особое внимание в основном этапе образовательной деятельности уделялось самовару, как символу семейного благополучия и незаменимым атрибутом русского застолья, посиделки у самовара представляли собой неотъемлемую часть национальных традиций, пример объединения семьи, гармонии и общения.
• сетевое взаимодействие с организациями культуры (музей, библиотека) - образовательное учреждение активно взаимодействует с «музеем-Самоваров» г. Касимова и подразделением центральной детской библиотеки, что позволяет создать условия, способствующие развитию зрительного восприятия, интеллекта, коммуникации, личностных качеств дошкольников.
• знакомство с народным искусством – все свои творческие устремления и способности в старину проявляли в создании предметов, необходимых в труде и в быту. Считаем важным знакомить дошкольников с народным искусством как с основой национальной культуры. Ребята с удовольствием рассматривали узоры дымковской и городецкой росписи, гжели и хохломы, касимовской росписи, что вызывало желание самим стать художниками и попробовать свои силы в народно-декоративном творчестве.
• привлечение родителей – вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Очень важно для успешного воспитания – установление доверительного делового контакта, между дошкольным учреждением и родителями. Активное привлечение родителей в процесс жизнедеятельности учреждения позволяет систематизировать работу детского сада с семьей.
Творческой группой нашего дошкольного учреждения разработаны методические рекомендации по организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, созданию атмосферы национального быта, приобщению к истокам русской национальной культуры; развитию познавательного интереса к народным традициям и предметам народного быта; воспитанию нравственно-патриотических чувств, основанных на уважении к историческому прошлому.
Выводы:
В результате проектной деятельности отмечался возросший интерес детей к предметам народного быта, традициям, художественному слову, особенно к сказкам, поговоркам и частушкам.
Значительно повысился уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о старинных русских семейных традициях. Дети с удовольствием отражают полученные впечатления в художественно-изобразительной и игровой деятельности. Обогатился словарный запас, что, безусловно, способствует общему речевому развитию дошкольника.
Повысилась педагогическая компетентность воспитателей, в вопросах выбора методических приемов по воспитанию у детей интереса к традициям русского народа. Пополнилось содержание «Книжных уголков разнообразной детской литературой и методическими материалами (альбомы, иллюстрации, наборы открыток) по краеведению и приобщению дошкольников к русской национальной культуре; обновился новыми экспонатами мини-музей «Русская горница».
Возросла информированность родителей, о НОД дошкольного учреждения по приобщению детей к истокам русской народной культуры и хочется надеяться, что и осознание значимости этой работы для развития детей в семье.
Педагогический коллектив пришел к пониманию о необходимости разработки долгосрочного проекта по приобщению детей к истокам русской народной культуры как одного из направлений патриотического воспитания дошкольников.