Петрова Нина Николаевна
Проект «Русские народные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему: «Русские народные игрушки».
Актуальность. В настоящее время прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. У детей слабо развит интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Публикация «Проект „Русские народные игрушки“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа.
Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.
Тема проекта: «Русские народные игрушки».
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь-ноябрь).
Руководитель проекта: воспитатели.
Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Расширить представления детей о народной игрушке (матрёшка, неваляшка, дымковская игрушка, лошадки и др.). Знакомить с народными промыслами.
Задачи:
1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки.
2. Формировать представления детей о происхождении данного вида народного искусства.
3. Формировать представления детей о народных игрушках: Матрешка, Дымковская игрушка.
4. Развивать творческие способности детей.
5. Способствовать развитию познавательных интересов, сенсорного восприятия, логического мышления, внимания, воображения. Развивать сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
6. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Предполагаемый результат:
- Развитие нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развитие творческих способностей детей, посредством народного искусства.
- Формирование у детей уважения и любви к Родине, истории своего народа, посредством знакомства с произведениями народных мастеров, с историей промыслов.
- Активное участие в выставке.
- Закрепление умения создавать элементы дымковской росписи на своих работах.
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
Было проведено анкетирование родителей.
Цель: выяснить знания о народной игрушке, о значение ее в воспитание ребенка.
Родителям были предложены анкеты на тему «Как мы играем с ребенком» и «Игрушки в жизни малыша». Анализ анкетирования показал, что современный родитель ориентирован на игрушки западных стран. Они приобретают игрушки по желанию и требованию своих детей.
С детьми на этом этапе была проведена беседа "Любимые игрушки".
Также был произведён подбор иллюстративного материала по теме; произведений фольклора, тематических альбомов, народных игрушек, материалов для творчества, аудиозаписей р. н. песен для детей, народных хороводных и подвижных игр.
2. Основной этап.
Практический этап, который направлен на реализацию поставленной цели и задач.
Формы и методы взаимодействия с родителями:
1. Привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русскими народными игрушками;
2. Мастер – класс «Кукла пеленашка,
3. Консультация для родителей «Игры с матрешками».
Формы и методы работы с детьми.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Организация физкультурного разлечения. игр «В гости к Матрёшке»,
2. Театрализованная деятельность: Обыгрывание потешек с использованием народной куклы «Зайчик»; инсценировка потешки «Чики-чики-чикалочки» с использованием игрушки лошадка на палочке; инсценировка потешек и р. н. сказок с помощью шапочек – масок и настольных театров.
3. Проблемные ситуации «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».
Познавательное развитие:
1. Рассматривание иллюстраций с народными игрушками; альбомов: «Как делают матрёшки», «Как делают дымковские игрушки».
2. Совместная организованная деятельность: интегрированное занятие «Русская народная игрушка – матрёшка» из глины с применением ИКТ.
«Знакомство с дымковской игрушкой». «Мы милашки – куклы неваляшки» с экспериментальной деятельностью.
3. Обследование игрушек. Исследование материалов, из которых они сделаны. (тряпичная кукла, соломенная игрушка, глиняные игрушки).
4. Создание в группе выставки народных игрушек.
5. Беседы с детьми: «В какие куклы играли наши бабушки», «Что такое ярмарка?»; беседа о дымковской игрушке, о матрёшке, неваляшке, лошадках, дудочках и свистульках, куклах из ткани (пеленашка, зайчик на пальчик, их истории.
6. Просмотр презентации «Матрёшка», «Дымковская игрушка».
7. Проведение итогового мероприятия развлечение с использованием народных игрушек.
Художественно – эстетическое развитие
1. Аппликация «Сарафан для матрёшки»;
2. Лепка из глины «неваляшка»;
3. Рисование «Узоры на сарафане для матрёшки»; «роспись неваляшки», «Дымковская игрушка» (роспись силуэтов, «Роспись дымковской свистульки – птички, конь».
4. Творческая мастерская: украшение пластилиновых основ – матрёшек крупами,, выбор лоскутков для изготовления кукол: Пеленашки.
5. Слушание народных песенок, колыбельных.
6. Хороводные игры: «Матрёшки», «Чок, чок, каблучок»,
Речевое развитие:
1. Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
2. Чтение стихов: М. А. Пожаровой «Свернута из тряпки кукла у Параши», Г. Заславской «Есть иголка у меня» А. Барто «Кукла»
3. Чтение русских народных сказок, потешек; загадывание загадок о народных игрушках.
Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика «Игрушки», «С куклой»
2. Физ. минутки: «Конь», «Мы весёлые матрёшки»
3. Подвижные игры «Догони матрёшку», «Собери овощи матрешке» катание на лошадке на палочке.
4. музыкальные игры малой подвижности «Заинька, зайка».»Мы матрешки-вот такие крошки»
3. Заключительный этап.
Результативность проекта.
1. У детей появились знания и интерес к народным игрушкам и их истории;
2. Создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;
3. Сделаны игрушки и коллажи своими руками;
4. В своих играх дети стали больше использовать народную игрушку.
5. Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.
6. Обогатилась развивающая предметно – пространственная среда группы игрушками сделанными детьми и взрослыми; дидактическими играми по теме проекта.