Татьяна Ахтемирова
Проект «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушек больше миллиона в мире есть,
И всех игрушек нам сейчас не перечесть.
Но изо всех, быть может, только лишь одна
Для дружбы всех людей на свете рождена.
Сто лет Матрешке, но не старится она
Как красна девица – умна, скромна, стройна.
От многих бед ее сто лет хранит секрет:
Дуэт живет в Матрешке, трио и квартет!
Л. Печникова
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий
Участники проекта: Дети старшей группы «Смешарики», воспитатель, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Актуальность
Публикация «Проект „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития
творческой личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь
детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные
виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый
ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены: устный фольклор, музыкальное и изобразительное
искусство. Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.
Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т. д. Ценность народного искусства определяется и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.
Цель проекта
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной
культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию
художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
1. Расширять представления детей о многообразии предметов
декоративно – прикладного искусства. Знакомство с русской
матрешкой.
2. Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки
(история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный
материал и способ изготовления).
3. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
4. Развивать творческие способности детей.
5. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать
выразительность речи.
Прогнозируемые результаты:
1. Расширить знание детей о народных промыслах.
2. Развить интерес к дальнейшему знакомству с матрешкой.
3. Научить детей изготавливать матрешек и расписывать их элементами
национальных узоров.
Реализация проекта по этапам
Подготовительный этап:
Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.
Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: матрешка русский сувенир, который любят и ценят во всем мире. Когда появилась матрешка, кто ее автор, история происхождения матрешки, а можно ли самим сделать матрешку? Хотите об этом узнать?
Основной этап:
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, занятия, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций).
Заключительный этап:
Подведение итогов, презентация, выставка детских работ «Народные
промыслы», «Веселые матрешки».
Реализация проекта с детьми.
Художественно эстетическое развитие.
Чтение художественной литературы:
Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, фольклору.
Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
Чтение стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки»,
«Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»; С. Маршака
«Матрешка», Джулия Рум «Русские матрешки», С. Иванов «Барышня
матрешка», авторской сказки «Как Коко Ваня для Даренки новые валеночки
доставал»;
Рисование «Веселые матрешки»
Цель: Формировать умение создавать простые элементы декоративной росписи (цветы, листочки) с помощью тычка. Формировать чувство цвета, ритма. Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость при восприятии рисунков, интерес к народному творчеству.
Сюжетно – ролевые игры: «Матрешкины посиделки», «Ярмарка».
Познавательное развитие
Тематические беседы:
«Золотые руки мастеров»
Цель: воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному
изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное
отношение к труду мастеров.
«Русские народные игрушки»
Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки. Показать
разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную
отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского
народного искусства. Активизировать и пополнять словарный запас детей.
«В гости к матрешке»
Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей
рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов
данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие
деревянной матрёшки как символа русского народного искусства.
Совместная познавательно исследовательская деятельность «Из чего же, из
чего же?» (дерево - матрешки, хохлома; глина- дымка и т. п.)
Цель: Развитие исследовательской деятельности детей, наглядно-образного и логического мышления.
Дидактические игры:
«Народные промыслы», «Найди отличие», «Собери картинку», «Составь
узор».
Речевое развитие
Рассматривание иллюстраций на тему: «Богородская игрушка»,
«Ремесленных дел мастера». Альбома И. А. Лыкова «Веселые матрешки».
Цель: Обобщить знание детей о деревянных игрушках. Учить делать
сравнительный анализ элементов национальных узоров. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха,гончар, кузнец, пекарь). Активизировать и пополнять словарный запас детей.
Физическое развитие
Подвижные народные игры: «Гуси – гуси», «Горелки», «Краски»,
«Молчанка».
Работа с родителями:
1. Информация для родительского уголка по теме:
- «Народные игрушки»
- «Народные песни для детей, шутки и прибаутки»
- «Народные игры для детей»
- «Промыслы родного края»
2. Создание мини – музея деревянной игрушки.
Заключительный этап:
1. Проанализировать результативность.
2. Презентация «Русская матрешка».
3. Выставка детских работ «Народные промыслы». «Веселые матрешки».
4. Создание мини – музея деревянной игрушки.
По реализации проекта «Русская матрешка» получены следующие результаты:
1. Дети пополнили имеющиеся знания о народных промыслах и получили
новые.
2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
3. В группе в ИЗО уголке созданы условия для углубленного изучения
народных промыслов:
- Внесен наглядный и дидактический материал по теме «Народные
промыслы», схемы элементов национальных узоров.
- Мини - музей деревянной игрушки.
- Выставка детских работ «Народные промыслы»
- Выставка рисунков «Русская матрешка»
4. У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг
Конспект
«Золотые руки мастеров»
Цель: воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному
изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное
отношение к труду мастеров.
Задачи:
1. Познакомить детей с мастерами – изготовителями народных игрушек.
2. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде и мастерах.
3. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно –
прикладного искусства.
Ход занятия
Воспитатель: Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых,
недаром говорили на Руси: «Человек трудом красен». А вот лентяев не
любили в народе, смеялись над ними: «Спишь – спишь, и отдохнуть
некогда», «Люди – жать, а мы – на солнышке лежать», «Делано наспех –
сделано на смех».
Дети всегда помогали взрослым, были им хорошими помощниками.
Взрослые люди говорили про них : «Маленький, да удаленький!»
Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки вы знаете?
Ответы детей: Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Судят не по словам, а по делам.
Сделал дело – гуляй смело!
Делу – время, а потехе час.
Без труда не вытащить рыбку из пруда.
Терпение и труд все перетрут.
Почет и труд рядом идут.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете эти пословицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Народ всегда с уважением относится к тому, кто много
трудится. В русских сказках, песнях, поговорках высмеиваются белоручки и
лентяи, а прославляются люди ловкие, умелые, трудолюбивые. Уважение и
любовь к труду русский народ выразил не только в песнях, но и в играх. А вы хотели бы быть мастерами?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда давайте поиграем с вами в игру «Мы ребята мастера».
Игра «Мы ребята мастера» (по методике «Расскажи стихи руками»).
Мы ребята – мастера, Указать жест на себя.
Молотком тук-тук стучали - Постучать кулаком о вытянутый
Гвозди долго забивали. указательный палец
Получалось как – то криво. Рукой показать кривую.
Отпилили мы красиво, Поступательное движения ребром ладони.
Зачищали шкуркой долго, Потереть ладонь о ладонь.
Покрывали лаком стойким, Потереть пальцами о ладонь.
Верх узором украшали, Указательным пальцем очертить узоры в
воздухе. Посмотреть гостей позвали. Поманить ладошками на себя.
Воспитатель: Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про
мастера который любой работы не боится, говорили: «Мастер золотые руки», «Мастер на все руки». А любуясь выполненной работой, говорили: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера», «Красна птица опереньем, а человек – рукодельем».
Физкультминутка «Дымковский индюк»
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.
Послушайте интересную старую сказку.
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – Искусница.
Прослушал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое
Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья – Искусница
превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно перышко упало в селе Дымково. А вы, ребята, знаете, что делали
дымковские мастера?
Ответы детей: Игрушки из глины.
Воспитатель: Другое перышко упало в тульской деревне Филимоново.
Радостно стало жить в это деревне. Отчего стало весело в Филимонове?
Ответы детей: Стали делать игрушки из глины, свистульки.
Воспитатель: Третье перышко упало в городе Городец. Кто знает, чем
прославились Городецкие мастера?
Ответы детей: Они расписывали деревянные изделия: прялки, посуду,
мебель.
Воспитатель: А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под
названием Гжель. И появились там мастера на все руки. Чем же так
знамениты гжельские мастера? Что они делали?
Ответы детей: Мастера делали посуду.
Воспитатель: Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал,
перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем
расставить все по своим местам.
Игра «Каждое изделие – в свой город».
(Дети расставляют изделия по названию города.)
Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько вы знаете о народных
промыслах. А сможете рассказать, как вы догадались, что именно это –
гжельское изделие, а это – из Филимоново? (Дети рассказывают, по каким
характерным особенностям они отличают одно изделие от другого, отмечают цвет, форму, способы художественной выразительности, материал, технику изготовления и т. д.)