Светлана Кижваткина
Проект «Роль игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Роль игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
Вид проекта : групповой.
Состав участников: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Тип проекта : творческий, информационно-познавательный, художественно-речевой, информационно-игровой.
Публикация «Проект „Роль игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Продолжительность проекта : октябрь 2021-май 2022гг.
Охватываемые образовательные области:
-Социально-коммуникативное развитие;
-Познавательное развитие;
-Речевое развитие;
-Художественно-эстетическое развитие
Актуальность.
Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась и выбрала тему проекта : «Современные игровые технологии как средство развития речи детей».
Развитие речи ребёнка требует постоянного педагогического руководства. В связи с этим, необходимо разработать систему по развитию речи детей с использованием в педагогическом процессе игровых технологий, которые будут способствовать расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.
Цель: Изучение и анализ эффективности использования игровых технологий в развитии речи дошкольников.
Задачи:
Образовательные: - Обогащение, уточнение и активизация словаря у детей, на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения.
Развивающие :- Организация развивающей речевой среды.
- Целенаправленное развитие речи, с помощью выполнения игровых упражнений с детьми имеющими задержку речевого развития, с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки и др.) а так-же тексты с худ словом.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры;
Формировать все компоненты устной речи : грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую, звуковую культуру речи;
Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
Воспитательные: Воспитывать желание общаться, практически овладевать нормами речи.
Длительность: долгосрочный, 1 год
Участники проекта :
*дети
*педагоги
*родители
Методы и формы работы:
1. Словесные методы: метод творческой беседы, рассказ, художественное слово, вопросы.
2. Наглядные методы: рассматривание, наблюдение.
3. Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей).
4. Практические методы: упражнения.
5. Игровые (вхождение в воображаемую ситуацию).
Вид проекта :
Творческие:
Исследовательские:
Игровые :
Информационные:
Срок реализации проекта 1 год.
Ожидаемые результаты:
применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Материально-техническое оснащение :
формирование элементарных игровых технологий
речевое развитие,
физическое развитие.
Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала, составление перспективного плана деятельности с детьми, системы взаимодействия родителями, подбор консультаций.
II этап – основной
Реализация системы деятельности по развитию речи через игровые технологии, взаимодействие с родителями по теме, создание предметно-пространственной развивающей среды
III этап – заключительный
Подведение итогов. Оформление результатов работы.
Для успешной реализации плана использовались следующие методы и формы организации:
Игра.
Наблюдение.
Чтение художественной литературы.
Тематический план к проекту :
Дата Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
сентябрь 1. Познавательные беседы: цикл бесед по познавательному блоку: «Игрушки», «Как мы играем с игрушками» «Нужна ли игра ребенку и зачем?»
«Исследование игровой деятельности»
Побор материала по теме проекта
октябрь 2. Экскурсионная деятельность: в музей технологических игрушек.
2. Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка».
Диагностическое обследование
ноябрь 3. Видеопросмотры: мультфильмы об игрушках: «Забытые игрушки», «Зай и Чик», «Стойкий оловянный солдатик», «Щелкунчик» и др. ; фильмы Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника» Планирование деятельности по теме проекта
декабрь 4. Дидактические игры: «Назови игрушку» цель: закрепить знания детей о игрушках; «Кто скорее соберет игрушки», «Познакомим Мишку с игрушками 1. Консультации: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»; «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка»; Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?» Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта
Воспитатели,
родители
январь 5. Организация сюжетно – ролевой игры: «Магазин игрушек» цель: развивать функции сравнения и обобщения в мышлении детей, развивать диалогическую речь, воображение, учить общению. Помощь родителей в оснащении группы игровым материалом; в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Определить с педагогами условия использования сюжетно -ролевой игры.
февраль 6. Подбор, чтение и заучивание художественных произведений: разучивание стихотворений об игрушках А. разгадывание загадок об игрушках. Буклет "Сюжетно – ролевая игра. Что это такое?" Консультация Рекомендации по комплектации и обновлению игровых уголков в группах
март 7. Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского («Деревянные солдатики», «Игра в лошадки», «Новая кукла», Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома Пополнение уголков атрибутами для дидактическихигр
апрель 8 «Найди и назови правильно», участие родителей в речевом воспитании детей. создание развивающей предметно-пространственной среды;
май 9Закрепление и обобщение пройденного материала. Анкетирование родителей «Играй и развивайся». Создание папки для педагогов: "Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника»
Список литературы:
-Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О. С., Ушакова, Е. М. Струнина. –М. : Владос, 2020. –288 с
-Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2019.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М. : Высшая школа, 2019. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты.
-Книга для воспитателей детского сада / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина; Под ред. О. С. Ушаковой – М. : Изд-во «Совершенство», 2021.
-Интернет источник.