Татьяна Малеева
Проект «Родной свой край люби и знай» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Родной свой край люби и знай».
(Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста).
Автор: Малеева Татьяна Леонидовна
Воспитатель МДОУ д/с № 32 «Пчелка» с. Стародубского
Паспорт проекта :
1. Вид проекта : тематический, творческий.
2. Продолжительность: 1 год (долгосрочный).
3. Участники проекта : дети старшей логопедической группы «Речецветик»
- родители
- воспитатель
- музыкальный руководитель
Публикация «Проект „Родной свой край люби и знай“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность и обоснованность проекта «Родной свой край люби и знай» :
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
В процессе экономического и патриотического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема - патриотическое воспитание. Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность. Как всем нам сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Лики земли неповторимы. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения - сохранить эту самобытность.
Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Но при этом надо помнить о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между старинной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины:
Я - человек! Я живу на этой земле.
Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту землю, мой родной край, все, что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них.
Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа. Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров моей Земли. Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом. Это все моя Родина.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Понятие патриотизм- это чувство любви к Родине. Воспитание у ребенка любви к Родине начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами. Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Цель проекта :
Проект направлен на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, родному селу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
Задачи проекта :
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, саду, улице, селу через все виды детской деятельности.
2. Расширение представлений о селе Стародубском.
3. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного края.
4. Развитие интереса к русским традициям, обычаям.
5. Формирование нравственно - патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями.
6. Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
7. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Предполагаемый результат:
1. Дети имеют представления о селе, в котором они живут, знают, что это их малая Родина.
2. Испытывают чувство гордости за свой край.
3. Проявляют интерес к русским традициям, обычаям.
4. Проявляют интерес к природе родного края.
5. Знают свой домашний адрес, название села, края.
6. Знают краткие сведения об истории села и края.
7. Понимают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознают себя полноправным членом общества.
Этапы реализации проекта :
1 этап
Сентябрь 2018 г.
- Изучение опыта других образовательных дошкольных учреждений.
- Подбор и разработка методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, презентации.
- Подготовительная работа с родителями детей. С детьми. С музыкальным руководителем.
- Подбор исторической литературы.
- Подбор произведений русского народного творчества.
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, альбомы).
- Подготовка разного вида бросового материала.
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
- Дидактические игры.
- Оформление альбома «Мое родное село».
- Изготовление папок-передвижек по теме.
- Презентации о крае, малой родине - селе Стародубском и его достопримечательностях.
- Составление конспектов.
2 этап
Решаются все поставленные задачи проекта.
Мероприятия по реализации проекта «Родной свой край люби и знай».
Октябрь 2018 г. – май 2019 г.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Любовь к родному краю».
- Консультация для родителей «Куда сходить с ребёнком в выходные дни».
- Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота».
- Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
Работа с детьми:
- НОД «Край родной мой Ставропольский» (введение в тему).
- Презентация «Моя малая Родина – Ставропольский край».
- Чтение художественной литературы (писатели нашего края).
- Беседа «Чем богат Ставропольский край?».
- Дидактическая игра «Люби и знай свой край родной».
- Лепка «Птицы нашего края».
- НОД «Знакомство с историей села Стародубского».
- Презентация «Село Стародубское».
- Художественное творчество - рисунок: «Мое село».
- НОД «Мое село – моя малая Родина».
- Беседа «Улица, на которой я живу».
- Дидактическая игра «Улица, на которой я живу».
- Художественное творчество - аппликация: «Дома на моей улице».
- Физкультурный досуг «Край любимый, край родной».
- Лепка «Животные нашего края».
- Чтение стихотворений Светланы Весенней «Непоседливая крошка».
- Экскурсия в горницу «Русская изба».
- Конкурс поделок «Край родной навек любимый».
- Экскурсия к памятнику погибшим воинам.
- Чтение рассказов и стихотворений Людмилы Соболевой «Ставрополье в военные годы».
- НОД «Что мы Родиной зовем?»
3 этап
Анализ деятельности по реализации проекта.
Май 2019 г.
Результаты работы над проектом :
-Дети проявляют интерес и знают некоторые факты из истории села Стародубского.
- Имеют представление о некоторых исторических памятниках, проявляют интерес к родному краю.
-Называют фамилии писателей нашего края.
-Называют птиц, животных нашего края.
-Имеют представление о традициях и обычаях родного села.
Заключение
Проделанная работа позволяет сделать выводы, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаём детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за наш город, наш край, нашу Родину русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма.
Нашим детям есть чем гордиться!
Литература:
1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»
2. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»
3. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
4. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
5. Михеева Л. М., Короткова М. В. «Русские народные праздники».
6. Соболева Л. Г. «Ставрополье в военные годы».
7. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?»
8. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008.- 112 с.
10. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
Интернет-ресурс:
1. nsportal. ru Социальная сеть педагогических работников.
2. maam. ru Социальная сеть педагогических работников.