елена будкевич
Проект «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Родной свой край люби
и знай
Автор проекта : воспитатель
1 категории Будкевич Елена Геннадьевна, СП «Абакановский детский сад»
Череповец – 2019
Название проекта : «Родной свой край люби и знай».
Вид проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.
Срок действия:2018-2019 учебный год.
Организация: групповая, семейная.
Участники проекта : дети 6-7 года жизни (смешанная старшая и подготовительная группа, воспитатель, родители.
Публикация «Проект „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Цель проекта :
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, его достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родному поселку.
Задачи проекта :
-воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц.);
-приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;
-развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;
-культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим односельчанам нашим предкам;
-способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
Девиз: «Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину - такую,
Какой её ты в детстве увидал.»
(К. Симонов)
Актуальность проблемы:
Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и в концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Это систематическая целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов и воспитателей дошкольных учреждений воспитания социально активных, самостоятельных творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) на первый план выдвигаются задачи формирования духовно-нравственных ценностей. И это очень важно: ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Формирование личности, особенно творческой, не может осуществляться без такого важного компонента, как изобразительное искусство. Искусство помогает в решении задач воспитания культуры чувств, образных форм познания и т. д. Искусство может стать эффектным средством воспитания любви к родному краю, к Родине.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы, и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края - верный путь повышения качества воспитания и обучения. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства,- одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Любить Родину - значит знать ее, знать прежде всего свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родное село, а значит, стать созидателем своей малой Родины. Я считаю, что тема патриотического воспитания дошкольников всегда была и будет актуальной.
Ожидаемые результаты:
-ребята узнают историю возникновения улиц родного поселка;
- смогут рассказать о интересных и творческих людях, живших и живущих сейчас в нашем поселке;
-проявят интерес к родному краю, который найдет отражение в детских рисунках, рассказах;
-у детей разовьется ответственное отношение к общественно-значимым заданиям, инициатива, активность, самостоятельность;
- приобщатся к культурному прошлому и настоящему своей малой Родины.
Выбранные методы и приемы:
-Занятия;
-Интегрированные занятия;
-Целевые прогулки и экскурсии;
-Занятия-развлечения;
-Тематические встречи;
-Беседы в свободной деятельности;
-Работа с картами, схемами;
-Использование краеведческого материала;
-Наблюдения;
-Рассматривание иллюстраций;
-Использование детских художественных произведений;
-Театрализация сказок;
-Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, прослушивание музыкальных произведений;
-Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада);
-Личный пример (мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - очень сильнодействующий фактор воспитания).
Начиная и планируя работу по долгосрочному проекту «Родной свой край люби и знай» я разделила её на краткосрочные проекты, рассчитанные по времени и теме на один месяц.
Первый этап каждого краткосрочного проекта : информирование родителей о начале работы по данной теме (это могут быть памятки, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование).
Второй этап: планирование проекта.
Постановка проблемы.
Например, в октябре: Воспитатель привлекает внимание детей к карте Череповецкого района (рассматривают, обсуждают, ищут свой поселок Абаканово)
Рассказ воспитателя о поселке (информационный).
Вопрос: в каком поселке мы живем? Где живут бабушка и дедушка (другие родственники? На какой улице ты живешь? Почему улицы имеют такие названия? Какую информацию могут нести названия улиц? Менялись ли названия улиц? Отражают ли названия улиц особенности жизни нашего города?
Третий этап: реализация проекта
Реализация проекта включает определение вместе с детьми основных путей по достижению намеченной цели.
Далее вместе с детьми составляется план работы по проекту. Реализация намеченного плана проходит через разные виды деятельности.
Воспитанники собирают информацию с помощью родителей и воспитателей.
Формы работы над проектом :
экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей);
просмотр видеофильмов;
чтение специальной литературы, разучивание стихотворений;
организация фотосъемки, оформление фотовыставки;
посещение музея;
изготовление дидактических игр (с воспитателем); и другие
Четвертый этап: презентация проекта;
В сентябре это развлечение «Антошка и картошка»,
в октябре – дидактическая словесная игра «Расскажи нам о себе»,
в ноябре- развлечение «Бабушкины сказки»,
в декабре- Сюжетно-ролевая игра «Мы пришли в музей народного быта»,
в январе- интегрированное занятие «Хлеб- всему голова»,
в феврале – развлечение с военно-патриотическим уклоном «Богатыри»,
в марте – музыкальное театрализованное развлечение «Ярмарка»,
в апреле- мы пришли в музей вологодского кружева»,
в мае- Вечер знакомства с жизнью и творчеством поэта-земляка Богданова С. Б. ,
в июне- конкурс рисунков «природа в опасности».
Перспективный план работы (каждый месяц работаем по одной конкретной теме) :
Дата Тема Пути достижения цели Формы, методы закрепления
Сентябрь Природа на участке детского сада, в школьном саду и в роще. Труд школьников на уборке урожая. Экологическая экскурсия «Золотой наряд Осени», наблюдения на прогулках, работа в уголке природы, чтение художественных произведений о природе Е. Чарушина, М. Пришвина, стихов, пословиц, загадок. Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена природа нашего района. Развлечение «Антошка и картошка» (поделки из картофеля - совместно с родителями). Составление коллажа «Сентябрь-листопадник».
Октябрь Я, моя семья, мой дом, адрес, улица, ближайшее окружение. История возникновения нашего села. Специально организованные занятые, беседы в свободное время, целевые экскурсии «Моя улица»(+фоторепортаж, «Дом, в котором я живу», целевые прогулки в ближайшем окружении. Дидактические словесные игры «Радио», «Расскажи нам о себе», «Кто потерялся».
Составление плана – схемы поселка.
Ноябрь Фольклор: народные сказки, пословицы, потешки, загадки. Использование их на занятиях (заучивание в совместной деятельности, в режимных моментах, драматизация сказок, кукольный, пальчиковый и настольный театр. Театрализованные игры по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой». Развлечение «Бабушкины сказки»
Декабрь Знакомство с предметами русского народного быта, упоминаемыми в сказках. Рассматривание экспонатов музея народного быта (в группе на специально организованном занятии «Весела была беседа», иллюстраций Ю. Васнецова к русским народным сказкам, рассказ воспитателя, беседа с детьми. Рассматривание и тактильное обследование предметов народного быта в свободное время, сюжетно-ролевая дидактическая игра «Мы пришли в музей» (экскурсовод, кассир, смотритель зала). Конкурс «Любимое время года» из лоскутного шитья (совместно с родителями).
Экскурсия в музей Абакановской воскресной школы.
Январь ЧП «Абакановская пекарня».
Знакомство с трудом работников пекарни, с процессом замешивания теста и выпекания хлеба; закрепление знаний детей о долгом пути хлеба от поля до стола. Целевые экскурсии «В пекарню», «В хлебобулочную палатку», интегрированное занятие «Хлеб - всему голова». Рассматривание иллюстраций, Дидактические игры и пособия «Откуда к нам хлеб пришел?», «Пекарня», «Аукцион хлебобулочных изделий», лепка из соленого теста, использование пословиц, стихов о хлебе и труде на занятиях и в повседневной жизни.
Февраль Знакомство с жизнью и подвигом героя-земляка Костромцова Петра Степановича. Развлечение с военно-патриотическим уклоном «Богатыри». Целевая экскурсия по центральной улице Абаканова - улице имени П. С. Костромцова, беседа с детьми. Посещение школьного музея Боевой славы, рассматривание портрета П. С. Костромцова, прослушивание рассказа школьных краеведов о жизни и подвиге П. С. Костромцова.
Март Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, частушек, пляски в хороводе. Музыкальные занятия, день народной музыки, прослушивание народных мелодий в аудиозаписи в свободное время. Музыкальное театрализованное развлечение «Ярмарка» (совместно с родителями, самостоятельная театрализованная деятельность детей.
Апрель Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством вологодского края - вологодским кружевом. Рассматривание вологодского кружева, тактильное обследование, рассматривание иллюстраций с его изображением. Отражение впечатлений в рисунках, играх. Сюжетно-ролевая дидактическая игра «Мы пришли в музей»
Май Знакомство с жизнью и творчеством поэта-земляка Богданова Сергея Борисовича Рассказ сестры писателя Спиричевой Натальи Борисовны о его жизни и творчестве. Рассматривание портрета С. Б. Богданова, рассказывание его стихов, отражение впечатлений в рисунках.
Июнь Экологическая акция «Друзья природы» Проведение праздника, посвященного Дню защиты детей. Озеленение участка ДОУ, цветников. Отражение впечатлений в рисунках, играх.
Конкурс рисунков «природа в опасности».
Практическая значимость результатов работы над проектом :
Я считаю, что работая с проектом по теме «Родной свой край люби и знай», добилась неплохих результатов.
На целевых экскурсиях по селу дети знакомились с достопримечательностями Абаканова, находили улицы (я им объясняла, почему именно так они названы, дома, здания. Во время экскурсий мы фотографировали постройки, фотографии нам пригодились для изготовления карты поселка. После экскурсий мы составили карту- схему села, а затем в свободной деятельности и на занятиях дети находили на карте свою улицу, дом, где живут и т. д. Сейчас дети хорошо ориентируются на карте и без труда находят желаемый объект. Также при помощи этой карты мы с детьми обговариваем безопасные маршруты от дома до детского сада, в школу, магазин, в медпункт, дети, пользуясь указкой, их показывают. Ребятам очень интересно узнавать историю своего села, слушать рассказы о людях, прославивших его, рассматривать старые фотографии.
Большое внимание в своей работе уделяю народному творчеству, ведь дети очень чутки к меткому народному слову. Они научились использовать в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запомнили и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Очень любят участвовать в театрализации русских народных сказок. Немалый интерес вызвало у детей знакомство с вологодским кружевом.
В процессе ознакомления детей с необходимым материалом старалась создавать благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: дети учились анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем им рассказывала или читала я.
Изучали с детьми природу на участке и около детского сада: названия деревьев, кустарников, цветов. Во время экскурсий по селу ребята находят знакомые деревья, узнавая их по признакам. Дети охотно ухаживают за клумбами, мы вместе посеяли цветы, поливали, рыхлили, пропалывали, а осенью собрали и высушили семена для весенней посадки. Также ребята ухаживают за комнатными растениями, каждую весну проводим в группе экологическую акцию «Огород на окне», проводим опыты.
Для того чтобы проверить эффективность своей работы, оценить полученные знания детей, я использовала такой метод педагогической диагностики как беседа. При помощи различных вопросов я выясняла, как ребенок ориентируется в данной теме. Беседу проводила до и после изучения темы. Например, до занятия по теме «Мой адрес» только двое детей (11%) в группе смогли назвать село, улицу, номер дома и квартиры. После занятия, целевых экскурсий все дети (100%) знали свой домашний адрес. Большой интерес у детей и даже некоторых родителей вызвала работа по ознакомлению с историей возникновения села и названиями улиц. Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города.
В процессе работы по теме «Родной свой край люби и знай», успешно решала и ряд следующих задач:
а). Задачи эстетического и нравственного воспитания.
Слушая и разучивая песни, стихи о Родине, о подвигах, о труде наших соотечественников, о природе родной страны ребята могли радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает детям воспринять то, чего они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому воспринять то, что им хорошо знакомо, искусство развивает и воспитывает чувства.
б). Задачи физического воспитания.
Развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость, через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.
в). Приобщение дошкольника к трудовой деятельности.
Всегда поощряла трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для детского сада и т. д. Дети 5-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую пользу. Всегда слежу за выполнением ребятами трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.
г). Формирование бережного отношения к природе.
Формируя бережное отношение к природе (выращивание цветов, овощей, изготовление кормушек, подкармливание птиц и т. д., стараюсь воспитывать любовь к родному краю и желание работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.
Считаю работу по патриотическому воспитанию дошкольников интересной, актуальной и важной, так как работая в этом направлении решается ряд задач эстетического, нравственного, физического и трудового воспитания.
Изучение психолого-педагогической литературы по выбранному направлению:
1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-Синтез» 2008г.
2. Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Родной край» Москва «Просвещение» 1990г.
3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Познавательное развитие», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004г.
4. Т. Комарова, В. Пантелеева «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю», «Дошкольное воспитание»№2 2008 год.
5. Н. Круглова «Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры», «Дошкольное воспитание» №10 2006 год.
6. Т. Новакова «Экскурсия в пекарню», «Дошкольное воспитание» №4 2009 год.
7. С. А. Пряхина «Мне посчастливилось родиться на Руси», «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №8 2008 год.
8. Н. Н. Сазикова «Патриотическое воспитание дошкольников», «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №8 2008 год.
9. Г. В. Немова, А. Н. Малышева «Праздники, игры и танцы для дошкольников», Ярославль «Академия развития» 2006 год.
10. И. Казакова «Особенности патриотического воспитания дошкольников» журнал «Обруч» №6 2003 год.