Наталья Труфанова
Проект «Речевое развитие детей как ступень для успешной адаптации в социуме»
▼ Скачать + Заказать документы
Главное условие успешной работы по развитию коммуникативных способностей детей - пример, подаваемый взрослым. Слышит ребенок речь правильную, отчетливую, ясную и невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки.
Основные цели и задачи:
• Создать систему работы по активизации речи детей с учетом традиционных и инновационных методик.
• Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс и формирование речи ребёнка, познакомить с доступными методами и приемами.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний и умений.
• Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, культурному наследию своего народа, умело использовать в своей речи все формы выразительности речи.
• Использовать рекомендованную программную художественную литературу, приобщать детей к чтению, готовить к обучению грамоте.
Проект ориентирован на 4 возрастные ступени :
- Младший возраст (3-4 года).
- Средний возраст (4-5 лет).
- Старший возраст (5-6 лет).
- Подготовительная к школе группа (6-7лет).
Предполагаемые результаты:
1. Построение развивающей среды и формирование личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребёнка.
2. Расширение диапазона традиционных методик речевого развития детей и обогащение их новым содержанием.
3. Стимулирование эмоционального реагирования и использования его для речевой деятельности детей.
4. Реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.
5. Развитие и осуществление коррекции в речевой сфере.
6. Создание методических рекомендаций по проведению диагностики, планированию и построению занятий, игр и других видов деятельности ребенка.
Этапы работы.
Изучение проблемы речевого развития детей.
Подбор методической литературы.
Диагностирование детей и анализ диагностики.
Разработка цикла занятий, игр по всем возрастным группам.
Создание предметно-развивающей среды.
Разработка и проведение семинаров-практикумов для родителей.
Презентация проекта на пед. совете и методическом объединении.
Реализация проекта.
Сроки и этапы. Содержание деятельности.
Результаты.
Аналитико-диагностический.
Диагностика исходной ситуации
(фиксация проблем). Поиск эффективных направлений активизации коммуникативных навыков детей. Организационная работа: изучение, обобщение и анализ литературы по данному вопросу. Обобщение опыта деятельности педагогов, психологов и логопедов; согласование идеи проектной работы с администрацией ДОУ.
Определены ресурсы, разработан план работы над проектом.
Разработка комплексной диагностики обследования речи дошкольника. Комплектация подгрупп по результатам диагностирования.
Определение модели будущего успешного школьника.
Разработана и утверждена концепция проекта,
Внесен прогноз возможных затруднений, расчет ресурсов.
Организационно-исполнительский
Создание условий, обеспечивающих эффективность работы над проектом. Вовлечение родителей в единую творческую деятельность.
Разработка и проведение открытых мероприятий по развитию коммуникативных способностей дошкольников.
Внедрение инновационных форм проведения занятий.
Создана обогащенная предметно-развивающая среда, проводились систематические проверки результативности работы.
Организация текущего и итогового контроля (мониторинги). Сбор, обработка, анализ показателей.
Коррекция и регулирование учебно-воспитательного процесса в группе.
Введены дополнительные педагогические технологии и методики. Разработан каталог вспомогательных средств.
Дана оценка текущего и итогового контроля речевого развития детей, сделаны заключения и выводы о проделанной работе.
Аналитико-диагностический
Обобщение результатов деятельности, представление проекта.
Созданы методические рекомендации к различным формам взаимодействия педагогов с детьми,
Подготовлен макет проекта. Определение перспектив.
Итогом проекта было создание детской книги:
«Что увидел ручеек».
Идея создания книги была продиктована названием детского сада – «Ручеек».
Работа проводилась в подготовительной к школе группе.
На первом этапе (подготовительном) были определены цели и методы работы, была создана проблемная ситуация: «У каждого красивого места есть своя история или легенда. Наш детский сад очень красивый, но у него нет своей сказки. Детям была предложена задача: придумать историю путешествия ручейка.
На втором этапе был выбран макет будущей книги, иллюстративный и демонстрационный материал, приготовлено всё необходимое для прикладной деятельности. Затем приступили к средствам создания сказки. Сначала дети выбрали слова, обозначающие предметы, которые мог встретить ручеек на своем пути, потом им было предложено придумать к ним рифмы. Задание было домашним, каждый ребёнок получил по два слова, таким образом, к созданию книги были привлечены и родители.
Процесс творческой работы по сочинению способствует формированию у дошкольников образного мышления, развивает фантазию, связную речь, активизирует и расширяет словарный запас, но я решила усложнить задачу и подвести детей к осознанию значимости своего творения для следующего поколения дошколят и предложила создать книгу для детей, которые будут учиться читать. Дети, в свою очередь, предложили разложить все слова в алфавитном порядке.
Третий этап работы был самым сложным, из собранного материала нужно было создать композицию. Детей нужно было подвести к составлению отдельных фрагментов в единое целое. Началась работа по «иллюстрированию книги», а потом дети просто стали играть со своими персонажами, и постепенно все оказалось на своих местах, мне лишь пришлось убрать «шероховатости» текста.
Так появилась история о ручейке. Кроме того, эту книгу можно не только читать, но и играть с ней. В специальном кармашке лежат картонные персонажи сказки, и дети свободно могут перемещать их на нужную
страницу.