МААМ-картинки

Проект по реализации национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС «Мой край родной» (часть 1)

Юлия Берникова
Проект по реализации национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС «Мой край родной» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

Реализация национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС «Мой край родной»

1. Актуальность

Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повышение его качества во всех типах образовательных учреждений, в том числе и в детском саду. В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает национально-культурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края, его эстетическими и нравственными ценностями. В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Концептуальной основой государственных образовательных стандартов являются принципы демократизации и регионализации. Региональный подход в сфере образования позволяет возрождать культуру конкретного региона, позволяет обеспечить эффективное управление, планирование, способствует развитию сферы образовательных услуг и обеспечивает многообразие образовательного пространства России.

Темочки:

В настоящее время практикующим педагогам дошкольных учреждений предлагается обширный выбор различных программ воспитания и обучения детей как представителей региона, носителей местной культуры. Но далеко не каждая программа может рекомендовать практикам формы организации учебно-воспитательного процесса конкретного региона, населенного пункта, в котором располагается дошкольное учреждение, проживают дошкольники. И поэтому часто интересные методики, идеи остаются не востребованными.

Анализ педагогических исследований позволяет констатировать объективно существующее противоречие между потребностями новой образовательной ситуации в регионализации дошкольного образования и возможностями педагогической науки, не располагающей инструментарием удовлетворения этих потребностей. Указанное противоречие порождает проблему исследования и необходимость разработки такой педагогической технологии, которая позволила бы научно обоснованно, качественно и эффективно конструировать образовательный процесс на основе требований государственного стандарта и с учетом особенностей региона и конкретного образовательного учреждения.

Для этого необходима планомерная, систематическая совместная работа ребёнка, педагога и семьи.

2. Целью проекта является : построение системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности дошкольников, родителей, всех работников дошкольного учреждения при опоре на особенности традиций родного края, города, страны.

Задачи.

• Интеграция нравственного, эстетического, интеллектуального развития ребенка в ходе формирования основ национального самосознания и любви к Родине, приобщение воспитанников, родителей и педагогов к культурному наследию Отечества;

• Создание условий для воспитания детей на традициях русского народа, края, города;

• Формирование интереса к духовно-нравственному наследию предков;

Системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом;

• Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей.

3. Концепция проекта.

С позиции концептуальной идеи данный проект направлен на достижения положительного результата при реализации регионального компонента в деятельность ДОУ, опираясь на накопленный педагогический опыт, созданию экспериментальной базы, плодотворному сотрудничеству с социально значимыми объектами города, области, привлекая к совместной деятельности родительское сообщество (создание детско-родительского клуба «Туристята», разрабатывая и внедряя в практику краеведческие материалы, опираясь на коллектив единомышленников и соратников, увлеченных одним общим делом.

В основе проекта лежат важнейшие педагогические принципы:

• Сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения знаний от малого к более углубленному, создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ»;

• Формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте;

• Опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения.

4. Содержание проекта

Педагоги утверждают, что нравственно-патриотические представления не

могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, интеграции усилий специалистов ДОУ, родителей, межсетевого сотрудничество с другими учреждениями образования, культуры и общественными организациями. Следовательно, организуемая деятельность детей (познавательная, художественно - речевая, художественно-творческая, музыкальная) должна быть содержательной, эмоционально-насыщенной, способствовать формированию у дошкольников необходимых представлений о малой Родине.

Таким образом, нами был определен комплекс педагогических условий,

обеспечивающих нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Разработанная модель представляет собой систему взаимосвязанных компонентов. Каждый компонент выполняет свою роль в реализации поставленных задач.

Для эффективной реализации предложенной системы важным моментом

является создание на организационном этапе культурно-региональной образовательной среды в ДОУ, представленной из двух блоков: макро- и микросреда, каждый из которых включает несколько компонентов с учетом предмета исследования.

Микросреда включает в себя всю деятельность, происходящую внутри дошкольного учреждения:

МИКРОСРЕДА

Познавательно-

исследовательский центр Метеоплощадка

«Почемучки»

Детско-родительский Создание летописи

клуб «Туристята» туриста

Разработка и внедрение

программы «Мой край родной»

Каждый педагог знает, что успех его плодотворной деятельности зависит от правильно спланированного педагогического процесса. Поэтому задачей первостепенной важности перед нашим коллективом стало разработка плана программы «Мой край родной». Данная программа разработана для реализации со 2 младшей группы, с учетом физических и психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Все содержание программы объединяется в модули, с учетом постепенного усложнения.

Содержание образовательной деятельности детей 2 младшей группы:

Модуль №1 «Моя семья».

Модуль №2 «Мой детский сад».

Модуль №3 «Мой город».

Модуль №4 «Улицы моего города».

Модуль №5 «Уголь – черное золото».

Содержание образовательной деятельности детей средней группы:

Модуль №1 «Райчихинск – город мой родной».

Модуль №2 «Люди, прославившие наш город».

Модуль №3 «Достопримечательности нашего города».

Модуль №4 «Амурская область – часть России».

Модуль №5 «Из истории родного края».

Содержание образовательной деятельности детей старшей группы:

Модуль№1 «Райчихинск – город мой родной».

Модуль №2 «Амурская область – история родного края».

Модуль№3 «Богатство родного края – полезные ископаемые, месторождения, прииски и т. д.».

Модуль№4 «Природа родного края».

Модуль №5 «Заповедными тропами».

Содержание образовательной деятельности детей подготовительной группы:

Модуль№1 «Райчихинск – город мой родной».

Модуль№2 «Амурская область – часть России».

Модуль №3 «Коренные народы Амурской области».

Модуль №4 «Растительный и животный мир Амурской области».

Модуль №5 «Амурские промыслы»

Модуль№6 «Культурное наследие родного края».

Модуль №7 «Дальний Восток».

Вся образовательная деятельность проходит в игровой, занимательной форме. Дети совершают экскурсии, виртуальные путешествия, делают открытия.

Для проведения экспериментов и опытов в детском саду создан центр познавательно-исследовательской деятельности «Почемучки» (Приложение). Данный центр оборудованной с учетом требований ФГОС и включает в себя :

- природный материал (семена растений - деревьев, трав, цветов, овощных и фруктовых культур, злаковых растений и т. д., (образцы грунтов - песка, глины, камней, плодородной почвы и т. д., (набор природных ископаемых – уголь, железо, медь, олово и т. д., (лабораторное оборудование – микроскопы, мерная посуда, алгоритмы проведение опытов, пооперационные карты, глобусы, энциклопедии, и т. д.

Для изучения особенностей погодных условий нашего региона и наблюдением за погодными явлениями на территории дошкольного учреждение оборудована метеоплощадка (Приложение, которая оснащена солнечными часами, термометрами, анемометр, влагомеры, а так же стенд для фиксирования проведенных наблюдений. На территории метеоплощадки расположен небольшой огород, где дети наблюдают за ростом овощных культур и пряных трав.

Кроме того программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности. В нашем случае – это «Летопись туриста» (Приложение) в которой собраны фотографии экскурсий и походов, описание открытий и опытов, самые яркие наблюдения, зарисовки, творческие работы, небольшие гербарии интересных растений, встретившихся ребятам в походе, фотографии животных и птиц, обитающих в парке «Дружба» и т. д.

Важным аспектом, предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители – это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в реализации регионального воспитания, ведь такое все объемлемое понятие как Родина начинается с маленького слова «семья». Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей. В нашем случае таким общим делом стало создание детско-родительского клуба «Туристята» (Приложение). Главной целью работы клуба стало – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города, области и страны в целом.

Макросреда – это деятельность дошкольного учреждения в ходе взаимосвязи с социальными объектами. Она включает в себя:

МАКРОСРЕДА

Пожарная часть

Управление образования

города Райчихинска Спортивная школа

Городская библиотека Областной краеведческий

музей

Городской Общество ветеранов Музей погранотряда

краеведческий музей

Не одна инновационная деятельность в дошкольном учреждении не обходится без сотрудничества с социально-значимыми объектами. Управление образованием города Райчихинска всегда заинтересовано в том, чтобы дошкольно-образовательные учреждения строили свою педагогическую деятельность в режиме инновации. Поэтому дошкольному учреждению присвоен статус городской экспериментальной площадки: «Реализация национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС».

Основной формой накопления детского опыта о родном городе, крае являются экскурсии, целевые прогулки, походы. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты.

Неиссякаемый источник информации – это музей. Наши ребята совершают экскурсии в городской и областной краеведческие музеи, музей погранотряда и пожарной части. Музей – это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории города и области, к реальной жизни их жителей, почувствовать всю грандиозность происходящего в них событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров, прикоснуться к боевому подвигу российских военных и пожарных.

Большое значение имеют встречи с интересными людьми нашего города. В этом нам помогают общество ветеранов и пенсионеров. Дети воочию могут увидеть и услышать о том, как строился и развивался наш город, как помогал стране в годы войны, как наши земляки совершали героический подвиг, защищая нашу Родину.

Мы активно сотрудничаем с городской библиотекой, проводи совместные литературные гостиные, участвуем в выставках и викторинах.

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Зима в произведениях омских поэтов О. Клишина и Т. Белозёрова»Конспект занятия по реализации регионального компонента «Зима в произведениях омских поэтов О. Клишина и Т. Белозёрова» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Зима в произведениях Омских поэтов» Возрастная группа: старшая.

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО» Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены.

НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова»НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: ««Первый снег в произведениях Омских поэтов Татьяны Четвериковой.

Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУОрганизация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития малышей. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая.

Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента»Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента» В 2019 – 2020 учебном году я работала по теме самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по реализации национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС «Мой край родной» (часть 1)
Опубликовано: 15 января 2021 в 06:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по реализации национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС «Мой край родной» (часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Берникова (УИ 90388) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД