Колесниченко
Проект развивающей среды ДОО по развитию исследовательской деятельности детей «Маленький исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект развивающей среды ДОО по развитию исследовательской деятельности детей «Маленький исследователь».
Содержание проекта
Этапы работы над проектом :
1 этап подготовительный
(мотивационный, информационно-накопительный).
(сентябрь – октябрь)
• Изучение и анализ программно – методической литературы по данной теме.
Публикация «Проект развивающей среды ДОО по развитию исследовательской деятельности детей „Маленький исследователь“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
• Определение программного материала для детей 2 младшей группы.
• Составление перспективного плана по опытно – исследовательской деятельности.
• Разработка и оформление уголка экспериментирования.
• Разработка педагогического проекта «Маленький исследователь».
• Создание картотеки опытов и экспериментов для детей младшегодошкольного возраста.
• Информация для родителей «Участвуем в проекте «Маленькийисследователь»». Привлечение родителей для оформления уголкаэкспериментирования.
Составление плана основного этапа проекта.
2 этап – организация и осуществление деятельности
(ноябрь – апрель)
Реализация проекта :
• Совместная деятельность педагога и детей (опыты, эксперименты,наблюдения, непосредственно образовательная деятельность); работа сродителями.
• Обмен опытом с коллегами по данному направлению работы.
• Оформление папки – передвижки «Маленькие исследователи».
• Подбор диагностического инструментария для выявления уровнясформированности познавательной активности.
3 этап - заключительный
(май)
• Составление портфолио проекта.
• Анализ результатов по развитию навыков исследовательскойдеятельности у детей младшего дошкольного возраста.
• Трансляция результатов проектирования родителям (фотовыставка).
• Распространение педагогического опыта: выступление напедагогическом совете ДОУ с презентацией проекта.
Ожидаемый результат:
Дети:
•развитие у детей познавательной активности, любознательности через
экспериментальную деятельность.
•расширения представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей (живая и неживая природа, предметный мир, развитие элементарных математических представлений)
•Развитие у детей умственные способности:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путем сенсорного анализа.
•Социально-личностное развитие каждого ребенка :
- развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности,элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Педагогам:
•повысить педагогическую компетентность в организации работы по организации экспериментальной деятельности дошкольников;
•создать в группе эффективную развивающую среду, способствующуюэффективной организации экспериментальной деятельности дошкольников;
•привести в систему научно-методическую базу (дидактический материал, методические пособия и. т. д.);
•определить наиболее эффективные формы работы и методы педагогической диагностики уровня исследовательских навыков детей;
•повысить качество сотрудничества между воспитателями, и родителями воспитанников.
•Повысит теоретический и профессиональный уровня педагогов через овладение метода проекта для построения пед. процесса в работе с детьми.
Механизм реализации
Экспериментирование может быть организованно в двух основных моделях:
1. Совместная деятельность педагога с детьми :
- непосредственная образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей и строятся на принципах интеграции образовательныхобластей на основе комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
- совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
2. Самостоятельная деятельность детей
–свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающейсреды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересами позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
Формы работы
- целевые прогулки экскурсии
Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно
приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка
появляется возможность экспериментировать в естественных условиях,
(опыты с песком, снегом, почвой и т. д.)
Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем,
радугой.
-развлечения и досуг (праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков.)
Методы: - Словесный (беседа)
- Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт («Радуга в комнате»,
С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов
природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки,
направленные на познание.
- практический (опыты)
Опыт используется как способ решения познавательной задачи
Например, / на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя
есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что
снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий. убедительно и
наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта:/дети видят,
что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто.
Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.
- объяснительно - репродуктивный (применяется при решении следующих
задач: * познакомить с чем-то.
* дать или расширить представления о чем -то.
- продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической
деятельности. «Повторяй за мной»)
- метод проблемного изложения (это решения проблемных ситуации в
разных условиях)
Например: «Как сделать цветную воду для снеговика?»,
«Как освободить бусинки из плена?»
Для активизации процесса экспериментирования можно задавать
проблемные вопросы:
• Почему карандаш рисует, а палочка нет;
• Что будет, если снег принести в комнату?;
• Почему шарик катится, а кубик нет?;
• Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый
мяч);
• Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый
песок);
• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая
вода? (свойства воды);
• Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
• Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней
растворяется краска);
• Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного
цвета);
• Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на
батарею) и т. д.
Приемы: - сообщение
- описание
- объяснение
- инструкции
- постановка вопроса
В реализации проекта используются традиционные методы и приемы обучения и методы направленные на повышение познавательной активностидетей. Наиболее эффективными методами и приемами в моей работе считаюте, которые обеспечивают деятельностный подход в обучении дошкольников.
Традиционные методы
Методы направленные на повышение
познавательной активности детей
Наглядные (наблюдения,экскурсии, рассматривание картин ииллюстраций)
Проектный
метод
(коллективный,индивидуальный детский проект, совместныепроекты детей с родителями)
Словесные (беседы, чтениехудожественной литературы,использование фольклорного
материала)
Метод проблемного обучения
(решениепроблемных ситуаций, поисковые и проблемные вопросы к детям
Использование карточек с методами исследования,
дидактических игр, дидактических пособий,
видеоматериалов
Практические (подвижные игры
и упражнения, опытническая
деятельность, труд в природе)
Метод игрового обучения (использование
игрового персонажа, игровой ситуации и
сюрпризных моментов, игровая деятельность детей)
Метод наглядного моделирования (предметные
модели, предметно-схематические и
схематические)
Детская исследовательская деятельность
Основное содержание исследований предполагает формированиеследующих представлений:
• свойствами воды- снега- льда, воздуха, бумаги, песка.
Задачи исследовательской деятельности и экспериментирования в младшем дошкольном возрасте – это
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая
роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной
ситуации (вместе с педагогом);
- способность пристальному и целенаправленному расследованию
объекта;
- формирование начальных предпосылок исследовательской
деятельности (практические опыты).