Кудрявцева Алена
Проект «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №65»
ПРОЕКТ
«Развитие речи дошкольников
посредством дидактических игр»
Автор – разработчик:
Воспитатель второй младшей группы
Кудрявцева Алена Олеговна
Саранск 2021-2022
Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.
Темочки:
Известный детский психолог А. В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.
Актуальность: к началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов. Монологическая речь – это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.
Цель: повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.
Задачи:
- обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
- активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
- обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
- способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Тип проекта :
- по доминирующей в проекте деятельности : познавательный, игровой, исследовательский;
- по времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2016 г. – май 2017 г.).
Участники проекта : дети дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Гипотеза: если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.
Этапы проекта :
I этап – проектирования : изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.
II этап – практический: введение в организованно-образовательную деятельность детей дидактических игр, консультации с родителями, создание картотеки и дидактического материала родителями совместно с детьми.
III этап – заключительный: презентация дидактической игры, изготовленной родителями; создание картотеки дидактических игр по развитию речи.
Материалы: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область «Речевое развитие»
- развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;
- развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;
- формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;
- практическое овладение нормами речи;
- приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;
- развивать литературную речь
Образовательная область «Социализациально-коммуникативное развитие»
- развитие игровой деятельности;
- формировать умение оценивать работу товарища;
- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.
Образовательная область «Физическое развитие»
- развивать координацию речи с движением;
- формировать речевой выдох;
- развивать мелкую моторику рук.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;
- совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Литература
Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28.
Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.
Краузе Е. Логопедия. – / Е. Краузе. - СПб. : Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.
Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
Микляева Ю. В. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.
Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
ОБЗОР ПРОЕКТА
Формы организации совместной деятельности с детьми
№ Форма организации Сроки
1 Дидактические игры :
«Кто дольше?»
«Капитаны»
«Гардероб для куклы Маши»
«Найди все круглое»
«Кто, что ест?»
Сентябрь
2 Развитие речевого дыхания :
Игра «Пузырь»
Игра «Когда это бывает?»
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Игра «Пускание корабликов»
Игра «Чья птичка дальше улетит?»
Октябрь
3 Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха:
Игра «Кто дольше?»
Рассказ «Песня-песенка»
Игра «Кто внимательный?»
Сказка «Поспешили-насмешили»
Игра «Угадай, кто сказал»
Потешка «Курочка-Рябушечка»
Ноябрь
4 Дидактические игры :
«Назови одним словом»
«Четвёртый лишний»
«Отгадай предмет по названию его частей»
«Угадай игрушку»
Игры с Куклой:
«Искупаем куклу Марину»,
«Новая кукла»,
«День рождения куклы Алены»,
«Накормим куклу Марину»,
«Положим спать Куклу Марину»,
«Оденем на прогулку куклу Марину»,
«День рождения куклы Марины».
Декабрь
5 Дидактические игры :
«Кто больше увидит и назовёт»,
«Найди предмет по описанию»,
«Олины помощники»,
«Что изменилось?»
Лото «Времена года»
Домино: «Полезные машины»
Январь
6 Дидактические игры :
«Скажи какой?»
«Картинки-загадки»
«Прятки»
«Разбуди кота»
«Магазин»
«Кошкин дом»
Февраль
7 Дидактические игры :
«Садовник и цветы»
«Кто больше действий назовёт»
«Назови три слова»
«Почтальон принёс открытку»
«Разговор по телефону»
Март
8 Дидактические игры :
«Закончи предложение»
«Буратино-путешественник»
«Сорока»
«Козлята и волк»
«Один-много»
Апрель
9 Дидактические игры :
«Доскажи словечко»
«Угадай игрушку»
«Ласковые слова»
«Что деревянное, что резиновое»
«Далеко-близко»
Май
Формы организации совместной деятельности с родителями
Форма работы Сроки
Консультация «Игры дома для детей – как организовать домашний досуг для ребёнка?»
Консультация «Игра и её роль в развитии ребёнка»
Октябрь
Оформление родительского уголка «Волшебный мир игры»
Фотовыставка «Я и моя любимая игра»
Ноябрь
Фоторепортаж «Как мы играем дома»
Декабрь
Круглый стол «С ребёнком дома играем – речь развиваем»
Январь
Фоторепортаж «Как мы играем в детском саду»
Февраль
Изготовление дидактических игр
Март
Выставка и презентация дидактических игр, изготовленных родителями для детей.
Апрель-май
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №65»
ПРОЕКТ
«Развитие речи дошкольников
посредством дидактических игр»
Автор – разработчик:
Воспитатель второй младшей группы
Кудрявцева Алена Олеговна
Саранск 2021-2022
Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.
Известный детский психолог А. В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.
Актуальность: к началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов. Монологическая речь – это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.
Цель: повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.
Задачи:
- обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
- активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
- обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
- способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Тип проекта :
- по доминирующей в проекте деятельности : познавательный, игровой, исследовательский;
- по времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2016 г. – май 2017 г.).
Участники проекта : дети дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Гипотеза: если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.
Этапы проекта :
I этап – проектирования : изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.
II этап – практический: введение в организованно-образовательную деятельность детей дидактических игр, консультации с родителями, создание картотеки и дидактического материала родителями совместно с детьми.
III этап – заключительный: презентация дидактической игры, изготовленной родителями; создание картотеки дидактических игр по развитию речи.
Материалы: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область «Речевое развитие»
- развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;
- развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;
- формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;
- практическое овладение нормами речи;
- приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;
- развивать литературную речь
Образовательная область «Социализациально-коммуникативное развитие»
- развитие игровой деятельности;
- формировать умение оценивать работу товарища;
- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.
Образовательная область «Физическое развитие»
- развивать координацию речи с движением;
- формировать речевой выдох;
- развивать мелкую моторику рук.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;
- совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Литература
Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28.
Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.
Краузе Е. Логопедия. – / Е. Краузе. - СПб. : Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.
Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
Микляева Ю. В. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.
Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
ОБЗОР ПРОЕКТА
Формы организации совместной деятельности с детьми
№ Форма организации Сроки
1 Дидактические игры :
«Кто дольше?»
«Капитаны»
«Гардероб для куклы Маши»
«Найди все круглое»
«Кто, что ест?»
Сентябрь
2 Развитие речевого дыхания :
Игра «Пузырь»
Игра «Когда это бывает?»
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Игра «Пускание корабликов»
Игра «Чья птичка дальше улетит?»
Октябрь
3 Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха:
Игра «Кто дольше?»
Рассказ «Песня-песенка»
Игра «Кто внимательный?»
Сказка «Поспешили-насмешили»
Игра «Угадай, кто сказал»
Потешка «Курочка-Рябушечка»
Ноябрь
4 Дидактические игры :
«Назови одним словом»
«Четвёртый лишний»
«Отгадай предмет по названию его частей»
«Угадай игрушку»
Игры с Куклой:
«Искупаем куклу Марину»,
«Новая кукла»,
«День рождения куклы Алены»,
«Накормим куклу Марину»,
«Положим спать Куклу Марину»,
«Оденем на прогулку куклу Марину»,
«День рождения куклы Марины».
Декабрь
5 Дидактические игры :
«Кто больше увидит и назовёт»,
«Найди предмет по описанию»,
«Олины помощники»,
«Что изменилось?»
Лото «Времена года»
Домино: «Полезные машины»
Январь
6 Дидактические игры :
«Скажи какой?»
«Картинки-загадки»
«Прятки»
«Разбуди кота»
«Магазин»
«Кошкин дом»
Февраль
7 Дидактические игры :
«Садовник и цветы»
«Кто больше действий назовёт»
«Назови три слова»
«Почтальон принёс открытку»
«Разговор по телефону»
Март
8 Дидактические игры :
«Закончи предложение»
«Буратино-путешественник»
«Сорока»
«Козлята и волк»
«Один-много»
Апрель
9 Дидактические игры :
«Доскажи словечко»
«Угадай игрушку»
«Ласковые слова»
«Что деревянное, что резиновое»
«Далеко-близко»
Май
Формы организации совместной деятельности с родителями
Форма работы Сроки
Консультация «Игры дома для детей – как организовать домашний досуг для ребёнка?»
Консультация «Игра и её роль в развитии ребёнка»
Октябрь
Оформление родительского уголка «Волшебный мир игры»
Фотовыставка «Я и моя любимая игра»
Ноябрь
Фоторепортаж «Как мы играем дома»
Декабрь
Круглый стол «С ребёнком дома играем – речь развиваем»
Январь
Фоторепортаж «Как мы играем в детском саду»
Февраль
Изготовление дидактических игр
Март
Выставка и презентация дидактических игр, изготовленных родителями для детей.
Апрель-май