Екатерина Анатольевна Кузнецова
Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества» «Пестушки — Говорушки»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнушка» г. Волгодонска
Проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
«ПЕСТУШКИ – ГОВОРУШКИ»
группы раннего возраста № 3
«Колобок»
Воспитатель: Е. А. Кузнецова
г. Волгодонск
2020 г.
Публикация «Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества“ „Пестушки — Говорушки“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Устное народное творчество (народные сказки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организационной образовательной деятельности, так и в совместно – партнерской деятельности детей раннего возраста.
Профессор педагогики А. П. Усова писала: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культурной речи».
Тип проекта : познавательно - игровой.
Продолжительность проекта : средне - срочный (сентябрь - декабрь).
Образовательная область: «Речевое развитие».
Основной вид деятельности: познавательно – игровой.
Области интеграции: «Познавательное», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
По форме реализации: групповой.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители группы №3 МБДОУ ДС «Алёнушка» г. Волгодонска.
Возраст детей : 2 года.
Актуальность проекта :
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Малые формы фольклора способствуют активизации речи ребенка. Внимание ребенка привлекается к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, а это, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Цели и задачи проектной деятельности
Цель проекта : развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества.
Задачи:
формировать восприятие звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях;
формировать способность к усвоению содержания произведений и к эмоциональной отзывчивости на них;
расширить и активизировать словарь детей;
воспитывать интерес к устному народному творчеству;
воспитывать на основе устного народного творчества положительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах;
совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы.
Планируемый результат:
Для детей :
формирование интереса к устному народному творчеству;
формирование первичных навыков восприятия фонематической и лексической стороны речи;
обогащение словаря новыми словами, оборотами, выражениями;
формирование положительного отношения к режимным моментам;
создание положительной эмоциональной среды общения между детьми.
Для родителей:
формирование понимания необходимости использования устного народного творчества в развитии речи детей;
повышение общего культурного уровня.
Для педагогов:
повышение теоретического уровня по теме проекта;
внедрение современных методов и технологий по развитию речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества.
Этапы работы над проектом :
Перспективный план реализации проекта
Срок реализации Мероприятие Взаимодействие
с родителями
Сентябрь
1 - 2 неделя этап – Подготовительный
определение темы проекта, обоснование его актуальности;
постановка целей и задач работы, планирование;
подбор методической литературы, художественной, в том числе фольклорной, иллюстрационных материалов;
подбор дидактического материала;
- разработка мероприятий с родителями;
подбор информационного материала для родителей. Анкетирование родителей «Место фольклора в жизни ребенка»
Сентябрь
3 – 4 неделя Рассказывание русской народной сказки «Курочка ряба» (с показом пальчикового театра)
Потешки: «Наши курочки в окно», «Ладушки, ладушки», «Петушок, петушок»
Закличка «Солнышко покажись!»
Пальч/и «Этот пальчик дедушка»
НОД Лепка «Яичко» (по сказке «Курочка Ряба») Буклет «Потешки
в период адаптации
дошкольника
в ДОУ» в электронном виде с рассылкой родителям через мессенджеры.
Октябрь
1 – 2 неделя Рассказывание русской народной сказки «Репка» (с ИКТ)
Игра - драматизация по сказке «Курочка Ряба»
Потешки: «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…», «Как у нашего кота», «Сидит белка на тележке»
Закличка «Дождик, дождик»
Пальч/ и «Ладушки – ладушки»
Видеоконсультация «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Буклет «Рука развивает мозг» в электронном виде с рассылкой родителям через мессенджеры.
Октябрь
3 – 4 неделя Рассказывание русской народной сказки «Колобок» (с показом на фланелеграфе)
Драматизация по сказке «Репка» Потешки: «Пошел котик на торжок …», «Трушки - ту-тушки!», «Ай, качи-качи-качи…»
Словесная игра «Кто позвал?» (угадать по голосу)
Колыбельная «Уж ты, котинька-коток…»
Пальч/и «Сорока-белобока»
НОД Рисование «Катится колобок по тропинке» Памятка в электронном виде «Потешка в помощь маме»
Создание книжек – малышек на основе устного народного творчества.
Ноябрь
1 – 2 неделя Рассказывание русской народной сказки «Теремок» (с показом настольного театра)
Инсценировка потешки «Пошел котик на торжок»
Потешки: «Кисонька-мурысонька…», «Солнышко - колоколнышко», «Ай, лады-лады-лады»
Колыбельная «Баю, баю, за рекой…»
Пальч/и «На поляне дом стоит» Папка – передвижка «Фольклор в повседневной жизни малышей»
Ноябрь
3 – 4 неделя Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята» (с ИКТ)
Драматизация по сказке «Теремок»
Считалочка «Аты-баты, шли солдаты»
Потешки: «Еду – еду к бабе, к деду», «Идёт коза рогатая»
Пальч/и «Светит солнышко в окошко» Конструирование «Построим теремок» (по сказке «Теремок») Семинар – практикум с использованием ИКТ «Детский игровой фольклор».
Декабрь
1 неделя Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» (с показом иллюстраций)
Игра – инсценировка по сказке «Волк и козлята
Пальч/и «Как у нашего кота»
Считалочка «Серый зайка вырвал травку»
Дразнилка «Чокли – мокли» Создание выставки рисунков «Пестушки - говорушки»
(создание фотоколлажа и рассылка родителям через мессенжеры.)
этап - Заключительный
1. Развлечение с использованием ИКТ «Весёлые потешки».
2. Оформление фотовыставки «Фольклор в нашей семье».
3. Презентация проекта на педагогическом часе в ДОУ.
Итоги проекта :
Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:
через использование устного народного творчества в работе с детьми, речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной;
словарь детей существенно обогатился;
повысился интерес у детей к устному народному творчеству;
дети стали активнее вступать в общение друг с другом;
у родителей появился интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома;
удалось повысить качество взаимодействия педагог – родители.
Заключение
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Фольклор, в частности, одно из действенных и ярких средств его, таящий огромные дидактические возможности. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении детей раннего возраста позволяет им приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
На этом возрастном этапе отмечается большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.
Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.
Список литературы:
1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё личико» Г. Иванова, В. Курашева.
5. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СП. : Детство - пресс, 2001.
6. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
7. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995, №9.
8. Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание, №8 1993.
9. «Фольклор для маленьких». Дошкольное воспитание. 1991г. №2, №4
10. Хрестоматия «Детская литература». - М. : «Просвещение», 1980.
11. https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac63.htm