Наталья Нестеренко
Проект «Развитие речи детей 3–4 лет через использование произведений устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Развитие речи детей 3-4 лет через использование произведений устного народного творчества».
Составитель проекта: воспитатель МБДОУ д/с № 8 группы № 9 «Облачко» Н. А. Нестеренко
Проблема. Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что взрослые в семье разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь именно устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Публикация «Проект „Развитие речи детей 3–4 лет через использование произведений устного народного творчества“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Актуальность. Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Каждому известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К. Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т. е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными образцами такой формы считает он, служат художественные произведения как народные, так и авторские. А. Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве. Проблемой развития речи занимались такие ученые А. А. Леонтьев, А. С. Рубинштейн, О. С. Ушакова. Л. С. Выгодский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Цель: использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения для улучшения речи и коммуникативной способности детей.
Задачи:
- способствовать становлению речи через произведения устного народного творчества;
- учить детей внимательно слушать и запоминать фольклорные произведения;
- знакомить детей с окружающим миром – природой через устное народное творчество;
- расширять словарный запас детей;
- способствовать развитию творческих способностей;
- использовать произведения фольклора в режимных моментах.
Тип проекта: Социально-педагогический, творческий.
Участники: воспитатель, дети, родители.
Длительность: долгосрочный 2016-2017 у. г.
Предполагаемый результат:
-дети проявляют интерес к фольклору;
- у них увеличился словарный запас, возросла речевая активность в различных видах деятельности;
- у детей более развито внимание, речь;
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе развития речи при помощи фольклора.
Обоснование проекта. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф. А. Сохина. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.
Этапы проекта.
1. Подготовительный. (Подготовка целей и задач, изучение методической литературы и подбор художественной; насыщение предметно-развивающей среды; подготовка консультаций для родителей.)
2. Основной. (Составление плана работы по развитию речи с использованием фольклора; составление картотек потешек, загадок; чтение, обыгрывание, заучивание потешек; выполнение детьми различных движений при проговаривании потешек; инсценировки потешек; рассказывание сказок; театрализованные игры.)
ООД. Чтение потешки «Кисонька-мурысонька…»
Развитие речи. Чтение и заучивание потешек, чтение сказок.
Дид. игра. «Расскажи сказку по картинке», «Отгадай загадку» и др.
Игры – драматизации: «Репка», «Теремок».
Настольный театр: «Колобок», «Курочка Ряба»
Подвижные игры: «У медведя во бору…», «Зайка беленький сидит…» и др.
Совместная художественная деятельность детей и родителей (изготовление атрибутов для драматизации сказок, рисунки на фольклорные темы, изготовление книжек-малышек и др.)
3. Заключительный. (Анализ проделанной работы, подготовка презентации или стенгазеты для родителей, подготовка творческого отчёта.)
Литература:
-Аникин В. П. Русский фольклор. –М., 1986
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1987
-Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М., 1981
-Воспитание и обучение детей раннего возраста. В. В. Гербова, Р. Г. Козакова, раздел «Развитие речи детей через народное творчество».
- Жаворонушки. Русские песни, считалки, Сказки. игры. – Составитель Г. Науменко. – М., 1988
-Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё личико» Г. Иванова, В. Курашева.
-Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991.-№9
- Непомнящая С. Ф. Сказкотерапия в детском саду. – М. ,2012
-Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. -М., 1988
- Шорохова О. А. Играем в сказку. – М., 2006
-Хрестоматия для маленьких.
-Материалы интернет - сайтов.