Тамара Макрушина
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» в подготовительной группе
▼ Скачать
Макрушина Тамара Михайловна
воспитатель МБДОУ д/с № 45 «Сказка» пос. Развилка
ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»
Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Развитие речи через коммуникативные игры“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Развитие речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в связи с вступлением ФГОС ДО, развитие речи дошкольников приобретает особую актуальность.
Почему речь имеет такое серьезное значение? Во-первых, с освоением речи связаны все высшие психические функции: восприятие; память; мышление; внимание. Соответственно развитие восприятия, памяти, мышления и внимания напрямую зависит от того, насколько качественно и своевременно развивается речь.
Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.
Кроме того, важно помнить, что речь — явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. С самого раннего возраста, дети встречаются на игровых площадках, в гостях, на занятиях и т. п. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Тут проблема в речи может стать началом проблем общения с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый». Если углубиться дальше, то сложности в развитии речи окажут влияние при обучении чтению и письму, и дальнейшему обучению в школе.
Актуальность проекта :
Тема проекта определена необходимостью эффективной реализации комплекса задач личностного развития ребенка : совершенствование психологических процессов; развитие речемыслительной деятельности; предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, социально-коммуникативное развитие ребенка, так как проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в обществе. Развивать эти функции лучше с детства (своеобразие мышления, целостность мировосприятия, непосредственность, в форме игры (фрагменты повседневной жизни, где ребенок живет эмоциями). Используя игровой ресурс можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Цель: Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности игровых форм в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников.
Задачи:
1. Способствовать развитию у детей интереса и потребности в общении через разнообразные формы игровой деятельности;
2. Приобщать детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
3. Формировать у детей навыки коммуникации с окружающими;
4. Воспитывать нравственные качества личности каждого ребёнка;
5. Повышать компетентность педагогов и родителей в области общения детей и взрослых.
6. Развивать речь детей, расширять словарный запас.
Проблема: неумение детей организовывать конструктивное общение провоцирует личностные и поведенческие нарушения.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, логопед, родители.
Методы и приемы работы:
— Наглядные методы: метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии, опосредованное наблюдение ( с использованием изобразительной наглядности: игрушки, картины).
— Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, заучивание стихотворений наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
— Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Все методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
1. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения.
2. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения.
3. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции».
Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, диагностика коммуникативных умений, изучение передового опыта.
Обеспечение проекта : -видео- и аудио-теки, картотеки игр и упражнений; -наглядный материал – презентации, плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, аудио-диски; технические средства – компьютер, проектор;-зеркала, атрибуты для драматизации сказки.
Вид проекта : — по срокам реализации – краткосрочный,
— по составу участников – групповой.
Ожидаемый результат:
У дошкольников формируется:
— Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
— Способность к произвольной регуляции своей деятельности.
— Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми
У педагогов повышается:
— профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;
У родителей повышается:
— образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).
Основная часть
I этап –подготовительно-информационный.
— сбор информации;
— создание группы единомышленников : родители, дети, воспитатели, логопед, психолог, музыкальный руководитель;
— определение цели и задач;
— тематическое планирование;
— подбор методической литературы;
— подбор материала, соответствующего возрасту детей;
— подбор папок с демонстрационным материалом по теме проекта;
— разработка конспектов бесед, занятий, консультаций для педагогов и родителей;
— создание развивающей среды в группе и музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры с детьми и взрослыми».
Основной этап – реализация проекта.
Обобщающий этап.
— Проведение итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций»;
— Определение результативности проекта.
План реализации проекта, 1 этап
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе :
Дата Тема Формированию лексикограмматичес их категорий и развитию связной речи Формированию фонетической стороны речи и элементам обучения грамоты. Коммуникативные игры
1 неделя Зимние каникулы
Предлог «за». Правильное употребление предлог за с существительными в творительном и винительном падежах. Упражнять детей в составлении предложений с предлогом «за» по картинке Закрепление умения подбирать прилагательные к существительным. Закрепление произношения и различение звуков К-Х. Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными. Преобразование слогов. Звуковой анализ, составление схем слов. «Небоскрёб»,
«Вежливое слово»,
«Испорченный телефон»,
«Ласковое слово»,
«Пожелание»
2 неделя Животный мир Севера и полярных районов. Образование притяжательных прилагательных. Предлог «под». Правильное употребление предлога «под» в речи. Употребление имен существительных с предлогами. Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного падежа множественного числа. Составление сравнительного рассказа по ролям о белом и буром медведях. Образование притяжательных прилагательных. Предлог «под». Правильное употребление предлога «под» в речи. Употребление имен существительных с предлогами. Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного падежа множественного числа. Составление сравнительного рассказа по ролям о белом и буром медведях. «Закорючка»,
«Зеркало»,
«Змея»,
«Нос к носу»,
«Комплимент»
3 неделя Посуда Простое распространенное предложение. Распространение предложений определениями. Составление предложений по опорным словам, с опорой на предметные картинки. Согласование числительных с существительными. Составление детьми рассказа по картине «Мы дежурим» по частям. Простое распространенное предложение. Распространение предложений определениями. Составление предложений по опорным словам, с опорой на предметные картинки. Согласование числительных с существительными. Составление детьми рассказа по картине «Мы дежурим» по частям. «Поварята»,
«Липучка»,
«Коврик примирения»,
«Весёлая сороконожка»,
«Менялки».
Модель взаимодействия с другими педагогами:
Говоря о работе с детьми по развитию речи нельзя рассматривать только деятельность воспитателя. Успех коррекционной работы определяется взаимосвязью и преемственностью всех участников образовательного процесса ДОУ: учителя-логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей воспитанников.
Учитель-логопед координирует всю коррекционную работу специалистов ДОУ:
совместные наблюдения, обсуждения, консилиумы, консультации, просмотры открытых занятий;
знакомство с результатами логопедического обследования, учёт психолого-педагогических и речевых особенностей воспитанников;
согласование планов своей работы с коррекционными планами и планами образовательной работы (в соответствии с проходимыми лексическими темами);
внесение по рекомендации логопеда в программное содержание своих занятий задач речевой коррекции;
оповещение специалистов о ходе и изменениях в логопедической работе с каждым ребёнком;
ежедневный учёт успехов воспитанников в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя;
не дублирование, а взаимодополнение, взаимоподдержка, принятие согласованных решений.
Педагогический коллектив ДОУ представлен учителем-логопедом воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, методистом, заведующей и другими специалистами.
Эффективность коррекционной воспитательно-образовательной работы определяется не только чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, но и координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Методы и приемы на развитие коммуникации :
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Общепринятой является классификация методов по используемым средствам. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические:
— наглядные (использование макетов, пособий, дидактических игр, предметных, сюжетных картинок);
— практические (упражнения, моделирование, игровые приемы);
— словесные (беседы, рассказы, инсценировки).
II этап – Практический – познавательный
Картотека коммуникативных игр для детей 5-7лет
Небоскреб (автор — К. Фопель)
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: 5-6 человек.
Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры : дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Коврик примирения
Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
Комплимент
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.
Пожелание
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др., высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым, как сейчас” и т. д.
Закорючка
Цель: развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.
Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т. д. В конце определяют победителя игры.
Менялки
Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т. п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
Пресс-конференция
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему ( например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
«Ласковое слово»
Цель: Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод, в хоровод,
Здесь собрался народ!
Раз, два, три — начинаешь ты!
Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.
Например:
— Сашенька, доброе утро!
Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад (а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т. д.). После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т. д.
«Веселая сороконожка»
Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.
Не забудьте включить детям веселую музыку!
В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.
«Испорченный телефон»
Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где «телефон» испортился.
«Зеркало»
Цель: Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?
Игра «Липучки»
Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают) : «Я — липучка – приставучка, я хочу тебя поймать - будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
Игра «Змея»
Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.
Игра «Поварята»
Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.
«Нос к носу»
Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.
Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель даё т задания:
— Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
— снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
— ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Рекомендации для родителей
Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:
— С самого рождения с ребенком нужно постоянно общаться. Самым маленьким рассказывайте о своих действиях и окружающих предметах. У детей постарше спрашивайте о том, как они провели день, что понравилось, запомнилось, не понравилось и почему.
— Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
— Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
— Чтение книг расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка. Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки. Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д.
— Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
— Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие : пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
— Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.
— Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.
— Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.
Все занятия по развитию речи надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.
Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» — итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций»
Определение результатов проекта :
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» завершён успешно. С поставленной целью и задачами участники проекта справились. Дети с интересом участвовали в мероприятиях, проявляя свои творческие способности. В играх были активными и заинтересованными, получили много положительных эмоций и впечатлений. Родители также проявили заинтересованность, с желанием сотрудничали с педагогами.
Реализация проекта осуществлялась в совместной деятельности с детьми с учётом их возрастных особенностей при активном взаимодействии педагогов и родителей.
Выводы:
Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.
Коммуникативные игры — эффективный и самый простой способ развития навыка общения у детей школьного возраста