МААМ-картинки

Проект «Развитие познавательного интереса у дошкольников»

Екатерина Козина
Проект «Развитие познавательного интереса у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Актуальность темы

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

Китайская мудрость

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.

Публикация «Проект „Развитие познавательного интереса у дошкольников“» размещена в разделах

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребё нка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Цель самообразования: помочь детям раскрыть удивительный мир экспериментирования, развивать их познавательные способности, логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи различных явлений; повысить свой теоретический и практический уровень профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний (путем изучения методической литературы, интернет ресурсов, через консультации, семинары-практикумы).

- Создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.

- Разработать план работы с детьми по данной теме.

- Оформить в группе мини лабораторию.

- Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности посредством различных форм работы.

- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

- Развивать : наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,

установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

- Формировать у детей разные способы познания.

Сроки реализации проекта Содержание работы в проекте Практические выходы проекта

Сентябрь - Разработать план работы по самообразованию.

- Изучить научно-методическую литературу,

передовой педагогический опыт по теме проекта.

- Изучить опыт педагогов по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, в периодической печати).

- Создать картотеку опытов и экспериментов (в течение учебного года).

- Пополнить опытно-экспериментальный центр с помощью родителей (создать мини-лабораторию).

- Провести разъяснительную работу с родителями по развитию их компетентности в соответствии с темой проекта.

- Разработать и провести цикл занятия по ОЭД в рамках проекта самообразования (в течение учебного года). - План работы по самообразованию.

- Изученная литература:

1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.

3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004

5. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

6. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

- Картотека опытов и экспериментов согласно плану самообразования.

- Консультация для родителей: «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка».

- Наличие полноценного центра опытно-экспериментальной деятельности.

- Цикл занятий по ОЭД в рамках проекта «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Октябрь Продолжать знакомить детей с понятием воздух, его свойствами, ролью воздуха в природе.

Провести опыты и эксперименты с воздухом. - Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

- Сюжетно-ролевая игра: «Научная лаборатория».

Ноябрь Опытно-экспериментальным путем исследовать свойства воды, ее взаимодействие с воздухом; увидеть круговорот воды в природе в лабораторных условиях. - Консультация для родителей: «Опыты в домашних условиях».

- Открытое мероприятие в рамках «Клуба взаимопомощи» с участием родителей: «В лаборатории профессора Умникуса».

Декабрь Исследовать совместно с детьми свойства песка, глины, камня; с помощью опытной деятельности выявить их роль в природе и жизнедеятельности людей.

Предложить родителям вместе с ребенком вырастить кристаллы в домашних условиях. - «Гончарно-ремесленная школа» (практическая деятельность детей).

- Консультация для родителей: «Выращиваем кристаллы в домашних условиях».

Январь Провести исследования по теме: «Что мы знаем о соли, сахаре, соде, лимонной кислоте, природе их происхождения. Кристаллы».

Провести опыты и эксперименты. - Консультация для родителей: «Кристаллические вещества и опыты с ними в домашних условиях».

- Открытое мероприятие в рамках «Клуба взаимопомощи» с участием родителей: «Исследования в лаборатории профессора Умникуса».

Февраль Опытно-экспериментальным путем исследовать вместе с детьми свойства магнита, познакомить с природой его происхождения.

Сделать развивающие игры : «Найди клад», «Посади бабочку», а также магнитный театр (в рамках «Клуба взаимопомощи»). - Развивающие игры : «Найди клад», «Посади бабочку».

- Магнитный театр.

- Познавательно-игровой вечер : «Магнитные чудеса».

Март Познакомить детей с понятием электричество.

Опытно-экспериментальным путем установить природу происхождения природного явления - гроза, понять природу ее возникновения. - Сюжетно-ролевая игра: «В научной лаборатории».

Апрель Провести итоговое развлекательное мероприятие : «Волшебство, фокус-покус и наука». - Итоговое мероприятие: «Волшебство, фокус-покус и наука».

- Репортаж о научных исследованиях в лабораторных условиях.

- Отчет о проделанной работе за учебный год.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников» «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» Виктор Мари Гюго В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие познавательного интереса у дошкольников»
Опубликовано: 7 ноября 2020 в 11:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие познавательного интереса у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Козина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД