Екатерина Козина
Проект «Развитие познавательного интереса у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».
Актуальность темы
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Китайская мудрость
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.
Публикация «Проект „Развитие познавательного интереса у дошкольников“» размещена в разделах
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребё нка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Цель самообразования: помочь детям раскрыть удивительный мир экспериментирования, развивать их познавательные способности, логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи различных явлений; повысить свой теоретический и практический уровень профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний (путем изучения методической литературы, интернет ресурсов, через консультации, семинары-практикумы).
- Создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
- Разработать план работы с детьми по данной теме.
- Оформить в группе мини лабораторию.
- Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности посредством различных форм работы.
- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
- Развивать : наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,
установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- Формировать у детей разные способы познания.
Сроки реализации проекта Содержание работы в проекте Практические выходы проекта
Сентябрь - Разработать план работы по самообразованию.
- Изучить научно-методическую литературу,
передовой педагогический опыт по теме проекта.
- Изучить опыт педагогов по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, в периодической печати).
- Создать картотеку опытов и экспериментов (в течение учебного года).
- Пополнить опытно-экспериментальный центр с помощью родителей (создать мини-лабораторию).
- Провести разъяснительную работу с родителями по развитию их компетентности в соответствии с темой проекта.
- Разработать и провести цикл занятия по ОЭД в рамках проекта самообразования (в течение учебного года). - План работы по самообразованию.
- Изученная литература:
1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
5. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
6. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Картотека опытов и экспериментов согласно плану самообразования.
- Консультация для родителей: «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка».
- Наличие полноценного центра опытно-экспериментальной деятельности.
- Цикл занятий по ОЭД в рамках проекта «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».
Октябрь Продолжать знакомить детей с понятием воздух, его свойствами, ролью воздуха в природе.
Провести опыты и эксперименты с воздухом. - Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
- Сюжетно-ролевая игра: «Научная лаборатория».
Ноябрь Опытно-экспериментальным путем исследовать свойства воды, ее взаимодействие с воздухом; увидеть круговорот воды в природе в лабораторных условиях. - Консультация для родителей: «Опыты в домашних условиях».
- Открытое мероприятие в рамках «Клуба взаимопомощи» с участием родителей: «В лаборатории профессора Умникуса».
Декабрь Исследовать совместно с детьми свойства песка, глины, камня; с помощью опытной деятельности выявить их роль в природе и жизнедеятельности людей.
Предложить родителям вместе с ребенком вырастить кристаллы в домашних условиях. - «Гончарно-ремесленная школа» (практическая деятельность детей).
- Консультация для родителей: «Выращиваем кристаллы в домашних условиях».
Январь Провести исследования по теме: «Что мы знаем о соли, сахаре, соде, лимонной кислоте, природе их происхождения. Кристаллы».
Провести опыты и эксперименты. - Консультация для родителей: «Кристаллические вещества и опыты с ними в домашних условиях».
- Открытое мероприятие в рамках «Клуба взаимопомощи» с участием родителей: «Исследования в лаборатории профессора Умникуса».
Февраль Опытно-экспериментальным путем исследовать вместе с детьми свойства магнита, познакомить с природой его происхождения.
Сделать развивающие игры : «Найди клад», «Посади бабочку», а также магнитный театр (в рамках «Клуба взаимопомощи»). - Развивающие игры : «Найди клад», «Посади бабочку».
- Магнитный театр.
- Познавательно-игровой вечер : «Магнитные чудеса».
Март Познакомить детей с понятием электричество.
Опытно-экспериментальным путем установить природу происхождения природного явления - гроза, понять природу ее возникновения. - Сюжетно-ролевая игра: «В научной лаборатории».
Апрель Провести итоговое развлекательное мероприятие : «Волшебство, фокус-покус и наука». - Итоговое мероприятие: «Волшебство, фокус-покус и наука».
- Репортаж о научных исследованиях в лабораторных условиях.
- Отчет о проделанной работе за учебный год.