Татьяна Пономаренко
Проект «Развитие мелкой моторики руки в процессе работы по подготовке детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Пономаренко Татьяна Викторовна, МБДОУ №6 «Рябинка» г. Моршанск, Тамбовской области
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
В соответствии с «Приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ» одним из ведущих направлений в данной области является обеспечение доступности качественного общего образования. Максимальное обеспечение образования детей старшего дошкольного возраста – одно из ведущих условий повышения доступности качественного общего образования.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики руки в процессе работы по подготовке детей к школе“» размещена в разделах
Установлено, что в последнее время значительная часть современных детей, поступающих в первый класс, сталкивается с рядом проблем. На начальных этапах обучения, возникают трудности в обучении базовым учебным навыкам: письму, чтению, счёту. Кроме того, значимая часть детей имеет отклонения в состоянии здоровья, что так же снижает адаптационный потенциал ребёнка и является причиной возникновения разного рода трудностей обучения в школе. Особого внимания требуют дети с психологическими проблемами, возбудимые, неуравновешенные, невнимательные. Однако, многие будущие школьные проблемы можно предупредить. Значительная роль в этом отводится работе по развитию мелкой моторики руки.
Практика работы в последние годы показывает слабое развитие общей моторики детей (и в частности – руки, общую неготовность большинства дошкольников к письму, проблемы с речевым развитием. Всё это взаимосвязано и имеет под собой обоснование. Ещё в прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Почему же это так? Речь формируется под воздействием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Упражнения для развития мелкой моторики помогают стимулировать воображение ребёнка, развивать творческие способности, ориентировку в пространстве, мышление, зрительную память, фантазию.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший результат.
2. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : обеспечить, соответствующий возрасту, уровень развития мелкой моторики рук детей как необходимое условие успешного обучения в 1-ом классе.
3. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: Возможно ли, в процессе подготовки детей к школе добиться должного уровня мелкой моторики руки?
4. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какое место работа над развитием мелкой моторики руки должна занимать в общей системе подготовки детей к школе?
2. Какие формы работы по развитию мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста являются наиболее эффективными?
3. Возможно ли решение проблемы только усилиями специалистов МБДОУ?
4. Каким должно быть сотрудничество с родителями в решении поблеем ребёнка по данному направлению?
5. ГИПОТЕЗА: Если вовремя диагностировать у детей факторы риска в развитии мелкой моторики руки и выстроить адекватную систему работы, то это обеспечит уровень развития ручных умений, необходимый для успешного обучения в школе.
6. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1) Сформировать комплект диагностических материалов по оценке и учёту индивидуальных особенностей развития мелкой моторики руки детей 6-7 лет.
2) Определить систему работы по развитию мелкой моторики руки.
3) Скоординировать работу по решению данной проблемы воспитателей группы, специалистов ДОУ и родителей.
7. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
• дети подготовительной к школе группы;
• родители;
• воспитатели группы.
8. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. У детей сформируется высокий уровень развития мелкой моторики руки, обеспечивающий успешное обучение письму в 1-ом классе.
2. Повысится уровень развития речи, мышления, воображения, памяти.
9. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА :
Педагогический проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, по доминирующему методу – игровой, по характеру содержания – педагогический, по характеру контактов – открытый, по количеству участников – групповой, по времени проведения – продолжительный (4,5 месяца).
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
Этапы работы Содержание работы Сроки выполнения Ответственные лица
Подготовительный этап
(18.01.2024-по 31.01.2024) Выбор темы проекта и его разработка январь Воспитатель
Разработка перспективного плана январь
Разработка картотеки пальчиковых игр январь Воспитатель
Разработка консультаций для родителей январь Воспитатель
Подготовка материала по нетрадиционным методам рисования январь Воспитатель
Проведение диагностики по развитию мелкой моторики руки январь Воспитатель
Основной этап 1. Блок специально – организованного обучения в форме занятий
Пальчиковые игры, как компонент физкультминутки на занятиях по ФЭМП, рисованию и др. Ежедневно Воспитатель воспитатель
Графические диктанты, как компонент занятий по ФЭМП 2 раза в неделю Воспитатель воспитатель
Силуэтное вырезание индивидуально, задания с использованием линейки – трафарета и различных видов штриховки на занятиях по рисованию, ФЭМП и др. Ежедневно Воспитатель воспитатель
2. Блок совместной деятельности воспитателя, детей и родителей воспитатель по ИЗО
Пальчиковые упражнения как компонент утренней гимнастики Ежедневно по 3 мин. Воспитатель
Игры, требующие определённых ручных умений (мозаика, пазлы, шнуровка, конструкторы, вкладыши и др.) ежедневно Воспитатель
Индивидуальная работа Ежедневно Воспитатель
Пришивание пуговиц, конструирование с использованием мелких деталей. 2 – 3 раза в неделю родители
Изготовление поделок из бросового и природного материала 2 – 3 раза в неделю родители
3. Блок свободной самостоятельной деятельности
В игровой зоне (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры с водой и т. д.) Ежедневно Воспитатель
В учебной зоне (счётные палочки, головоломки, лабиринты) Ежедневно Воспитатель
В театральной зоне (пальчиковый театр, перчаточный театр и т. д.) Ежедневно Воспитатель
В зоне изобразительной деятельности (пластилин, карандаши, краски, раскраски и т. д.) Ежедневно Воспитатель
В зоне экспериментирования (пипетки, воронки, песок, камушки и т. д.) Ежедневно Воспитатель
Заключительный этап Итоговая диагностика развития мелкой моторики руки май Воспитатель воспитатель
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики пальцев рук, навыки детей станут более совершенными. Уровень развития мелкой моторики по сравнению с началом работы будет выше в конце учебного года.