Ольга
Проект «Развитие интеллекта старших дошкольников методом кинезиологии»
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта
Пояснительная записка
Концептуальные основы
Содержание проекта
Заключение
Список литературы
Приложения
Тема проекта «Развитие интеллекта старших дошкольников».
Основание для разработки Современный мир стремительно меняется. Запросы проекта школы и общества в целом таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации,
ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Последнее
Публикация «Проект „Развитие интеллекта старших дошкольников методом кинезиологии“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
время отмечается увеличение количества детей с различными
нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении,
трудностями в адаптации, а так же увеличилось число детей с
общим недоразвитием речи. При подготовке детей к школе
необходимо совершенствовать интеллектуальные и
мыслительные процессы. Кинезиология направлена на то, чтобы
развить связи между правым и левым полушарием и добиться
гармоничного развития их у ребенка. Для успешного обучения
и развития ребенка в школе одним из основных условий является
полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела.
Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно
развить через кинезиологические упражнения.
Автор проекта Дубинина Ольга Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Организация исполнитель Автономная некоммерческая организация дошкольного образования детский развивающий центр «Подсолнушек» г. Балашиха
Целевая аудитория Дети старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет.
Тип проекта Практико-ориентированный.
Сроки реализации 3 месяца Декабрь, январь, февраль,
Цель Активизация различных отделов коры головного мозга, ее
больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия,
улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы
полушарий.
Задачи 1. Рассмотреть сущность и основные теоретические аспекты
состояния проблемы развития интеллекта старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить методику определения уровня развития
межполушарного взаимодействия.
3. Подобрать комплексные упражнения с методами
кинезиологии для развития интеллекта детей старшего
дошкольного возраста.
4. Создать картотеку упражнений с методами кинезиологии.
Краткое содержание проекта Этапы реализации проекта
Для реализации данного проекта были определены 4 этапа:
I – организационно-подготовительный
Задачи данного этапа:
1. Изучение литературы по проблеме.
2. Подбор программно-методического обеспечения.
3. Создание методической подборки кинезиологических
упражнений и развивающих игр, кинезиологических сказок.
II – диагностический
Цель данного этапа – определить уровень развития
познавательных психических процессов у воспитанников
подготовительных к школе групп. Определить уровень развития
межполушарного взаимодействия у детей.
III – практическая реализация проекта.
Цель данного этапа: Провести коррекционно-развивающую работу с воспитанниками старшего дошкольного возраста, входящих в «группу риска», на развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, пространственных представлений, восприятия, развитие мелкой и общей моторики используя комплексы упражнений кинезиологической гимнастики.
IV - заключительный (диагностический)
Цель – провести итоговую контрольную диагностику параметров
и функций развития ребенка, на которые была направлена коррекционно-развивающая работа, с целью оценки эффективности данного проекта.
Рассмотрены сущность и основные теоретические
состояния проблемы развития интеллекта старших дошкольников
в психолого-педагогической литературе;
Изучена методика определения уровня
межполушарного взаимодействия.
Подобраны комплексные упражнения с методами кинезиологии
для развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Систематизирована картотека комплексов упражнений с
методами кинезиологии.
Воспитанники подготовительной к школе группе успешно освоят
кинезиологические упражнения, которые позволят:
-улучшить зрительно-моторную координацию;
-развить мелкую и общую моторику;
-повысить способность детей к волевым усилиям, к
произвольному контролю;
-развить познавательные психические процессы у воспитанников
(мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь).
-повысить стрессоустойчивость организма;
-повысить уровень эмоционального благополучия.
Актуальность исследуемой проблемы. Сегодняшние дошкольники - это будущее третьего тысячелетия, и им необходимо научиться ориентироваться
в огромном потоке информации, усваивать колоссальные объемы знаний, подготовиться к успешному обучению в школе.
Это возможно только при правильном физическом, умственном развитии и полноценном здоровье. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.
Специальные кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека, обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиоло-гических упражнений.
Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое, а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение' кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Цель проекта : Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.
Задачи проекта :
1. Развитие межполушарной специализации.
2. Развитие межполушарного взаимодействия.
3. Развитие межполушарных связей.
4. Синхронизация работы полушарий.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Развитие способностей.
7. Развитие памяти, внимания.
8. Развитие речи.
9. Развитие мышления.
Объект проекта : развитие интеллекта старших дошкольников.
Предмет проекта : кинезиологические упражнения в развитии интеллекта старших дошкольников.
Методы исследования :
1. Теорические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ имеющихся программ развития интеллекта дошкольников, обобщения, моделирование.
2. Эмпирические: наблюдения, беседы с детьми, диагностические методы, эксперимент.
3. Методы математической обработки результатов.
Теоретико-методологические основы проекта
Ученые утверждают, что работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий, имеющих определенную функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое). В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий. Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями. Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Поэтому, чтобы простимулировать интеллектуальное развитие ребенка, необходимо использование кинезиологических упражнений. Именно специальные кинезиологические упражнения в полном объеме способны справиться с этой задачей.
Работы Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, В. Н. Бехтерева доказали положительное воздействие манипуляций рук на развитие речи детей и на функциональность высшей нервной деятельности в целом. Таким образом, совершенствование мыслительных и интеллектуальных процессов нужно начинать с развития движений тела и пальцев. С этой целью и были разработаны специальные упражнения: дыхательные, двигательные, пальчиковые игры, растяжки и т. п.
Новизна и практическая значимость проекта :
Под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребенка происходят положительные комплексно-структурные изменения. И чем нагрузка интенсивней (в пределах разумного, тем существенней эти изменения.
Применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить у дошкольников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.
Концептуальные основы
Ученые утверждают, что работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий, имеющих определенную функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое). В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий. Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями. Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Поэтому, чтобы простимулировать интеллектуальное развитие ребенка, необходимо использование кинезиологических упражнений. Именно специальные кинезиологические упражнения в полном объеме способны справиться с этой задачей [11, 156].
Работы Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, В. Н. Бехтерева доказали положительное воздействие манипуляций рук на развитие речи детей и на функциональность высшей нервной деятельности в целом. Таким образом, совершенствование мыслительных и интеллектуальных процессов нужно начинать с развития движений тела и пальцев. То есть, развивающая работа должна осуществляться в направлении от движения к логическому мышлению, а не наоборот. С этой целью и были разработаны специальные упражнения: дыхательные, двигательные, пальчиковые игры, растяжки и т. п. Под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребенка происходят положительные комплексно-структурные изменения. И чем нагрузка интенсивней (в пределах разумного, тем существенней эти изменения. Более того, разработанные методики помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированости полушарий головного мозга, их взаимодействий.
Применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить у дошкольников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.
Логическое мышление – это психическая функция, которая обеспечивает обучение и жизнедеятельность ребенка. Развитие мышления связано с пониманием функционального назначения тех или иных предметов, с формированием представления о различии и сходстве, с пониманием причинно-следственных связей.
Содержание проекта
Содержательной формой представления
педагогического опыта является комплекс упражнений.
Механизм реализации проекта Условия реализации проекта :
1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лжа.
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чтко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий. Продолжительность занятий — 10—15 мин.
Время занятий — утро, день.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к
занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений.
Первый этап - организационно-подготовительный
1. Постановка проблемы, определение цели и задач.
2. Подбор программно-методического обеспечения.
За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа
«Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособиеСазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов»В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. ; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.
Второй этап – диагностический.
Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.
В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата.
Третий этап – практическая реализация проекта.
Заключение
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире.
В данной области разработаны ряд комплексных упражнений, которые позволяют развивать у ребенка как левое, так и правое полушарие, что способствует:
• Улучшению памяти, внимания и речи;
• Снижению утомляемости;
• Повышению способности к произвольному контролю;
• Повышению работоспособности;
• Активизации интеллектуальных и познавательных процессов.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей деятельности его мозга.
Список литературы
1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод. - М. : Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.
2. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Северная Двинамай-июнь).
3. Кинезиология, или природная мудрость тела. - СПб. : Невский проспект, 20с.
4. Колеченко педагогических технологий. – СПб: КАРО, 2007. - С. 14.
5. Костромина избежать перегрузок глаз // Начальная школа№ 8. - С. 81-85.
6. Кордуэлл М. Психология А - Я: словарь - справочник / перевод. - М. : ФИАР - ПРЕСС, 2000 - 448с.
7. Психологический словарь / под ред. - 2-е изд. : - М. : Педагогика пресс, 2009 –
440с.
8. Сиротюк А. Л. Проблемы обучения и развития методом кинезиологии. - М. : Аркти, 2003. – 156 с.
9. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2008.48 с.
10. Столяренко психология / - 4-е изд. : - Ростов на Дону. : Феникс, 2000 - 542с.
11. Я и мое тело. - М. : Аркти, 20с.
12. Шереметева Г. Целебное прикосновение – М. : Амрита-Русь,2009.- 96с.
Приложение 1
Использование технологии арттерапии в работе с детьми
Система деятельности по арттерапии предполагает несколько направлений:
«Ручная терапия»
• Массаж пальцев и ладоней
• Самомассаж, сопровождая веселыми стихами, поговорками, чистоговорками на автоматизацию проблемных звуков.
• Материал: камушки, шишки, орешки, пластмассовые шарики, мячи, карандаши, деревянные ложки, музыкальные игрушки и т. д.
«Сказкотерапия» - кукольный театр - Би-ба-бо», куклы марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоскостные, куклы костюмы, БИБАБО, перчаточные куклы.
• В формировании мелкой и общей моторики важное место занимает театр би-бо-бо, а также варежковый театр. Совместно с родителями мы сделали своеобразную стойку - теремок. Она вмещает в себя одежду для ряженья и сказочные варежки - зверюшки. Дети имеют возможность самостоятельно надеть варежку любого героя и манипулировать ею при показе сказки, потешки или инсценировки. Сначала варежки с персонажами я надеваю на свои руки и рассказываю сказку, затем я только рассказываю, а дети выполняют движения руками, потом включаю в диалог детей, а уже после этого дети самостоятельно обыгрывают те или иные сказки и ситуации. Это способствует развитию диалогической и монологической речи, интонационной выразительности речи, координации речи, а также развитию моторики.
«Пескотерапия». Если у детей плохо развита мелкая моторика рук, имеются нарушения в развитии эмоциональной сферы, повышен уровень тревожности, поэтому в работе мы решили использовать песок. Трогая руками песчинки, дети развивают движения пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи. Существует выражение «через руки к речи». Игра с песком – это доступная и естественная для каждого ребенка форма деятельности. Песок обладает медиативными свойствами, снимает возбуждение, полезен гиперактивным детям. Рисуя песком дети фантазируют, развивают свои
творческие способности. Результатом коррекционной работы, с использованием игр на песке, становится постепенное развитие творческой активности, расширение ролевого поведения, коммуникативной функции речи.
Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр). Дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.
В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками.
«Логоритмика» является частью кинезиотерапии. Это система двигательных упражнений, которые сочетаются с произнесением речевого материала.
Приложение 2
Схема использования нейропсихологического тестирования и
инновационных методов обследования детей.
Функции № Описание
1 Кинестетический 1 Соединить 1 и 2 пальцы в кольцо (правой,
праксис – выполнение левой рукой)
по зрительному 2 Пальцы сжаты в кулак, 2 и3 пальцы вытянуты
образцу..
2 Пространственный 1 «Голосование» - рука согнута в локте и
праксис – выполнение поднята вверх.
по зрительному 2 Рука перед грудью ладонью вниз.
образцу. 3 Левая рука касается правого уха
4 Правая рука касается левого уха
3 Динамический 1 Игра: «Кулак, ребро, ладонь»
праксис – смена трех
положений.
4 Выполнение 1 - рисование по образцу;
графических проб – 2 - дорисовывание.
рисование узора в
течении 20 секунд.
5 Слухо-моторные – 1 Определить, сколько раз стучит логопед – 1,
оценка ритмов. 2 2, 3
Воспроизведение ритмов по слуховому
образцу – 1,2,3
6 Стереогноз – на 1 Ощупывание правой рукой.
ощупь узнать предмет 2 Ощупывание левой рукой.
7 Статистическая 1 Стоять с закрытыми глазами, вытянуть руки
координация вперед, приставив носок к пятке другой ноги.
8 Зрительная память 1 -Узнать изображения на одном листе:
Схематичные, наложенные изображения,
сюжетная картинка
9 Слухо-моторная 1 - Воспроизведение ритмов по слуховому
память образцу:11-11-11; 111-111-111;
2 - Акцентированные ритмы: 11-111-11;
10 Речь 1 - назвать изображения на сюжетной картине;
- Повторить звуки: «у. б. л. н. д. т»; слоги: «ба-
2 па,да-та», слова:«точка,дочка,
кораблекрушение; фраза: «В саду за высоким
3 забором росли яблони»
- запоминание 5 слов в заданном порядке:
4 «дом, кот, лес, ночь, звон»
- повторение короткого рассказа
11 Рисунок 1 - самостоятельно нарисовать: дом, человек;
2 - Срисовать правой, левой рукой;