Юлия Александровна Лебедева
Проект «Развитие финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через нравственно-трудовое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Основания для
разработки проекта Развитие финансовой культуры, формирование системы навыков и правил финансово грамотного поведения населения является общегосударственной задачей.
Роль, цели и задачи финансового просвещения определены Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р
Публикация «Проект „Развитие финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через нравственно-трудовое воспитание“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Рабочее название Развитие финансовой грамотности дошкольников через нравственно- трудовое воспитание
Автор проекта Воспитатель Лебедева Ю. А.
Ведущая идея
проекта Финансовая грамотность – это путь к успеху.
Цель Содействовать финансовому просвещению и воспитанию
детей дошкольного возраста.
Задачи 1. Формировать у дошкольников умения :
- понимать и ценить окружающий мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт
– деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
2. Развивать у родителей умение воспринимать и анализировать финансовую информацию, грамотно отстаивать свои права как потребителя финансовых продуктов и услуг.
3. Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по финансовой грамотности
Ожидаемые эффекты и результаты 1. Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
2. Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
3. Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Риски - отсутствие достаточного финансирования; -отсутствие или недостаточное количество в ДОУ необходимых специалистов; - недостаточная методическая подготовка педагогов; - нет преемственности в работе ДОУ и школы в данном направлении; - отсутствие социальных партнеров
Жизненный
цикл проекта Октябрь 20….- май 20…. гг.
«Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем,
если бы он оставил им наследство»
Актуальность
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли успешными и самостоятельными людьми. И в этом вопросе очень важно уделить время формированию в юном сознании правильных ориентиров в вопросах выбора будущей профессии, навыков заработка, сбережения и расходования денег. Но очень часто у нас самих нет ответов на эти вопросы. Слишком мало мы сами знаем об этой сфере. Все же наше детство проходило в гораздо более понятной и консервативной системе координат. И для большинства из нас, работа – это труд по найму по восемь часов в день, пять дней в неделю, а единственные понятные способы инвестирования – это вклад в банке или покупка квартиры. Так как же нам вырваться из замкнутого круга и воспитать наших детей более мудрыми подготовленными к новым реалиям?
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Изучая проблему формирования финансовой грамотности дошкольников, мы пришли к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. С детства необходимо формировать у детей представления о вещах как результате труда людей, о личностных качествах труженика; способствовать накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения.
Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения. Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
Цель данного проекта - не только расширять финансовый кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность: помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом причем труд следует понимать не только как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место финансовая грамотность занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир.
Цель: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи
Для детей :
1. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
2. Формировать у дошкольников умения :
- понимать и ценить окружающий мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и
«стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
3. Развивать воображения, коммуникативные способности, навыки взаимодействия с взрослыми и другими детьми.
Для родителей:
1. Познакомить с понятием финансовой грамотности детей.
2. Развивать умение воспринимать и анализировать финансовую информацию, грамотно отстаивать свои права как потребителя финансовых продуктов и услуг.
Для педагогов:
1. Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по финансовой грамотности.
2. Накопление опыта в работе с детьми по формированию у дошкольников экономических знаний.
Участники проекта :
• дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
• педагоги;
• родители.
Сроки реализации проекта : 2 года
Ожидаемые результаты:
• Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
• Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
I ЭТАП
Этапы проекта :
Организационно – подготовительный (апрель 20…- сентябрь 20)
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партн рских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства.
Мероприятия Срок Ответственные
1 Создание творческой группы в ДОУ по разработке и внедрению проекта «Финансовая грамотность
дошкольников»
Апрель 20… Ст. воспитатель Заведующий
2 Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы. Апрель – май 20…. Ст. воспитатель Педагоги
3
Повышение квалификации педагогов по
финансовому просвещению дошкольников Апрель- Сентябрь 20….
Ст. воспитатель Заведующий
4 Разработка перспективного плана по работе с детьми, родителями, педагогами. Август – Сентябрь
20… Ст. воспитатель Педагоги
5 Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность дошкольников»
Апрель - Май 20….
Ст. воспитатель Педагоги
6
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Август 20….
Ст. воспитатель Педагоги
7 Создание в группах предметно-пространственной развивающей среды, способствующей
финансовому просвещению дошкольников
Сентябрь 20….
Ст. воспитатель Педагоги
Прогнозируемые результаты:
• Изучена справочная, методическая, энциклопедическая литература по финансовой грамотности детей дошкольного возраста, скорректированы тема, цель и задачи проекта.
II ЭТАП
Основной (октябрь 20… – апрель 20)
Цель: внедрение в практику системы просвещения детей финансовой грамотности
Мероприятия Срок Ответственные
1 Диагностика Октябрь 20… Педагоги
2 Организация родительских собраний для пополнения опыта в вопросе финансовой грамотности детей
В течение года Педагоги Ст. воспитатель
3 Организация творческих мастерских с педагогами, родителями для овладения теоретическими, практическими
знаниями по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, накопление практического материала
В течение проекта
Педагоги Ст. воспитатель
4 Организация экскурсий (совместно с родителями) для формирования знаний социально-экономических отношений в обществе
В течение проекта
Педагоги Ст. воспитатель
5 Организация игровой деятельности для практического закрепления приобретенных знаний через работу в дневниках финансиста.
В течение проекта
Педагоги Родители
6 Организация благотворительных ярмарок, акций. В течение проекта Педагоги Родители
7 Создание музея денег стран мира
«Денежка» В течение проекта Педагоги Родители
8 Выпуск газеты «Тропинка» В течение проекта Педагоги Родители
9 Составление и апробация рабочей тетради по финансовой грамотности детей
В течение проекта Педагоги Ст. воспитатель
10
Выпуск буклетов
В течение проекта Педагоги Ст. воспитатель
Прогнозируемые результаты:
• Разработан проект по финансовой грамотности, ориентированный на финансовое просвещение детей дошкольного возраста и начата его апробация на базе ДОУ.
III ЭТАП
Заключительный (апрель – май 2019)
Цель: подведение итогов работы по проекту.
Мероприятия Срок Ответственные
1 Выход на ярмарку «Масленичная неделя» с «продуктами» своей деятельности
Март 20…г.
Педагоги
2 Выпуск «Календаря бережливости» Апрель 20…г Педагоги Родители
3 Распространение педагогического опыта по финансовому просвещению детей Постоянно Педагоги Ст. воспитатель
4 Обогащение предметно – развивающей среды Постоянно Педагоги Родители
5 Выпуск сборника сказок по финансовой грамотности Май 20… г Педагоги Родители
Прогнозируемые результаты:
• Обеспечена результативность и систематизация процесса финансового просвещения детей, обобщены результаты и сформулированы