Марина Голубева
«Финансовая грамотность дошкольника». Проект разновозрастной группы детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект разновозрастной группы детей 5-7 лет
«Финансовая грамотность дошкольника»
Автор проекта: воспитатель Голубева Марина Александровна
Тип проекта: познавательно-информационный, игровой, исследовательский.
Срок реализации проекта: 1 сентября 2024 года - 31 мая 2025 года
Возраст детей: Разновозрастная группа детей 5-7лет.
Участники проекта: дети, воспитатель, помощник воспитателя, родители.
По сроку реализации: долгосрочный.
По виду: групповой
По составу участников: детско-взрослый.
Форма организации детей: групповая, индивидуальная.
Форма проведения: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.
Методы: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по финансовой грамотности, подвижные и дидактические игры досуги и развлечения, просмотр презентаций и развивающих мультфильмов на данную тему.
Актуальность проблемы: Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле- продаже и других финансово-экономических отношениях. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста и поэтому, непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно тогда, когда детьми приобретается первичный опыт.
Цель проекта: Сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей дошкольного возраста; раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.
Задачи проекта:
- формирование экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольников;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;
- обучение правильному отношению к рекламе, умение разбираться в ней;
- обучение правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
Принципы реализации проекта:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип культуросообразности;
- принцип доступности;
- принцип личностно-развивающий;
- принцип интеграции.
Прогнозируемые результаты:
- дошкольник должен знать основные финансово-экономические понятия;
- иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;
- воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей;
- иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»;
- уметь себя вести правильно в реальных жизненных ситуациях;
- уважать труд людей.
Этапы реализации проекта:
1 этап Подготовительный.
Выявление первоначальных знаний детей о финансовой грамотности;
Подборка методической, научно-популярной и художественной
литературы, иллюстрированного материала, игрушек, атрибутов для игровой
и театрализованной деятельности по финансовой деятельности;
Подготовка дидактических игр, пособий, атрибутов по теме проекта;
Информация родителей о предстоящей деятельности.
2 этап Практический.
Использование различных видов деятельности (познавательный, художественно-эстетический, речевой, игровой);
Просвещение родителей;
Организация развивающей среды;
Специально организованная образовательная деятельность.
3 этап Итоговый.
Подведение итогов работы над проектом.
Реализация проекта планируется осуществляться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Перспективный план работы над проектом «Финансовая грамотность дошкольника»
Этапы проекта. Содержание работы с детьми. Содержание работы с родителями.
1 этап подготовительный. Работа с методической литературой, составление плана работы. Изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме.
2 этап
практический. Познавательное развитие:
Организованная образовательная деятельность: «Профессии родителей», «Бережное отношение к результатам чужого труда», «Профессии экономической сферы», «Путешествие денежки», «Товары в магазине», «Деньги –это.», «Бюджет семьи, доход, расход», «Копилка», «Деньги и покупки товаров в магазине», квест «Найди клад».
Просмотр и обсуждение презентаций на темы: «Мир профессий», «Знакомство с правилами экономии»; «Изготовление денег»
Беседы с детьми на темы: «Рациональное поведение в быту», «Заработная плата- оплата труда», «Какие бывают доходы и «разумные» покупки», «Основные и неосновные расходы», «Потребности человека», «Откладывать и копить», «Мой труд важен для благополучия моей семьи», «Все ли можно купить за деньги?».
Рассматривание и работа со схемой: «Потребности человека», «Экономический ресурсы»; «Природные ресурсы»; «Трудовые ресурсы»; «Семейный бюджет».
Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением: разной продукции; фотографий предприятий родного города; трудом взрослых и детей; денег; рекламы различных товаров
Демонстрационный материал «Что такое деньги?».Экскурсия в в магазин.
Просмотр мультфильмов: «Приключение Буратино», «Муха-Цокотуха», «Три медведя», «Лето в Простоквашино», «Дудочка и кувшин», «Золотая рыбка», «Лиса со скалочкой».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Мой любимый герой», «Для чего нужна вода?», «Природа для человека», «Бытовая техника», «Денежки»; «Реклама товара»
Лепка «Моя семья»; «Посуда» Аппликация:«Копилка»;«Одежда»; «Мой Банк»
Оригами «Подарок для друга» Дидактическая игра: «Дорисуй, чего не хватает».
Конструирование «Мы изобретатели», «Чудо-машины», «Магазин», «Банк».
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; русские народные сказки «По щучьему велению», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»; А. Барто «Вовка-добрая душа»; Н. Носов «Мишкина каша»; К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон»; И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»; С. Маршак «Откуда стол пришел»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;
Заучивание пословиц о деньгах, труде, лени. Разучивание стихотворений на экономическую тему. Отгадывание загадок по финансовой грамотности.
Дидактические игры: «Где лечат старые вещи?», «Доскажи словечко», «Все профессии нужны», «Назови профессии», «В гостях у трех поросят», «Вопросы и ответы», «Говорящие предметы», «Экономическая рыбалка»
Составление ребусов на тему: «Реклама», «Аукцион»
Разыгрывание сценок из сказок.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Чудо-машины», «Три дорожки»; игры с мячом «Я знаю», «Живое- неживое», «Орел и решка».
Игра- соревнование: «Экономическая рыбалка», «Кто быстрее разгрузит товар», «Мы охранники»;
Эстафета «Охранники на учении».
Социально-коммуникативное развитие:Сюжетно- ролевые игры : «Дом», «Магазин», «Семья», «Посуда», «Рынок», «Рекламное агенство» ; дидактические игры: «К какому товару эта реклама», «Кому что нужно для работы», «Найди, что лишнее», «Назови профессию», «Чудесные превращения», «Семейный бюджет», «Подбери предметы с одним назначением»; алгоритм «Расскажи-ка правильно»; сюжетно-дидактическая игра «Монетный двор», «Волшебное превращение денежки»; драматизация сказки «Три поросенка». Мультфильм «Приключения Буратино», «Лето в Простоквашино», «Кошкин дом», «Три медведя», «Лиса и заяц», «Муха Цокотуха».
Развлечение «Феечка копеечка». Творческая игра «Реклама», «Семейный бюджет».
Интерактивные игры «Что нужно для работы?», «Назови профессию»
Конструирование «Сеть магазинов».
Дидактическое пособие «В магазин», «Поговорим о деньгах», «Город профессий». Помочь в оформлении уголка по финансовой грамоте в группе.
Анкетирование родителей
«Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами»
Конкурс детского рисунка «Кем работает мама и папа».
Консультации для родителей:
«Безопасность ребенка в быту»;
«Семейный бюджет и ребенок»;
«Дети и деньги»;
«Наши потребности»;
«Семейный круг»;
Буклеты «Что Ваш ребенок знает о деньгах?»;
«Поощрение своего ребенка деньгами»
Папка-передвижка «Поговорим о деньгах»
Придумать и снять видеоролик рекламы товара.
3 этап
итоговый. Подведение итогов работы над проектом. Просмотр видеофильма «В магазин».
Итоговое мероприятие: Создание видеофильма на тему: «В магазин».
По реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Дети получили знания о том, что такое финансово-экономические понятия и категории.
2. Получили знания о новых профессиях и умеют рассказывать о них.
3. Научились вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
4. Стали понимать и ценить окружающий предметный мир как результат труда людей.
5. Осознавать на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд-продукты-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
6. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Заключение. Использование разнообразных форм работы с детьми позволило сформировать навыки финансовой грамотности дошкольников. Каждый человек имеет право стать финансово благополучным. Чтобы это произошло, первые шаги в освоении азбуки финансовой грамотности необходимо делать ребенку с детских лет в сопровождении воспитывающих взрослых.
Используемая литература:
Г. Н. Поварницина, Ю. А. Киселева «Финансовая грамотность дошкольника»;
Л. В. Любимова «Открытия Феечки Копеечки»;
Интернет ресурсы;
Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 128 с.
Материально – техническое обеспечение
мультимедийная аппаратура;
музыкальный центр;
коллекция мультфильмов;
литературно – художественный материал.